ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1220/19 от 17.09.2019 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1220/2019

Поступило в суд 05.07.2019 г.

УИД 54RS0013-01-2019-002074-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Мельчинского С.Н.

при секретаре Затонских Е.В.

с участием прокурора Стулиной О.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими отдельных положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство»,

установил:

Административный истец прокурор г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими отдельных положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство».

В обоснование исковых требований указал, что 20.12.2017г. администрацией г. Бердска принято постановление № 3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство». В соответствии со ст. 25.1 Устава города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов г. Бердска от 18.06.2015 № 633, нормативный правовой акт обнародован путем размещения в общедоступных местах, определенных указанной статьей Устава, и размещен на официальном сайте администрации города Бердска. Отдельные положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства, постановление содержит коррупциогенный фактор.

Согласно п. 2 раздела I Регламента муниципальная услуга предоставляется физическим и юридическим лицам в целях внесения изменений в разрешение на строительство. Понятие заявителя, приведенное в Регламенте, не соответствует п. 3 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так как не относит к числу заявителей уполномоченных представителей физических и юридических лиц.

В соответствии с п. 3 раздела I Регламента при получении от заявителя письменного обращения о предоставлении информации по вопросам предоставления муниципальной услуги, в том числе о ходе предоставления муниципальной услуги, информирование осуществляется в письменной форме посредством почтового отправления или в электронной форме. Письменный ответ подписывается Главой города Бердска, либо уполномоченным им лицом, содержит фамилию и номер телефона исполнителя и выдается заявителю лично или направляется по почтовому адресу, указанному в обращении, или по электронной почте, указанной в обращении, или через ЕПГУ. Пункт 3 раздела I Регламента не соответствует ч. 4 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 355-ФЗ, вступившего в силу с 08.12.2017), поскольку предусматривает возможность направления ответа в письменной форме на обращение, поступившее в электронной форме.

Согласно п. 4 раздела II Регламента срок предоставления муниципальной услуги – не более чем 10 (десять) рабочих дней со дня получения уведомления о переходе прав на земельный участок (об образовании земельного участка). Однако, в силу ч. 21.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение принимается органом местного самоуправления в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство. Пункт 4 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - «неполнота административных процедур», так как не устанавливает порядок и срок рассмотрения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство.

Частью 21.14 ст. 51 ГрК РФ также предусмотрено, что в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Перечень документов, предоставляемых заявителем самостоятельно для получения муниципальной услуги (п. 7 раздела II Регламента) не соответствуют ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, поскольку не предусматривает предоставление документов, указанных в п.п. 1, 1.1, 3, 4, 5, 6, 6.2, 7, 8, 9 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Перечень документов, запрашиваемых по каналам межведомственного взаимодействия (п. 8 раздела II Регламента), не соответствуют ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ, поскольку не предусматривает запрос документов, указанных в п.п. 1, 1.1, 3, 4, 5, 7, 9 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Входящий в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 210-ФЗ в структуру административного регламента стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает, в том числе, требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (п. 12 ст. 14 Закона № 210-ФЗ). Согласно п. 17 раздела II Регламента территория, прилегающая к зданию, оборудуется парковочными местами для стоянки легкового автотранспорта, в том числе не менее десяти процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и других маломобильных групп населения. В соответствии с ч. 9 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 477-ФЗ, вступившего в силу с 09.01.2018) (далее – Закон № 181-ФЗ) на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Пункт 17 раздела II Регламента не соответствует ч. 9 ст.15 Закона № 181-ФЗ, поскольку предусматривает оборудование парковочных мест только для автотранспортных, а не любых транспортных средств инвалидов, и не предусматривает оборудование парковочных мест для транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Разделом V Регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих. Однако, положениями раздела V Регламента в нарушение главы 2.1 Закона № 210-ФЗ не предусмотрено право обжалования действий (бездействия) муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра. Статьей 11.1 Закона № 210-ФЗ предусмотрен перечень случаев, при которых заявитель может обратиться с жалобой на решение и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего. Перечень указанных случаев, предусмотренных п. 1 раздела V Регламента, не соответствует перечню, предусмотренному ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ, так как не предусматривает таких случаев обращения с жалобой как: нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги (п. 8 ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ); приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 9 ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ).

11.10.2018г. прокурором г. Бердска на постановление администрации города Бердска от 20.12.2017 № 3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» принесен протест, одним из требований которого являлось приведение в соответствие муниципального правового акта федеральному законодательству. Согласно ответу заместителя главы администрации (по строительству и городскому хозяйству) от 09.01.2019 № 4-05/01-18 администрацией г. Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 20.12.2017 № 3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», в настоящий момент административный регламент проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска. После завершения процедуры согласования административный регламент будет направлен в прокуратуру города Бердска. До настоящего времени администрацией г. Бердска постановление администрации города Бердска от 20.12.2017 № 3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» не приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства. Административный регламент в прокуратуру города Бердска не направлен. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Указанные выше несоответствия Регламента федеральному законодательству нарушают права субъектов градостроительной деятельности на получение муниципальной услуги по внесению изменений в разрешение на строительство надлежащего качества и в установленный законом срок, а также на обжалование решений, действий (бездействия) муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра.

По указанным основаниям прокурор г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц просит: 1) признать противоречащими и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 раздела I Регламента - пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункт 3 раздела I Регламента - части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 4 раздела II Регламента - части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 7 раздела II Регламента - пунктам 1, 1.1, 3, 4, 5, 6, 6.2, 7, 8, 9 части 7 ст. 51 ГрК РФ, пункт 8 раздела II Регламента - пунктам 1, 1.1, 3, 4, 5, 7, 9 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, пункт 17 раздела II Регламента - части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», раздел V Регламента - главе 2.1 Закона № 210-ФЗ (в части обжалования действий (бездействия) муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра), пункт 1 раздела V Регламента - пунктам 8, 9 ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ; 2) опубликовать решение суда в течение месяца после вступления его в законную силу в газете «Бердские новости».

В судебном заседании прокурор Стулина О.Ж. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Бердска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что администрацией города Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 20.12.2017г. №3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство». В настоящий момент административные регламенты проходят процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска. После завершения процедуры согласования административный регламент будет направлен в прокуратуру г. Бердска.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 декабря 2017г. администрацией города Бердска принято постановление №3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство».

Указанное постановление было обнародовано 28 декабря 2017г. в соответствии со ст. 25.1 Устава города Бердска, что следует из письма администрации города Бердска от 25 июня 2019г. (л.д. 28).

Пунктом 1 постановления администрации города Бердска от 20 декабря 2017г. № 3576 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство».

Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, порядок и формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих.

Согласно п. 2 раздела I административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» муниципальная услуга предоставляется физическим и юридическим лицам (далее – заявитель) в целях внесения изменений в разрешение на строительство.

В соответствии с п. 3 раздела I административного регламента при получении от заявителя письменного обращения о предоставлении информации по вопросам предоставления муниципальной услуги, в том числе о ходе предоставления муниципальной услуги, информирование осуществляется в письменной форме посредством почтового отправления или в электронной форме. Письменный ответ подписывается Главой города Бердска, либо уполномоченным им лицом, содержит фамилию и номер телефона исполнителя и выдается заявителю лично или направляется по почтовому адресу, указанному в обращении, или по электронной почте, указанной в обращении, или через ЕПГУ.

Согласно п. 4 раздела II административного регламента срок предоставления муниципальной услуги – не более чем 10 (десять) рабочих дней со дня получения уведомления о переходе прав на земельный участок (об образовании земельного участка).

Согласно п. 7 раздела II административного регламента к перечню необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги документов, предоставляемых самостоятельно заявителем, относятся:

уведомление о переходе прав на земельный участок (об образовании земельного участка) по образцам (приложение №2 к административному регламенту) с указанием реквизитов следующих документов:

правоустанавливающие документы на земельный участок – в случае смены правообладателя земельного участка (в случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, заявитель представляет копию таких документов);

решение об образовании земельных участков – в случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых выдано разрешение на строительство, либо в случае раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;

градостроительный план земельного участка, на котором планируется строительство, реконструкция объекта капитального строительства, - в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство.

Согласно п. 8 раздела II административного регламента документы и информация, запрашиваемые в том числе в электронной форме по каналам межведомственного взаимодействия, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, но которые заявитель может представить по собственной инициативе:

правоустанавливающие документы на земельный участок – в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области;

градостроительный план земельного участка – в администрации;

решение об образовании земельных участков – в администрации.

На основании п. 17 раздела II административного регламента территория, прилегающая к зданию, оборудуется парковочными местами для стоянки легкового автотранспорта, в том числе не менее десяти процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и других маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 1 раздела V административного регламента заявители вправе обжаловать действия (бездействие) администрации, а также должностных лиц, сотрудников администрации, принимающих участие в предоставлении муниципальной услуги, а также решения, принимаемые такими лицами в ходе предоставления муниципальной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;

нарушение срока предоставления муниципальной услуги;

требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;

отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;

отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

отказ администрации, должностного лица администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Полагая вышеуказанные пункты принятого нормативного правового акта противоречащими требованиям федерального законодательства и содержащими коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общих правил, прокурор г. Бердска обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.

Действия по рассмотрению заявления о внесении изменений в разрешение на стрпоительство являются административной процедурой и муниципальной услугой.

В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга ), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги ), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Проверяя соответствие содержания административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В соответствии с ч. 21.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

Согласно ч. 7.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

В соответствии с ч. 9 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 настоящего Федерального закона;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;

9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, пункт 2 раздела I, пункт 3 раздела I, пункт 4 раздела II, пункт 7 раздела II, пункт 8 раздела II, пункт 17 раздела II, раздел V, пункт 1 раздела V административного регламента противоречат действующему законодательству в части понятия заявителя, формы направления ответа на обращение, срока предоставления муниципальной услуги, перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предоставления муниципальной услуги инвалидам, перечня случаев, при которых заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих.

На данный правовой акт 11 октября 2018 года прокурором г. Бердска принесен протест (л.д. 22-25).

Как следует из письма администрации города Бердска от 09.01.2019 №4-05/01-18 администрацией города Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 20.12.2017 №3576 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», в настоящий момент административный регламент проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска (л.д. 26).

Однако, до настоящего времени административный регламент применяется в редакции, противоречащей действующему федеральному законодательству.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом всех установленных при настоящем рассмотрении дела обстоятельств, принимая во внимание, что положения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», утвержденного постановлением администрации города Бердска от 20 декабря 2017 г. №3576, противоречат федеральному законодательству, суд находит заявленные прокурором города Бердска требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Бердска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоречащими и недействующими пункт 2 раздела I административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», утвержденного постановлением администрации города Бердска от 20 декабря 2017 г. №3576, - пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункт 3 раздела I административного регламента - части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 4 раздела II административного регламента - части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 7 раздела II административного регламента - пунктам 1, 1.1, 3, 4, 5, 6, 6.2, 7, 8, 9 части 7 ст. 51 ГрК РФ, пункт 8 раздела II Регламента - пунктам 1, 1.1, 3, 4, 5, 7, 9 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, пункт 17 раздела II административного регламента - части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», раздел V административного регламента - главе 2.1 Закона № 210-ФЗ (в части обжалования действий (бездействия) муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра), пункт 1 раздела V административного регламента - пунктам 8, 9 ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ.

Опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Бердские новости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 20 сентября 2019г.

Председательствующий С.Н. Мельчинский