ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1220/2021 от 24.06.2021 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1220/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Глуховой М.Е.,

при секретаре Чемерис М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», Государственному инспектору Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО1, Государственному инспектору Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО2 о признании недействительными акта проверки, предписаний,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник» (далее – ООО «Жилищник») обратилось в суд с административным иском к Государственному инспектору Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО1, Государственному инспектору Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО2 о признании недействительным акта проверки НОМЕР от ДАТА, предписаний НОМЕР, НОМЕР от ДАТА.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения 17 марта 2021 года внеплановой выездной проверки по адресу: <...> было установлено отсутствие или неисправность осветительных приборов в подъездах, на л/к, козырьках, вестибюлях, мусорокамерах, общих коридорах, у входов в лифты, технических этажах, в подвалах; неисправности заполненных оконных и дверных блоков; перечень услуг и работ не содержит объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД. Однако с актом проверки и предписаниями не согласны, поскольку дом №4 по ул. Победы г. Миасса находится в непосредственном способе управления, с ООО «Жилищник» заключен договор на аварийное обслуживание, которым определен перечень услуг. Никаких других работ ООО «Жилищник» на данном доме проводить не обязано, как и нести ответственность за невыполнение работ, не предусмотренных договором (л.д. 4-7).

Определением от 27 апреля 2021 года в качестве административного ответчика привлечено Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», протокольным определением от 22 мая 2021 года в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Жилищник» ФИО4 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», Государственный инспектор Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО1, Государственный инспектор Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав пояснения представителя административного истца ООО «Жилищник» ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Положениями п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Административный истец является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, и осуществляющим свою деятельность на территории Миасского городского округа, что признаётся и не оспаривается сторонами.

В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

На основании пп. «а» п. 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение) государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

По правилам п. 11 Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе содержанию общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Основания для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», содержатся в п.4.2 ЖК РФ.

Из пояснений сторон и материалов дела следует, что ООО «Жилищник» является организацией, осуществляющей аварийное обслуживание многоквартирного дома №4 по ул. Победы в г. Миассе, в силу чего деятельность общества подлежит проверке должностными лицами ГЖИ.

Следовательно, должностное лицо ГЖИ было вправе провести соответствующую проверку исполнения ООО «Жилищник» требований жилищного законодательства и в случае обнаружения фактов не исполнения (не надлежащего исполнения) последнего вынести соответствующие предписания, обязывающее устранить выявленные нарушения.

Из материалов дела и показаний административного истца, данных в судебном заседании, следует, что по результатам проверки общества государственными инспекторами Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО1 и ФИО2 ДАТА ООО «Жилищник» составлен акт проверки НОМЕР и выданы предписания НОМЕР, НОМЕР (л.д. 11-12, 13-16).

Согласно обжалуемому акту и предписаниям административными ответчиками выявлены нарушения ООО «Жилищник» жилищного законодательства, а именно:

1. Необходимо устранить нарушение – восстановить заполнения оконных и дверных блоков в срок до 24 марта 2021 года. Основание: п. 4.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

2. Необходимо устранить нарушение – восстановить неисправные приборы освещения в подъездах, на л/к, козырьках, вестибюлях, мусорокамерах, общих коридорах, у входов в лифты, технических этажах, в подвалах в срок до 15 апреля 2021 года. Основание: п. 5.6.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

3. Принять меры для приведения перечня работ и услуг в соответствие требованиям Постановления РФ от 03.04.2013 №290 в срок до 15 апреля 2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несогласие с вынесенным актом и предписаниями.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 ЖК РФ случая.

В соответствии с п.1.4 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Согласно п.9 Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Постановление) управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба).

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы с организацией, осуществляющей такую деятельность.

В соответствии с п.10 указанного Постановления аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.

Как следует из материалов дела, согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от 31 мая 2020 года утверждено решение о расторжении с 01 июня 2020 года с ООО «Жилищник» договора на содержание и текущий ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома и заключении с ООО «Жилищник» с 01 июня 2020 года договора на аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей (л.д.23).

С 01 июня 2020 года между собственниками многоквартирного дома №4 по ул. Победы в г. Миассе и ООО «Жилищник» был заключен договор на аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей, предметом которого являются услуги по аварийному обслуживанию внутридомовых инженерных сетей дома (л.д. 18-21). Обязанности исполнителя определены в п. 2.3.1 – 2.3.5 названного договора.

Перечень работ и услуг определен в приложении №1 к договору, а именно круглосуточный прием заявок от собственников (пользователей) помещений в МКД; локализация авариных повреждений внутридомовых инженерных систем отопления, ХВС, ГВС, водоотведения и электроснабжения путем отключения ресурсоснабжения; консервация системы отопления МКД; подготовка системы теплоснабжения МКД и эксплуатации в зимний период (ремонт, регулировка и испытание системы); ликвидация воздушных пробок в системе отопления, регулировка теплоносителя (в зимний период), ликвидация засоров внутридомовой системы водоотведения, относящейся к общедомовому имуществу МКД; локализация засоров мусопроводов внутри МКД (л.д. 22).

В указанном приложении обязанность ООО «Жилищник» по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома №4 по ул. Победы в г. Миассе, в том числе того, которое указано в обжалуемых предписаниях, не указана.

На основании вышеизложенного, к обязанностям ООО «Жилищник», как исполнителя по договору на аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома №4 по ул. Победы в г. Миассе, не относятся работы, подлежащие выполнению в целях устранения нарушений, выявленных в ходе внеплановой выездной проверки 17 марта 2021 года Государственными инспекторами Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция» ФИО1 и ФИО2

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконными и отмене предписаний НОМЕР, НОМЕР от ДАТА, вынесенные государственным инспектором Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» ФИО1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Жилищник» о признании недействительным акта проверки НОМЕР от ДАТА по следующим основаниям.

Согласно ст. 17 КАС Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

По смыслу закона, заинтересованным лицом могут быть обжалованы ненормативные акты органов местного самоуправления, органов власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, а также действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые хотя и не облечены в форму решения, но также содержат властное волеизъявление, повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению, то есть исполнение которых обязательно.

Таким образом, не любое действие (бездействие), а также решение вышеуказанных органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке административного производства.

Из материалов дела следует, что оспариваемый акт не является ненормативным правовым актом, не содержит каких-либо властных волеизъявлений, порождающих правовые последствия для ООО «Жилищник», не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности, не определяет меру ответственности, а имеет констатирующий (информационный) характер, поскольку содержит лишь информацию о результатах проведенной проверки.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить предписания НОМЕР, НОМЕР от ДАТА, вынесенные государственным инспектором Златоустовского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» ФИО1 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищник».

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» о признании недействительным акта проверки НОМЕР от ДАТА отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий М.Е. Глухова

Мотивированное решение составлено 08 июля 2021 года.