Дело №2а-121/2021
Решение принято в окончательной форме 21 мая 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Чупрыны В.И., при секретаре судебного заседания Цымбалюке Д.В.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3 и старшего помощника военного прокурора – войсковая часть 77932 старшего лейтенанта юстиции Логвиненко А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении гарнизонного военного суда с использованием системы видеоконференц-связи административное дело №2а-121/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <...><...> ФИО1 об оспаривании приказа начальника <...>, связанного с отчислением его из <...> по неуспеваемости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ начальника <...> от 30 апреля 2020 года №... (по личному составу) об отчислении его из <...> по неуспеваемости.
В судебном заседании административный истец названные требования поддержал. В их обоснование он и его представитель ФИО2, каждый в отдельности, указали, что административный истец проходил обучение в <...> на оценки «хорошо» и «отлично». Летом 2019 года курсанты с его факультета убыли на север для прохождения практики по специальности, он был оставлен командованием в расположении Военного института, в связи с чем он не смог на четвертом курсе пройти практику по независящим от него обстоятельствам. На пятом курсе его не допустили к занятиям, где необходим был доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, однако с приказом о прекращении такого доступа он ознакомлен не был. Полагали, что приказ об отчислении из <...> по неуспеваемости нарушает права ФИО1 на получение высшего образования. Просили о восстановлении срока на обращение в суд полагая, что он был пропущен по уважительной причине, так как с июня 2020 года ФИО1 находился под стражей в изоляторе, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела и не имел возможности обратиться в суд.
Административный ответчик – начальник <...>, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, направил своего представителя ФИО3
Суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил возможным рассмотреть дело в отсутствие начальника <...>.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административный иск ФИО1 не признал и, считая, что начальник <...> действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации и прав административного истца не нарушал, просил суд в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование своих возражений сослался на пропуск административным истцом срока обращения в суд, поскольку ФИО1 узнал о предполагаемом нарушении своих прав не позднее исключения его из списков личного состава – 14 мая 2020 года, а обратился в суд лишь в декабре того же года, то есть по истечении трех месяцев.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение старшего помощника военного прокурора Логвиненко А.Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, и исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. При этом, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Исходя из этих положений на законодательном уровне установлены гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов и предусмотрены соответствующие условия обучения и отчисления из государственных или муниципальных высших учебных заведений.
Кроме того, граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки, что предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Вопросы же, связанные с поступлением и прохождением военной службы, регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно положениям части 1 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении, в том числе, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В соответствии с положениями частей 2 и 10 статьи 81 указанного Закона, Федеральные государственные органы, указанные в части 1 настоящей статьи устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок организации и осуществления образовательной деятельности и порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию.
Применительно к <...>, такой порядок в соответствии с названным Федеральным законом установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данным приказом утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Порядок), Особенности организации указанной деятельности, а также Порядок отчисления из перечисленных федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Порядок отчисления).
Согласно Порядку отчисления, обучающиеся, проходящие военную службу по контракту, отчисляются из военно-учебного заведения, в том числе, по неуспеваемости, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, а также не прошедшие государственную итоговую аттестацию.
Материалы на представляемых к отчислению обучающихся рассматриваются на ученом совете (совете) военно-учебного заведения (филиала, института, факультета). Лицам, отчисленным из вуза, выдается справка об обучении или периоде обучения.
Отчисление обучающихся со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза (аналогичная норма содержится и в пункте 20 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Прохождение же военной службы лицами, отчисленными из военно-учебного заведения, осуществляется в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в соответствие с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» во взаимосвязи с подпунктом «ж» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, отчисление из военно-учебного заведения является безусловным основанием для увольнения такого военнослужащего с военной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО1, как успешно прошедший профессиональный отбор, приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 августа 2015 года №... (по личному составу) с 1 августа 2015 года зачислен курсантом на первый курс в <...> по военной специальности «<...>».
Министерством обороны Российской Федерации с ФИО1 6 марта 2017 года был заключен контракт на срок обучения в <...> и на пять лет военной службы после его окончания.
27 мая 2019 года в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 5 статьи 33 пунктов «а» и «г» части 4 статьи 228.1 УК РФ, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по месту дислокации ВИ (ВМ) ВУНЦ, о чем было уведомлено командование <...>.
Как следует из экзаменационной (зачетной) ведомости семестра №... от 30 июля 2019 года учебного года 2018/2019, ФИО1, допущенный к промежуточной аттестации – зачет с оценкой, по дисциплине «производственная практика (включая преддипломную)» в составе группы №... , на практику не прибыл, по результатом которой зачет с оценкой не получил.
Приказом начальника <...> от 26 августа 2019 года №... ФИО1 был переведен на 5 курс обучения условно в соответствии с пунктом 60 Порядка.
Из материалов административного дела следует, что в связи с отсутствием у административного истца возможности ликвидировать академическую задолженность в установленные пунктом 55 Порядка сроки, приказом начальника <...> от 30 апреля 2020 года №... (по личному составу) ФИО1 отчислен с 4 курса из этого военно-учебного заведения по неуспеваемости и, соответственно, на основании вышеуказанных норм закона уволен с военной службы в запас, а приказом того же воинского должностного лица от 12 мая 2020 года №... (по строевой части) он 14 мая 2020 года исключен из списков личного состава <...>.
Основанием к принятию решения об отчислении административного истца по неуспеваемости послужило представление начальника <...> от 29 апреля 2020 года, где обучался ФИО1, и ходатайство Ученого совета <...> от 29 апреля 2020 года.
Так, из выписки из протокола заседания Ученого совета <...> от 29 апреля 2020 года №... следует, что члены Ученого совета, заслушав доклад начальника факультета (вооружения) и рассмотрев характеризующие материалы на административного истца, и результаты его успеваемости, приняли единогласно решение ходатайствовать перед начальником <...> об отчислении курсанта 4 курса факультета (вооружения) ФИО1 из военно-учебного заведения по неуспеваемости.
Таким образом, отчисление ФИО1 из <...> было произведено в соответствии с требованиями пункта 1 Порядка отчисления.
Вступившим в законную силу приговором 224 гарнизонного военного суда от 11 августа 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении четырех преступлений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части 4 статьи 228.1 УК РФ и осужден с применением статьи 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 28 июня 2020 года содержался под стражей в качестве меры пресечения.
Анализируя указанные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что порядок отчисления из <...> административного истца и его досрочного увольнения с военной службы начальником <...> был соблюден. При этом, начальник <...> действовал в соответствии с законом, в пределах предоставленных этому воинскому должностному лицу полномочий, при наличии предусмотренных законом оснований для отчисления административного истца из <...> и увольнения его с военной службы. Суд также принимает во внимание, что административному истцу в <...> были созданы все необходимые условия и предоставлен длительный период времени для ликвидации имеющейся у него задолженности по производственной практике (включая преддипломную).
Что касается доводов административного истца и его представителя о неправомерности рассмотрения вопроса отчисления истца на Ученом совете <...>, то суд считает их несостоятельными, поскольку обязанность рассмотрения вопросов отчисления военнослужащих по неуспеваемости на ученом совете вуза прямо закреплена в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года №... . При этом, указанный приказ, вопреки доводам административного истца, не предусматривает обязательное проведение бесед с военнослужащим, представляемым на ученый совет для рассмотрения вопроса о его отчислении, равно как и не предусматривает личное участие обучающегося в рассмотрении советом данного вопроса.
При таких обстоятельствах, в связи с наличием у административного истца неликвидированной академической задолженности в установленные сроки, начальник <...> был обязан отдать приказ об отчислении административного истца из военно-учебного заведения по неуспеваемости, поскольку иное повлекло бы невыполнение начальником требований вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации, обязательного для исполнения должностными лицами органов военного управления.
При таких обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Кроме того, исходя из характера заявленных ФИО1 требований, вытекающих из публично-правовых отношений, они разрешаются судом по правилам, установленным главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 5 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу части 8 той же статьи КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности, а обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.
Как видно из материалов дела и установлено судом, о приказе начальника <...> от 30 апреля 2020 года №... (по личному составу) об отчислении из <...> по неуспеваемости административному истцу стало известно не позднее 14 мая 2020 года, когда последний был исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в Военный комиссариат, о чем он прямо пояснил в судебном заседании суда, а в суд обратился в декабре 2020 года.
Принимая во внимание то, что в судебном порядке ФИО1 оспорил приведенный выше приказ, а изложенные доводы в обоснование уважительности причин пропуска трехмесячного срока не подтверждают невозможность своевременного предъявления им в суд настоящего административного иска, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом без уважительных причин предусмотренного статьей 219 КАС срока обращения в суд с административным иском.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживался в судебном заседании административный истец и его представитель о том, что начало исчисление срока должно осуществляться с даты вступления приговора в законную силу, а мера пресечения по уголовному делу в виде заключения под стражу является уважительной для восстановления процессуального срока на обращение в суд, не могут быть признаны обоснованными, поскольку под временем, когда лицу стало известно о нарушении своих прав следует понимать не время осознания оспоренного приказа и удобное для ФИО1 время его оспорить, а время когда он узнал об этом приказе.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд по оспариванию приказа начальника <...> от 30 апреля 2020 года №... (по личному составу) в отношении ФИО1 не имеется.
Таким образом, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд признает административное исковое заявление ФИО1 необоснованным и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных им требований полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным приказа начальника <...> от 30 апреля 2020 года №... (по личному составу) об отчислении из Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» по неуспеваемости ФИО1, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-ом Западном окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий по делу