Дело № 2а-121/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года г.Болгар РТ
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре И.З. Мингазове,
с участием административного истца - помощника прокурора <адрес> РТ Е.В. Шувалова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Исполнительному комитету Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к переводу земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности исполнительного комитета Измерского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан. В ходе проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:37:050501:67, площадью 13536+/-1018 кв.м., расположенный в селе Вожи имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, однако на нём располагается кладбище. Данный земельный участок находится за пределами населённого пункта и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительным комитетом Измерского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан осуществляются мероприятия по захоронению на общественном кладбище, расположенном в селе Вожи. Согласно выписке из ЕГРН названный выше земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования – ритуальная деятельность. Использование земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в целях размещения на нём кладбища противоречит положениям, установленным статьёй 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, Исполнительным комитетом Измерского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан меры по изменению категории земельного участка под кладбищем не принимаются, соответствующее ходатайство в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не направлено, документы прилагаемые к ходатайству о переводе земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подготовлены. Просил признать бездействие Исполнительного комитета Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятия мер по переводу категории земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения незаконным и обязать административного ответчика в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 16:37:050501:67 из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию – «земли промышленности и иного специального назначения».
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалов административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Р.М. Валитов, извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалова, исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 2?, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 этой же статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В соответствии с п.15 ч.3 ст.15 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Измерское сельское поселение» Спасского муниципального района Республики Татарстан к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 2 ст. 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
В соответствии со ст.77 Земельного Кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статей 78 и 79 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Зоны, занятые кладбищами, крематориями, включаются в состав зон специального назначения (пункт 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно абзацу первому подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений, закрепленных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что уполномоченным органом, осуществляющим рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:37:050501:67, расположенный в границах Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешённого использования – для размещения кладбищ. Данный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Исполнительного комитета Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, находится за пределами населённого пункта и используется для размещения общественного кладбища, что противоречит действующему законодательству. Размещение общественного кладбища на земельном участке с кадастровым номером 16:37:050501:67 возможно только после перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель – «земли промышленности и иного специального назначения», однако мер по изменению категории земельного участка административным ответчиком до настоящего времени не принято.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> Республики Татарстан.
Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, а также принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, считает разумным установить двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Исполнительному комитету Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к переводу земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию удовлетворить.
Признать бездействие Исполнительного комитета Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по переводу категории земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения не соответствующим закону.
Обязать Исполнительный комитет Измерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 16:37:050501:67 из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию – «земли промышленности и иного специального назначения».
Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> Республики Татарстан в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.
Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин
Копия верна: судья Спасского
районного суда РТ Ф.Г. Батыршин