Дело № 2а-1220/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Агафоновой А.С.,
с участием старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В.,
с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителей административного ответчика Воткинской городской Думы, ФИО7, выступающей на основании доверенности от 03.06.2019г., ФИО8, выступающей на основании доверенности от 11.07.2019г., представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Удмуртской Республики, ФИО9, выступающей на основании доверенности от 28.05.2019г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5, ФИО6 к Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Удмуртской Республики, Воткинской городской Думе о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Удмуртской Республики №98.1 от 23 мая 2019 года об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, о признании незаконным решения Воткинской городской Думы №405-РП от 17 мая 2019 года,
установил:
ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО13 (далее – административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Воткинской городской думе, Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, в котором просят признать незаконными: постановление территориальной избирательной комиссии города Воткинска УР № 98.1 от 23 мая 2019 года, об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, а также решение Воткинской городской Думы № 405-РП от 17 мая 2019 года, мотивируя свои требования следующим.
16 апреля 2019 года инициативной группой по проведению местного референдума, в территориальную избирательную комиссию города Воткинска УР, было направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Воткинска Удмуртской Республики. Постановлением № 97.1 от 29 апреля 2019 года, территориальная избирательная комиссия г. Воткинска УР, руководствуясь п. 5 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 12.06.2002г. № 67 - ФЗ), п.7 ст. 22 Закона УР от 28.04.2007г. № 19-РЗ «О местном референдуме в Удмуртской Республике» направила представленные документы в Воткинскую городскую Думу для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67- ФЗ.
В ходе проведенной 17 мая 2019 года 45 внеочередной сессии Воткинской городской Думы, было принято решение № 405-РП, об утверждении «Заключения по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.
23 мая 2019 года территориальной избирательной комиссией города Воткинска УР было принято Постановление № 98.1 об отказе в регистрации инициативной группы, в связи с принятым Воткинской городской Думой решением № 405-РП от 17 мая 2019 года об утверждении «Заключения по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вопроса, предлагаемого инициативной группой, для вынесения на местный референдум» (далее - «Заключение»), в котором сделан вывод о несоответствии требованиям, установленным пунктами 6,7 (по двум основаниям) и 8 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67 - ФЗ.
Считаем, что принятие Воткинской городской Думой решения № 405-РП от 17.05.2019г. незаконно. В основу принятого решения положено «Заключение», с доводами которого административные истцы не согласны по следующим основаниям:
в части несоответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, в части отнесения вопроса об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, не основана на нормах права. Так, статья 130 Конституции РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 6.10. 2003 года № 131-ФЗ), п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 - ФЗ указывают на непосредственное решение населением вопросов местного значения, которое возможно посредством проведения местного референдума. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Инициативная группа увязывает вопрос, поставленный для проведения местного референдума, с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 6.10. 2003 года № 131- ФЗ - с организацией электроснабжения населения города. Так, в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится вопрос организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
в части несоответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, полагаем, что трактовка вопроса и его изложение, в «Заключении», с возможностью множественного толкования - надуманна. Так, при моделировании возможных вариантов ответов на поставленный вопрос в «Заключении»— искажена сама суть поставленного вопроса. При анализе поставленного вопроса - участники референдума будут отвечать на вопрос - согласны ли они на продажу основных фондов МУП «Воткинские городские электрические сети» или нет.
Согласно «Бухгалтерскому словарю», издание 2-е, дополненное, Москва, «Финансы и статистика», 1996г., составитель ФИО16, (стр. 118), к Основным средствам (фондам) относятся средства труда (здания, сооружения, машины, инвентарь и т.д.) производственного и непроизводственного назначения. В составе основных фондов главная роль принадлежит орудиям производства (машинам и оборудованию). В бухгалтерском учете основные средства подразделяются на группы в соответствии с их типовой классификацией, (стр. 84). Классификация основных средств (фондов) - группировка основных средств по определенным признакам, используемая в планировании, учете и отчетности. В зависимости от функционального назначения основные средства делятся на производственные и непроизводственные. К первым относятся такие, которые непосредственно или косвенно участвуют в процессе производства, ко вторым относятся здания, сооружения, оборудование, машины и т.д. Поэтому в предлагаемом вопросе референдума «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества - основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электросети» (ИНН <***>) слова - (трансформаторные подстанции, линии электропередач) классифицируют признак фондов первой группы. Также согласно правилам правописания русского языка слова, поставленные в скобки являются расшифровкой, разъяснением основной фразы или слова стоящего перед скобками.
Следовательно, вывод в представленном к утверждению депутатам Воткинской городской Думы «Заключении» о том, что предлагаемая часть имущества - основных производственных фондов состоит из двух видов объектов - трансформаторных подстанций и линий электропередач, и что права участников референдума выбравших в связи с этим для себя различные варианты ответов - не могут быть реализованы в рамках действующего законодательства - надуманы, не соотносятся с фабулой вопроса.
в части несоответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, в части неопределенности правовых последствий. С доводами «Заключения» в этой части административные истцы не согласны. Так, пункт 9 статьи 73 Федерального закона от 12.06. 2002 года № 67-ФЗ указывает, если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
Следовательно, вывод, указанный в «Заключении», о появлении каких-либо неопределенностей правовых последствий, не соответствует указанной норме закона.
в части несоответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Так, согласно указанного пункта на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Поставленный инициативной группой вопрос, для проведения местного референдума, не затрагивает положения вышеуказанного пункта. Поставленный инициативной группой вопрос связан с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
В порядке ст. 46 КАС РФ в судебном заседании административными истцами дополнено основание иска следующим в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003г. Воткинская городская Дума должна была принять решение о соответствии или несоответствии вопроса, выносимого инициативной группой на местный референдум законодательству РФ. В случае несоответствия указанного вопроса законодательству РФ, Территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации инициативной группы.
Воткинская городская Дума приняла решение № 405-РП от 17.05.2019г. об утверждении «Заключения о соответствии требованиям статьи 12 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Указанное решение было направлено в Территориальную избирательную комиссию г. Воткинска УР, которая своим Постановлением № 98.1. от 23.05.2019г. отказала в регистрации инициативной группы. Воткинская городская Дума не принимала решения о несоответствии вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 -ФЗ. Воткинская городская Дума приняла решение об утверждении «Заключения о соответствии вопроса требованиям статьи 12 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67 -ФЗ...». Следовательно, у Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска УР не было оснований отказывать в регистрации инициативной группы.
Административные истцы ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО13 в судебном заседании, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не присутствуют. Рассмотрение дела в судебном заседании административные истцы ФИО10, ФИО11, ФИО15, ФИО12 просили провести в их отсутствие. Дело в порядке ст. 243 КАС РФ рассмотрено в отсутствие административных истцов.
Административные истцы ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержали по доводам, в нем изложенным, кроме того поддержали пояснения друг друга, данные в ходе судебного заседания.
Дополнительно административный истец ФИО1 пояснил, что 15.05.2019г. выступал на Дне депутата и 17.05.2019г. на сессии Воткинской городской думы, о чем для обозрения представил выступление в письменной форме. Считает, что в решении Воткинской городской думы должно было быть указано о несоответствии вопроса, предлагаемого для проведения референдума, требованиям ст. 12 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ. Вопрос в полной мере соответствует требованиям указанной статьи. Какой-либо множественности толкования вопроса не имеется, вопрос понятен и не требует при толковании его формулировки помощи специалиста-лингвиста, либо эксперта.
Дополнительно административный истец ФИО4 пояснил, что постановка вопроса на референдум связана с письмом Генералова «Корпорация развития Удмуртской Республики» об установлении Администрации города сроков для продажи имущества Воткинских электросетей (далее – ВГЭС), в частности, в приложении к указанному письму говорилось о продаже именно трансформаторных подстанций, линий электропередач. С целью недопущения продажи основного имущества ВГЭС, на местный референдум было решено вынести вопрос именно о продаже (отчуждении) и именно основных производственных фондов – трансформаторных подстанций и линий электропередач. Уже в апреле месяце было принято решение о продаже имущества ВГЭС, именно поэтому в мае Воткинская городская дума по надуманным основаниям отказала в проведении референдума. Считает, что по итогам рассмотрения вопроса Воткинская гордума должна была принять решение в виде протокольной выписки. В настоящее время имущество ВГЭС продано, люди перешли работать в другую компанию, ВГЭС сменила род деятельности, суд поздно назначил дело к рассмотрению. Референдум в случае удовлетворения требований административным истцов будет проведен, что будет являться основанием для оспаривания сделки, состоявшейся по итогам конкурса купли-продажи недвижимого и движимого имущества ВГЭС. Трансформаторные подстанции и линии электропередач основное имущество ВГЭС, и они не разделимы, это понятно любому гражданину.
Дополнительно административный истец ФИО3 пояснил, что имеет сведения, согласно которым на депутатов Воткинской городской думы оказывалось давление при голосовании, а именно, чтобы голосовали «ЗА» принятие решение о несоответствии вопроса для проведения референдума.
Дополнительно административный истец ФИО6 пояснил, что консультировался по телефону с известным специалистом – учителем русского языка 6 школы – бывшим ее директором, а также при постановке вопроса также инициативная группа получала консультации специалистов в области русского языка, при этом все специалисты пояснили, что какой-либо множественности толкования вопроса для референдума не имеется.
Дополнительно административный истец ФИО2 пояснил, что в России референдумы Конституцией РФ предусмотрены, но по факту не проводятся, поскольку очень много всего нужно выполнить и сделать, чтобы соблюсти условия назначения референдума. Референдума не будет, но административный иск поддерживает. Развалили всю систему электроснабжения, о чем знает, поскольку с 1962г. работал в энергосистеме. Все началось с Чубайса.
Дополнительно административный истец ФИО5 пояснил, что нельзя допустить продажу Воткинских сетей, ранее уже была озвучена цена продажи 346 млн. руб., данная сумма значительно заниженная, все было предрешено заранее, поэтому Дума фактически отказала в назначении референдума, зная, что вопрос о продаже уже решён. Нужно было спросить депутатов, почему они так голосовали, может они хотели голосовать тайно.
Представитель административного ответчика Воткинской городской думы ФИО7, действующая на основании доверенности от 03.06.2019 года, в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду письменные возражения на иск, доводы которых поддержала в судебном заседании в полном объеме.
Представитель Воткинской городской думы ФИО8, выступающая на основании доверенности от 11.07.2019г., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснения и возражения представителя ФИО7 поддержала в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска УР ФИО9, выступающая на основании доверенности от 28.05.2019г., требования административных истцов не признала. Представила возражения на административный иск, доводы которых поддержала в судебном заседании в полном объеме.
Заинтересованное лицо представитель МУП «Воткинские городские электрические сети», будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствует. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП «ВГЭС». В порядке ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, выслушав сторону административного истца и административных ответчиков, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- согласно сайта nalog.ru, Воткинская городская дума является действующим юридическим лицом, расположенным по адресу УР, <...>, председателем Воткинской городской думы является ФИО17;
- согласно выписок из протокола Сорок пятой внеочередной сессии Воткинской городской Думы шестого созыва от 17.05.2019г., на Сорок пятой внеочередной сессии Воткинской городской Думы шестого созыва присутствовали 21 депутатов, в том числе: ФИО18, ФИО19, ФИО20, К.В., ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО17, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, отсутствовали депутаты: ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41. Сессию вел Председатель Воткинской городской Думы ФИО17. Секретарь сессии – начальник отдела документационного обеспечения Документационно-аналитического управления городской Думы ФИО42. Присутствовали: начальник Документационно-аналитического управления ФИО43, начальник отдела правовой экспертизы и нормотворчества ФИО7. Приглашенные: Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска ФИО44, члены инициативной группы по проведению местного референдума – ФИО1, ФИО3; проект решения «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принят за основу (за – 19, против – 2, воздержалось – 0). Решение «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принято в целом (за- 20, против – 1, воздержалось – 0);
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 09.06.2015г. №125.5-5, полномочия Избирательной комиссии муниципального образования «Город Воткинск» возложены на территориальную избирательную комиссию г. Воткинска;
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 09.06.2015г. №125.5-5, председателем территориальной избирательной комиссии г. Воткинска назначена ФИО44;
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 08.12.2015г. №145.11-5 членами территориальной избирательной комиссии г. Воткинска с правом решающего голоса назначены ФИО45, ФИО46, ФИО44, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО9, ФИО52, ФИО53, ФИО37;
- согласно постановления Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 17.12.2015г. №1.5, секретарем территориальной избирательной комиссии г. Воткинска избрана ФИО9;
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 16.01.2018г. №5.4-6, член территориальной избирательной комиссии г. Воткинска ФИО46 освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий на основании личного заявления;
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 25.01.2018г. №7.4-6, членом территориальной избирательной комиссии г. Воткинска с правом решающего голоса назначена ФИО54,
- согласно постановления Центральной избирательной комиссии УР от 19.10.2018г. №36.1-6, член территориальной избирательной комиссии г. Воткинска ФИО37 освобождена от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий на основании избрания депутатом Воткинской городской Думы шестого созыва по Центральному избирательному округу №4 и на основании личного заявления, членом территориальной избирательной комиссии г. Воткинска с правом решающего голоса назначен ФИО55;
- решением Воткинской городской Думы от 17.05.2019г. №405-РП, подписанного председателем городской Думы ФИО17, принятого по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, утверждено заключение по вопросу соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>)» (прилагается), согласно которого указанный вопрос, выносимый на местный референдум (далее – вопрос, вопрос на референдум), не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 23.05.2019г. №98.1 подписанного председателем территориальной избирательной комиссии г. Воткинска ФИО44, секретарем территориальной избирательной комиссии г. Воткинска ФИО9 отказано инициативной группе из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики по выдвижению инициативы проведения местного референдума в регистрации;
- согласно протокола №1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории города Воткинска УР от 14.04.2019г. (участники инициативной группы являются административными истцами) были приняты следующие решения: председателем собрания избран ФИО6, секретарем собрания ФИО1, избрана счетная комиссия для подведения итогов открытого голосования из следующих лиц: ФИО3, ФИО12, избраны рабочие органы собрания: председатель собрания - ФИО6, секретарь собрания – ФИО1, счетная комиссия для подведения итогов открытого голосования в составе: ФИО3, ФИО12, образовать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Воткинска по продаже (отчуждению) части имущества - основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>) в составе 12 человек из числа присутствующих, о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории города Воткинска по вопросу продажи (отчуждения) части имущества - основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>), утверждении следующей формулировки вопроса местного референдума: Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества - основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>), назначении уполномоченными представителями инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Воткинска следующих лиц: ФИО1 ФИО3, ФИО11, в случае рассмотрения и разрешения административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов инициативной группы и их членов, уполномоченных представителей инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, уполномочить правами представителей на осуществление самостоятельно основных процессуальных действий, назначении из числа членов инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, уполномоченного по финансовым вопросам ФИО15;
- согласно сопроводительного письма от 15.04.2019г., в адрес территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от инициативной группы по проведению местного референдума 15.04.2019г. подано ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума с приложением протокола №1 собрания инициативной группы о выдвижении инициативы местного референдума от 14.04.2019г.;
- актом о приеме документов от уполномоченного члена инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума от 16.04.2019г. 09 час. 40 мин., от ФИО3, уполномоченного члена инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума ФИО44 приняты следующие документы: сопроводительное письмо, ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, протокол №1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы местного референдума от 14.04.2019г.
- Территориальной избирательной комиссией г. Воткинска осуществлен запрос в адрес начальника Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике с приложением списка физических лиц инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума для проведения проверки достоверности паспортных данных, наличия у кандидатур гражданства Российской Федерации, а также для проверки на предмет наличия места жительства на территории г. Воткинска;
- согласно сведениям, представленным зам. начальника Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике 26.04.2019г., сведения о паспортных данных, наличия гражданства Российской Федерации и места жительства на территории г. Воткинска, членов инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума достоверны;
- согласно извещения Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 23.04.2019г., уполномоченные представители инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума уведомление о том, что принятие решения о направлении представленных документов в Воткинскую городскую Думу для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального закона, либо об отказе в регистрации инициативной группы состоится 29 апреля 2019 года в 15 часов 30 минут в помещении территориальной избирательной комиссии города Воткинска по адресу <...> каб. 333;
- постановлением от 29.04.2019г. Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска №97.1 постановлено направить представленные документы инициативной группой в Воткинскую городскую Думу для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требования Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- согласно сопроводительного письма Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 30.04.2019г., председателю Воткинской городской думы ФИО17 направлено постановление Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска №97.1 от 29.04.2019г., а также ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, протокол №1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы местного референдума от 14.04.2019г.;
- согласно извещения Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 21.05.2019г., уполномоченные представители инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума уведомление о том, что принятие решения о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы местного референдума, либо об отказе в регистрации инициативной группы состоится 23.05.2019г. в 17 часов 00 минут в помещении территориальной избирательной комиссии г. Воткинска по адресу <...> каб. 333;
- из протокола №98 Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 23.05.2019г. следует, что принято решение отказать инициативной группе из числа жителей г. Воткинска Удмуртской Республики по выдвижению инициативы проведения местного референдума в регистрации (голосование «ЗА»- 9, «ПРОТИВ» - 1);
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами по делу не оспариваются.
Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав административных истцов и представителей административных ответчиков, заключение прокурора, полагавшей требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, проверяя наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемых актов, пришел к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ч. 13 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон №67-ФЗ), основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 75 ФЗ №67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулирован нормами главы 24 КАС РФ, производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулирован главной 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Административные истцы просят признать незаконными постановление территориальной избирательной комиссии города Воткинска УР № 98.1 от 23 мая 2019 года, об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, а также решение Воткинской городской Думы № 405-РП от 17 мая 2019 года, нарушающие избирательные права административных истцов.
Согласно ч.ч. 8-9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Анализируя оспариваемое решение Воткинской городской Думы, суд приходит к следующим выводам.
Как предусмотрено положениями статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации (пункт 8). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).
Проверив полномочия Воткинской городской Думы на принятие оспариваемого решения и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого решения, суд отмечает следующее.
Решением Городской Думы г. Воткинска от 09.06.2005г. №259 «О принятии устава МО «Город Воткинск», принят Устав МО «Город Воткинск» (далее – Устав).
Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 30 Устава, Воткинская городская Дума – представительный орган муниципального образования «Город Воткинск», обладающий правом представлять интересы населения муниципального образования (городского округа) «Город Воткинск» и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования «Город Воткинск». Воткинская городская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Согласно ст. 40 Устава п. 28, к компетенции Воткинской городской Думы относится, в том числе, принятие решения о назначении муниципальных выборов, формирование Городской избирательной комиссии, принятие решения о назначении местного референдума в соответствии с федеральными законами, законами Удмуртской Республики.
30.04.2019г. территориальной избирательной комиссией г. Воткинска УР, направлено и получено Воткинской городской думой постановление территориальной избирательной комиссии г. Воткинска УР от 29.04.2019г. №97.1, а также ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, протокол №1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы местного референдума от 14.04.2019г. Соответственно, Воткинская городская Дума, как представительный орган муниципального образования МО «Город Воткинск» обязана проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 6 ст. 36 Закона №67-ФЗ) и полномочна была принимать оспариваемое решение.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу ст. 54 п.п. 3 п. 1 и п. 3 Устава, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты Воткинской городской Думы; Воткинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Воткинск», решение об удалении Главы муниципального образования «Город Воткинск» в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Воткинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Уставом.
Таким образом, оспариваемый административным истцом правовой акт принят Воткинской городской думой в пределах полномочий, в установленных форме и виде.
Доводы административных истцов о том, что Воткинская городская дума не принимала решение о соответствии либо несоответствии вопроса, выносимого на местный референдум положениям ст. 12 Закона №67-РЗ, что решение должно было быть принято в виде протокольной выписки, суд находит не основанными на материалах дела и законе.
Так, оспариваемое решение принято в форме решения, что не противоречит положениям Устава МО «Город Воткинск», а также положениям ст. 43 Закона №131-ФЗ, ст. 36 Закона №67-РЗ.
При этом из содержания текста оспариваемого решения очевидно следует, что решение Воткинской городской Думой принято по вопросу соответствия требованиям ст. 12 Закона №67-ФЗ вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, по результатам рассмотрения поступивших в Воткинскую городскую Думу из Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска документов и материалов, в том числе, постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска УР от 29.04.2019г. №97.1, а также ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, протокола №1 собрания инициативной группы из числа жителей города Воткинска Удмуртской Республики о выдвижении инициативы местного референдума от 14.04.2019г. Указанным решением утверждено заключение о несоответствии вопроса, выносимого на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>)» требованиям ст. 12 Закона №67-ФЗ. С учетом указанных обстоятельств, утверждение о непринятии решения о соответствии и несоответствии вопроса, предлагаемого на местный референдум, прямо опровергается содержанием принятого решение.
При этом суд отмечает, что заключение утверждено оспариваемым решением, соответственно, Воткинской городской Думой как представительным органом муниципального образования проверено соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Закона №67-ФЗ. При этом формой, в которую обличены результаты проверки, является решение, которым утверждено заключение, что не противоречит действующему законодательству РФ, в том числе, требованиям ст. 36 Закона №67-РЗ и на законность принятого решения не влияет.
В силу п. 1 и 2 ст. 56 Устава, решения Воткинской городской Думы принимаются Воткинской городской Думой в порядке, предусмотренном Регламентом Воткинской городской Думы.
Решение Воткинской городской Думы считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установленной настоящим Уставом численности депутатов Воткинской городской Думы, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законом или настоящим Уставом решение считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов Воткинской городской Думы. Решение Воткинской городской Думы должно содержать указание на финансовые, материально-технические, организационные и иные средства для обеспечения его выполнения. Принятые и оформленные в соответствии с Регламентом Воткинской городской Думы решения Воткинской городской Думы подписываются Председателем Воткинской городской Думы.
Согласно ст. 44 п. 3 Регламента Воткинской городской Думы, утвержденный Решением Воткинской городской Думы от 29 июля 2015 года № 521 Решения городской Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами Удмуртской Республики, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» и настоящим Регламентом.
Согласно ч. 1.1 ст. 35 Закона №131-ФЗ, уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
При этом, как следует из представленных выписок из протокола Сорок пятой внеочередной сессии Воткинской городской Думы шестого созыва, присутствовали 21 депутат, голосовавших за принятие решения 20 депутатов. При таких обстоятельствах, заседание Сорок пятой внеочередной сессии Воткинской городской Думы шестого созыва правомочно, решение принято большинством голосов. При указанных обстоятельствах, мотивы голосования каждым депутатом «за» или «против» принятия решения значения при рассмотрении настоящего административного дела не имеют, с учетом состоявшегося голосования и принятия решения в целом.
Кроме того, суд обращает внимание, что подписание прилагаемого к решению документа, Уставом МО «Город Воткинск» не предусмотрено. В связи с чем, по мнению суда, обжалуемое решение обоснованно подписано председателем Воткинской городской Думы без проставления подписи в заключении.
Согласно положениям ст. 36 Закона №67-ФЗ, проверка соответствия вопроса требованиям ст. 12 Закона №67-ФЗ Воткинской городской Думой должна была быть проведена в срок не позднее истечения 20 дней со дня поступления в Воткинскую городскую Думу ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (иной срок Уставом МО «Город Воткинск» не установлен). Оспариваемое решение Воткинской городской Думой принято в установленный законом срок (документы поступили 30.04.2019г., решение принято 17.05.2019г.).
Оспариваемое административными истцами решение Воткинской городской Думой, по мнению суда, принято без нарушения порядка его официального опубликования, по следующим основаниям.
Согласно норме п.6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования.
Так, согласно ст. 56 п. 6 Устава, для официального опубликования (обнародования) решения Воткинской городской Думы может также использоваться сетевое издание «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер Эл № ФС77-73679 от 14 сентября 2018 г.) на сайте www.votkinsk.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В тексте оспариваемого решения содержится указание на его опубликование в сетевое издание «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск».
При таких обстоятельствах, учитывая представленные административном ответчиком доказательства – сведения о размещении решения с прилагаемым к нему заключением на сайте www.votkinsk.ru 21.05.2019г., оспариваемое решение опубликовано без нарушения порядка опубликования, определенного Уставом.
Давая оценку, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения суд приходит к следующим выводам.
На основании изложенных выше правовых норм Закона №67-ФЗ, Воткинская городская Дума в установленный срок (не позднее 20 дней с момента поступления документов из территориальной избирательной комиссии г. Воткинска) должна была проверить соответствие вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Закона №67-ФЗ. При этом, как усматривается из содержания заключения, которое прилагается к оспариваемому решению, выявлено несоответствие вопроса, предлагаемого для постановки на местный референдум, пунктам 6,7 (по двум основаниям) и 8 ст. 12 Закона №67-ФЗ.
Вопрос инициативной группой предложен следующий: «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>)» (далее – вопрос).
Административные истцы в административном иске указывают основания несогласия с выводами, изложенными в заключении, указывая, что предложенный вопрос связан с организацией в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом, множественности толкования не имеет, неопределенности правовых последствий не влечет.
Проанализировав содержание поставленного вопроса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа служат референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1 - 3).
Гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, тем самым предоставляя федеральному законодателю достаточную свободу усмотрения, которая тем не менее ограничена особенностями и предназначением данной формы непосредственного народовластия и соотношением с другими его формами.
Определяя порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель - исходя из статей 3, 18, 32 (части 1 и 2), 71 (пункты "а", "в") и 72 (пункты "а", "б" части 1) Конституции Российской Федерации - должен строго следовать конституционным основам института референдума как одной из высших форм непосредственного выражения принадлежащей народу власти и не может отменять или умалять само принадлежащее гражданам Российской Федерации право на участие в референдуме, вводить несоразмерные его ограничения и вместе с тем обязан учитывать, что в конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум как голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов публичной власти, будучи равноценными и дополняющими друг друга формами непосредственной демократии, в то же время имеют свои особенности, что обязывает при определении в контексте положений Конституции Российской Федерации возможностей их использования исходить из того, что референдум не может подменять органы народного представительства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 года N 10-П, от 21 марта 2007 года N 3-П и от 6 декабря 2018 года N 44-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений также сформулировал правовые позиции относительно требований, предъявляемых к выносимым на референдум вопросам. В силу этих правовых позиций формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем, чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько не связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении. Один и тот же вопрос не должен относиться к разным уровням законодательства, обусловленным его иерархией и федеративным устройством Российской Федерации. Не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы государственной власти полномочиям. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан Российской Федерации, участвующих в референдуме, а реализация федеральными органами государственной власти выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной (постановления от 13 марта 1992 года N 3-П, от 21 апреля 1993 года N 8-П и от 21 марта 2007 года N 3-П).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации нашли отражение в действующем Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который в статье 12 предусматривает, что вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (пункт 5); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также определен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации, и предусмотрено, что установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных, не допускается (пункты 8 и 9 статьи 12). Кроме того, в соответствии с данным Федеральным законом принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, федеральным законодателем в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме были установлены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые, однако, подлежат применению не сами по себе, а исключительно во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства, как оказывающими непосредственное влияние на определение допустимости вынесения того или иного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации (Определение Конституционного суда РФ от 28.02.2019г. №276-О).
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), определяет, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), и прямо относит к компетенции органов местного самоуправления, осуществляемой ими самостоятельно, управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрану общественного порядка и решение иных вопросов местного значения (статья 132, часть 1).
По смыслу приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьями 15 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 71 (пункт "в") и 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется не отдельными гражданами (группами граждан), а населением муниципального образования в целом, причем как непосредственно - путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и опосредованно - через сформированные им органы местного самоуправления и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конкретизирующими ее федеральными законами.
В силу конкретизирующих статью 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации части 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" непосредственное решение населением вопросов местного значения возможно на местном референдуме. При этом, как было подчеркнуто Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 9 декабря 2014 года N 2744-О, нормативное содержание данных законоположений не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку в силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы местного референдума во всяком случае не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так как в соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, а в силу подпункта "г" пункта 8 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, данные вопросы не могут быть решены непосредственно населением муниципального образования. (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 405-О)
Ни сторона административных истцов, ни сторона административных ответчиков не оспаривают, что вопрос связан с продажей (отчуждением) части имущества МУП «ВГЭС». При этом, продажа (отчуждение) имущества является одним из правомочий его собственника, а именно, распоряжением имуществом.
С учетом указанной постановки вопроса, доводы административных истцом о том, что предложенный вопрос связан с организацией в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом, прямо противоречат его смысловой постановке. Из пояснений административных истцов в судебном заседании также следует, что поставив вопрос на местный референдум, инициативная группа предупреждала, в первую очередь, продажу имущества МУП «ВГЭС», заявленные административными истцами меры предварительной защиты административного иска также были связи с проведением открытого конкурса на право заключения договора купли-продажи недвижимого и движимого имущества МУП «ВГЭС».
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 этого же федерального закона определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно предписаний Закона №131-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, относя к вопросам местного значения вопрос владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, при этом разграничивает компетенцию представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, говоря о том, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35); иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).
В силу ч. 1 ст. 51 Закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона №131 ФЗ, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 24 Устава, от имени муниципального образования «Город Воткинск» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (осуществляют права собственника муниципального имущества) Воткинская городская Дума и Администрация города Воткинска. Воткинская городская Дума и Администрация города Воткинска осуществляют права собственника муниципального имущества в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и Положением о Порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Воткинска, утверждаемым Воткинской городской Думой.
Ст. 39 п. 7 Устава МО «Город Воткинск» предусмотрено, что в исключительной компетенции Воткинской городской Думы находятся, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, учредителем МУП «ВГЭС» является исполнительный орган местного самоуправления - МО «Город Воткинск».
Анализируя указанные правовые нормы и нормы Устава МО «Город Воткинск», суд соглашается с выводами, изложенными в заключении, о том, что на местный референдум вопросы о распоряжении муниципальной собственностью вынесены быть не могут, разрешение указанных вопросов находится в исключительной компетенции Воткинской городской Думы и Администрации г. Воткинска в соответствии с Уставом МО «Город Воткинск» и вышеприведенными правовыми нормами.
Множественность толкования вопроса в заключении связана с невозможностью дать на вопрос однозначный ответ: «да» или «нет». Из заключения следует, что на вопрос можно дать четыре ответа, что отрицается административными истцами, которые настаивают, что множественности толкования в вопросе не усматривается. Проанализировав содержание вопроса, суд приходит к следующим выводам.
Административные истцы в судебном заседании пояснили, что слова, заключенные в вопросе в скобке, является расшифровкой, разъяснением слов, стоящих перед скобками. Продажа – значит отчуждение части имущества, а трансформаторные подстанции и линии электропередач являются основными производственными фондами. Между тем, административные истцы также пояснили, что основными производственными фондами являются не только трансформаторные подстанции и линии электропередач, а также иное имущество. Более того, в вопросе указаны в качестве основных производственных фондов именно трансформаторные подстанции и линии электропередач, поскольку именно об их продаже указывалось в письме Генералова «Корпорации развития УР». Таким образом, суд приходит к выводу, что в вопросе выясняется мнение граждан г. Воткинска именно по поводу продажи двух основных производственных фондов предприятия МУП «ВГЭС» - трансформаторных подстанций и линий электропередач, при этом в вопросе указанное имущество перечисляется через запятую без объединения союзом, что свидетельствует о праве выбора одного из видов имущества. Соответственно, вывод в заключении о невозможности дать на вопрос однозначный ответ, правомерен, поскольку, действительно, гражданами г. Воткинска, на указанный вопрос может быть дано несколько ответов, в том числе, в изложенных в заключении вариантах.
Неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения в заключении связана также с исключительной компетенцией органа местного самоуправления на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. При этом суд отмечает, что действительно, вариант голосования граждан г. Воткинска «за» продажу (отчуждение) части имущества МУП «ВГЭС» также не исключен, при этом, по указанным выше основаниям, реализация решения, принятого на референдуме, с учетом, в том числе, законодательно установленной исключительной компетенции представительного органа муниципального образования на определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, влечет неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, с доводами заключения в этом части, по мнению суда, следует согласиться, поскольку указанные выводы основаны на законе. В связи с чем, доводы административных истцов об отсутствии неопределенности правовых последствий подлежат отклонению.
В части несоответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям п. 8 ст. 12 Закона №67-ФЗ (п. г), суд приходит к выводу, учитывая, установленный Конституцией РФ механизм осуществления местного самоуправления и на основании вышеприведенных правовых норм, об обоснованности заключения в указанной части, при этом учитывает, что как указывалось выше, на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о распоряжении муниципальной собственностью.
Анализируя оспариваемое постановление Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п.п. 1-5 ст. 36 Закона №67-ФЗ, инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Согласно ст. 21 Устава, городская избирательная комиссия (Избирательная комиссия муниципального образования «Город Воткинск») осуществляет организацию подготовки и проведение муниципальных выборов депутатов Воткинской городской Думы, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования «Город Воткинск», преобразования муниципального образования «Город Воткинск». Порядок формирования Городской избирательной комиссии, полномочия, порядок деятельности Городской избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Воткинской городской Думы, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования «Город Воткинск», преобразования муниципального образования «Город Воткинск» устанавливаются федеральными законами, законами Удмуртской Республики и настоящим Уставом. Количественный состав членов Городской избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет 12 человек. Полномочия Городской избирательной комиссии могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию города Воткинска в порядке, установленном федеральным законом.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории МО «Город Воткинск» осуществляет полномочия территориальная избирательная комиссия города Воткинска в составе 12 человек.
В судебном заседании также установлено, что от инициативной группы из числа жителей г. Воткинска (административных истцов) 16.04.2019г. в адрес территориальной избирательной комиссии города Воткинска поступило ходатайство от 15.04.2019г. о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, а также протокол №1 от 14.04.2019г. собрания инициативной группы из числа жителей г. Воткинска УР о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории г. Воткинска УР. В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона №67-ФЗ в течение 15 дней с момента поступления ходатайства принято постановление 29.04.2019г. о направлении представленных инициативной группой документов в Воткинскую городскую Думу для проверки вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.
17.05.2019г. Воткинской городской Думой принято оспариваемое решение №405-РП. Из оспариваемого решения и заключения, утвержденного оспариваемым решением следует, что вопрос, выносимый на местный референдум – «Согласны ли Вы на продажу (отчуждение) части имущества – основных производственных фондов (трансформаторных подстанций, линий электропередач) муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети» (ИНН <***>)» не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу положения п. 11 ст. 36 Закона №67-ФЗ, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Учитывая указанные положения Закона №67-ФЗ, территориальная избирательная комиссии г. Воткинска иного решения, чем оспариваемое постановление №98.1 от 23.05.2019г. об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, принять не могла в силу императивности положения вышеуказанной правовой нормы. В связи с чем, оспариваемое постановление вынесено территориальной избирательной комиссии г. Воткинска законно.
Порядок действий и сроки их совершения территориальной избирательной комиссии г. Воткинска в связи с поступление ходатайства о регистрации инициативной группы соблюдены, требованиям положений ст. 36 Закона №67-ФЗ соответствуют. В связи с чем, нарушений прав и законных интересов административных истцов ответчиком территориальной избирательной комиссией г. Воткинска, судом не установлено.
Проверяя сроки для обращения административных истцов с заявленными требованиями, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно положений ч. 1 ст. 240 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
В силу ч. 4 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
С учетом поступления административного искового заявления в суд 24.05.2019г., и вынесения оспариваемых решения и постановления, Воткинской городской Думой 17.05.2019г. и Территориальной избирательной комиссией г. Воткинска 23.05.2019г. соответственно, сроки для обращения административных истцов с заявленными требованиями в суд не пропущены.
При обстоятельствах, изложенных выше, учитывая отсутствие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемых актов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов.
руководствуясь статьями 194-199 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5, ФИО6 к Территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Удмуртской Республики, Воткинской городской Думе о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Удмуртской Республики №98.1 от 23 мая 2019 года об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума, о признании незаконным решения Воткинской городской Думы №405-РП от 17 мая 2019 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда судом изготовлено 30.07.2019г.
Судья Е.В. Караневич