ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12202/17 от 30.01.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а - 981/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 30 января 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Холминовой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Гундобиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Учебно- информационный центр «СОКРАТ» к Прокуратуре города Вологды о признании незаконным представления об устранении нарушений закона,

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Учебно- информационный центр «СОКРАТ» (далее АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ») обратилась в суд с указанным выше административным иском.

В обоснование заявленных требований с учетом дополнительных оснований административный истец указал следующее. Прокурорская проверка является незаконной, поскольку не соответствовала предмету проверки, указанному в решении об ее проведении. Также прокуратурой был нарушен срок проведения проверки. Представление прокурора об устранении АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» нарушения Приказа Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1156 ввиду отсутствия специалиста с квалификацией «история» при проведении экзамена по истории России для иностранных граждан и лиц без гражданства является незаконным, поскольку экзаменационная комиссия для проведения комплексного экзамена на базе АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» была сформирована в полном составе.

АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» просит суд признать незаконными действия прокуратуры города Вологды при проведении проверки в отношении АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ», а также признать незаконным представление прокуратуры города Вологды от 14.11.2017, вынесенное по результатам проверки.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (далее РУДН).

В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова И.В. заявленные требования поддержала полностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика Груздев Е.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. В ходе проверки было установлено, что АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» при осуществлении своей деятельности допускает нарушения федерального законодательства, а именно в организации отсутствует специалист с квалификацией «История» при проведении экзамена по истории России для иностранных граждан и лиц без гражданства. Представление прокурора об устранении данного нарушения закона является законным и обоснованным. При проведении проверки АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» были соблюдены требования Федерального закона РФ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заинтересованного лица РУДН Лотогольц А.В. поддержал заявленные требования. РУДН является образовательной организацией, включенной в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен для иностранных граждан по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. 02.03.2017 между РУДН и АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» заключен договор оказания услуг по организации и проведению комплексного экзамена, в рамках которого АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» выполняет исключительно организационные функции. РУДН создана комиссии по проведению комплексного экзамена на базе АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ», в состав которой входят педагогические работники РУДН по направлениям «Филология» и (или) «Лингвистика», «История», «Юриспруденция».

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, удовлетворяет административный иск частично.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно п. 3 ст. 22 данного Закона прокурором или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе внести представление об устранении нарушений закона.

По делу установлено, что прокуратурой города Вологды по заданию Прокуратуры Вологодской области проведена проверка соответствия законодательству Российской Федерации деятельности АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» по организации тестирования иностранных граждан по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

По результатам проведенной прокурорской проверки 14.11.2017 внесено представление , согласно которому АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» обязано незамедлительно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений пункта 6 Формы и порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1156.

Из содержания оспариваемого представления прокурора следует, что в АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» отсутствует специалист с квалификацией «История» при проведении экзамена по истории России для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Не согласившись с вышеуказанным представлением АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» обратилось в суд с настоящим административным иском.

Доводы административного истца о незаконности прокурорской проверки со ссылкой на несоответствие проверки предмету, указанному в решении об ее проведении, подлежат отклонению ввиду их необоснованности.

В решении заместителя прокурора города Вологды о проведении проверки в отношении АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» было указано в качестве предмета проверки соблюдение требований законодательства о противодействии коррупции.

На основании ч.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

С целью проверки возможных проявлений коррупции при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации была проведена прокурорская проверка в отношении АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ».

Таким образом, проверка прокуратуры города Вологды в отношении административного истца соответствовала предмету проверки, указанному в решении об ее проведении.

Доводы АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» о нарушении сроков проведения проверки также являются несостоятельными.

В соответствии с указанным выше решением о проведении проверки от 13.11.2017 установлен срок проведения проверки с 13.11.2017 по 14.11.2017.

По результатам проведенной проверки 14.11.2017 вынесено оспариваемое представление , то есть в пределах установленного срока проведения проверки.

Доводы административного истца о незаконности проверки в связи с тем, что срок предоставления информации прокурору был сокращен до неполного рабочего дня, необоснованны.

13.11.2017 прокуратурой города Вологды в АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» была истребована необходимая для проверки информация, установлен срок ее предоставления до 17 час. 13.11.2017 года.

14.11.2017 АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» была предоставлена в прокуратуру города Вологды необходимая информация без указания на какие-либо трудности в ее предоставлении в столь короткий срок.

Таким образом, судом не установлено оснований для признания прокурорской проверки незаконной.

Проверка проведена уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре.

Вместе с тем, несмотря на законность проведения прокуратурой города Вологды проверки, суд приходит к выводу о том, что представление прокурора, внесенное по результатам данной проверки, является незаконным. При этом суд исходит из следующего.

На основании ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в ст. 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Одним из документов, подтверждающим указанные знания, является сертификат, который выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2017 № 856 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» установлен список организаций, имеющих право на выдачу сертификатов, подтверждающих владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданином.

В число данных организаций входит Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2017 № 1156 утверждены форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее Порядок проведения экзамена).

Согласно пункту 1 Порядка проведения экзамена настоящий Порядок определяет правила проведения экзамена образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации и форму его проведения.

02.03.2017 между РУДН и АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» заключен договор оказания услуг по организации и проведению комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 договора АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» приняла на себя обязанность по перечислению РУДН денежных средств за проведение комплексного экзамена по поручению лиц, желающих пройти комплексный экзамен.

Из содержания договора следует, что в его рамках АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» выполняет исключительно организационные функции, что соответствует пункту 5 Порядка проведения экзамена, согласно которому в случае, если комплексный экзамен проводится за пределами организации, проводящей комплексный экзамен, она вправе организовать проведение комплексного экзамена через иную организацию на основании соответствующего соглашения.

Согласно пункту 6 Порядка проведения экзамена для проведения комплексного экзамена организация, проводящая экзамен, создает комиссию по проведению комплексного экзамена.

Состав комиссии по проведению комплексного экзамена, возглавляемой председателем данной комиссии, формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлению подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика», «История», «Юриспруденция».

В ходе прокурорской проверки было установлено, что в АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» отсутствует специалист с квалификацией «История» при проведении экзамена по истории России для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вывод прокуратуры города Вологды о том, что АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» нарушила пункт 6 Порядка проведения экзамена ввиду отсутствия в организации специалиста с квалификацией «История» при проведении комплексного экзамена, является неправомерным в силу следующего.

АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» не входит в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен и утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2017 № 856, поэтому на АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» не распространяются требования Порядка проведения экзамена.

Таким образом, АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» не является надлежащим субъектом спорных правоотношений.

Ответственность за надлежащее проведение комплексного экзамена и его соответствие требованиям Порядка проведения экзамена, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2017 № 1156, несет образовательная организация, проводящая экзамен и имеющая право на выдачу сертификатов, подтверждающих владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданином.

Данной образовательной организацией по настоящему делу является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», но не АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ».

На основании изложенного суд считает, что административный иск АНО ДО «УИЦ «СОКРАТ» о признании незаконным представления Прокуратуры города Вологды от 14.11.2017 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Учебно-информационный центр «СОКРАТ» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить представление Прокуратуры города Вологды от 14.11.2017 об устранении автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Учебно - информационный центр «СОКРАТ» нарушений закона.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 05.02.2018 года.

Судья В.Н. Холминова