ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1220/21 от 15.06.2021 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

<данные изъяты>

№2а-1220/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2021 года г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Масловой О.В.,

при секретаре судебного заседания Курилкиной Е.Д.,

с участием представителей административного истца – <данные изъяты>., <данные изъяты>
представителя административного ответчика администрации города Рязани Ховрачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-1220/2021 по административному исковому заявлению Т.М.А. к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, администрации города Рязани, должностному лицу управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ о признании незаконным и отмене постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, об обязании принять решение о постановке на учет,

установил:

Т.М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани о признании незаконным и отмене постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Определением суда от 12.05.2021г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г.Рязани, должностное лицо управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ.

Определением суда от 12.05.2021г. принято к производству суда заявление Т.М.А. поданное в порядке ст.46 КАС РФ.

С учетом принятого к производству суда заявления Т.М.А.., поданного в порядке ст.46 КАС РФ, в обоснование требований административный истец указала, что 07.10.2020г. административный истец подала в управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйств администрации г.Рязани заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, к которому были приложены следующие копии документов:

1. копии паспортов <данные изъяты>. и <данные изъяты>

2. копия свидетельства о рождении <данные изъяты>

3. копия свидетельства о заключении брака;

4. выписка из ЕГРН;

5. копии СНИЛС на всех членов семьи;

6. копия справки об инвалидности;

7. копия справки о нуждаемости;

8. копии адресных справок;

9. справка о зарегистрированных с УЖК;

10.согласие на обработку персональных данных.

Вышеуказанное заявление зарегистрировано сотрудником административного ответчика, присвоен от 07.10.2020.

02.11.2020г. Т.М.А. получила постановление об отказе в принятии ее, членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся , обоснованный п.1.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Данный отказ считает неправомерным и необоснованным, нарушающим её законные права.

Ссылаясь на ч.3 ст.40 Конституции РФ, ст.49, ст.52 ЖК РФ истец полагает, что жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях исключительно с признанием их малоимущими и предусматривает возможности постановки на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, но и граждан, малоимущими не признанных.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Административным истцом в заявлении к административному ответчику от 07.10.2020г. представлена выписка из ЕГРН, согласно которой она является собственником квартиры общей площадью 34,9 кв.м. Иной жилой собственности ни у Т.М.А.., ни у её мужа, ни у ребенка не имеется.

Согласно решению Рязанского городского Совета № 357-Ш от 25.08.2005г. учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решением Рязанской городской Думы от 23.12.2010 N 741-1 утверждено «Положение об управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани".

Согласно разделу 3 вышеуказанного Положения одними из основных задач управления являются:

- участие в реализации жилищных программ города Рязани;

- учет всех категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно разделу 4 вышеуказанного Положения одной из функций управления является ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по всем категориям, определенным Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральных законами, законами Рязанской области.

Т.М.А. подано соответствующее заявление в управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани. Одним из документов, приложенных к заявлению, была копия справки об инвалидности серия

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Таким образом, для полноценной реализации своих законных прав необходимо решение органа местного самоуправления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации города Рязани от 11.09.2019 N3709 «О делегировании отдельных полномочий главы администрации города Рязани начальнику управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» установлено:

1. Делегировать начальнику управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства полномочия по рассмотрению и подписанию:

1.1.6. По вопросам учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации города Рязани от 20.05.2011г. №2185 утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Т.М.А.. полагает, что административным ответчиком управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани нарушены следующие пункты Регламента:

а)пп. в п.3.2.3.3. Регламента, так как в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о принятии участия в оказании муниципальной услуги общественной комиссии администрации города Рязани по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма пакета документов;

б)п. 2.5.4. и п. 3.2.8.1.5. Регламента, так как нарушен срок выдачи/направления в течение одного рабочего дня заявителю результата предоставления муниципальной услуги (в материалах делах находятся документы, свидетельствующие о получении постановления административным истцом 05.11.2020г., тогда как само постановление зарегистрировано 02.11.2020г.);

в)п. 3.2.6.3. Регламента, так как какого-либо сообщения не поступало в адрес административного истца;

Административным ответчиком и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (на момент принятия обжалуемого постановления ХХХ нарушены следующие пункты Регламента:

а)п. 3.2.6.3. Регламента, так как какого-либо сообщения не поступало в адрес административного истца.

б)п. 4.1 Регламента, так как текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений осуществляется начальником Управления, выразившееся в нарушении Регламента отдельными должностными лицами управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани.

Согласно п. 3.2.6.2. Регламента и Постановления Администрации города Рязани от 11.09.2019г. №3709 и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ было подписано обжалуемое постановление от 02.10.2020.

В п. 2.4., п. 3.2.3.3. и п. 3.2.6.5. Регламента прямо указано, что результатом предоставления муниципальной услуги является принятие административным ответчиком администрацией города Рязани решения о принятии (об отказе в принятии) гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и оформленное постановлением администрации города Рязани, и выдача или направление заявителю сообщения о принятии или об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Проведя анализ Регламента, можно сделать вывод о наличии в нем критических противоречий.

Ни на одном из этапов рассмотрения административными ответчиками (администрацией города Рязани, управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани и и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани ХХХ) заявления и представленных документов административным истцом Т.М.А. не принято во внимание наличие инвалидности, подкрепленное документально, а принято к рассмотрению только отсутствие статуса малоимущего, что является грубым нарушением ее законных прав. В нарушение Конституции РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был дан отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии с практикой рассмотрения аналогичных дел, утверждение административных ответчиков об обязательности признания гражданина малоимущим административный истец считает неправомерным.

Жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу не подавалась.

01.02.2021г. административное исковое заявление Т.М.А. зарегистрировано Советским районным судом г.Рязани (направлено ранее посредством почты РФ). Определением Советского районного суда г.Рязани от 26.02.2021г. по делу № административное исковое заявление Т.М.А. к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани возвращено. До настоящего момента данное определение в её адрес не поступало.

Административный истец просит суд:

1) восстановить срок обжалования указанного постановления;

2) признать постановление администрации города Рязани об отказе в принятии Т.М.А. и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от 02.11.2020г. незаконным и отменить полностью;

3) обязать административного ответчика (управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани) подготовить соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.;

4) обязать административного ответчика (администрацию г.Рязани) принять решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г., оформленное в виде постановления администрации г.Рязани;

5) обязать административного ответчика (и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани) подписать соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.

Административный истец Т.М.А. представитель административного ответчика управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, административный ответчик - должностное лицо управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представители административного истца – <данные изъяты>., <данные изъяты> заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации города Рязани Ховрачева Е.В. в объяснениях суду пояснила, что полагает административные исковые требования Т.М.А. не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина (далее - члены семьи), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению; Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Рязанской области регулируется Законом Рязанской области от 11.02.2020 N 2-ОЗ "О реализации на территории Рязанской области отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере предоставления малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Рязанской области".

В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона Рязанской области от 11.02.2020 N 2-ОЗ для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) граждане представляют в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр следующие документы:

1) заявление о принятии на учет по форме согласно приложению 5 к настоящему Закону;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина, претендующего на принятие на учет, и членов его семьи;

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина и членов его семьи малоимущими (по инициативе гражданина);

4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и (или) членами его семьи по договору социального найма (по инициативе гражданина);

5) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и (или) членами его семьи (договор коммерческого найма или поднайма, ордер на жилое помещение);

6) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);

7) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений (по инициативе гражданина);

8) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений);

9) согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ.

В силу положений ч.4 ст. 10 Закона Рязанской области от 11.02.2020г. N2-ОЗ орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), указанные в пунктах 3, 4, 7 части 1 настоящей статьи, в органах государственной власти, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых они находятся, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в случае если они не представлены по инициативе гражданина.

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1., 1.1. Постановления Администрации города Рязани от 11.09.2019 N 3709 (ред. от 17.03.2021) "О делегировании отдельных полномочий главы администрации города Рязани начальнику управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" начальнику управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства делегированы полномочия по рассмотрению и подписанию постановлений и распоряжений администрации города Рязани, в том числе, о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений; по вопросам учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; о признании (отказе в признании) граждан малоимущими.

В соответствии с Положением об управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, утв. Решением Рязанской городской Думы от 23 декабря 2010 г. N 741-I, данный орган осуществляет функции в том числе: готовит предложения по предоставлению и использованию жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществляет прием документов, рассматривает их и готовит проекты постановлений администрации города Рязани о признании (отказе в признании) граждан малоимущими; ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по всем категориям, определенным Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами, законами Рязанской области.

Постановлением администрации гор. Рязани от 20 мая 2011 года N 2185 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", который определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги (п.1.1.2.).

В соответствии 2.5., 2.5.1., 2.5.2. данного регламента максимальный срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 28 рабочих дней со дня представления заявления и документов в уполномоченную организацию. Максимальный срок принятия решения администрацией города Рязани о принятии (об отказе в принятии) гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не должен превышать 25 рабочих дней со дня обращения заявителя. В случае представления заявления через уполномоченную организацию максимальный срок принятия решения администрацией города Рязани о принятии (об отказе в принятии) гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении исчисляется со дня передачи уполномоченной организацией заявления в Управление.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствий с 2.9.2. указанного выше регламента являются:

1) не представлены все необходимые документы, которые подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением документов, указанных в подпункте 2.7.1.1 Административного регламента;

2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

4) не истек 5-летний срок со дня совершения гражданином намеренных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Т.М.А. и члены её семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, общей площадью 34,9 кв.м.: административный истец Т.М.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ., её муж - <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ., дочь - <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ

Указанная квартира с ДД.ММ.ГГГГ.2018г. принадлежит на праве собственности административному истцу.

Данные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о заключении брака <данные изъяты>; свидетельством о рождении <данные изъяты>; выпиской из ЕГРН от 06.10.2020г. ; справкой ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани от 06.10.2020г. справкой ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани от 06.10.2020г. ; справкой ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани от 06.10.2020г. .; справкой УЖК <данные изъяты>» от 23.09.2020г.

07.10.2020г. Т.М.А.. обратилась в управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйств администрации г.Рязани с заявлением (регистрационный номер от 07.10.2020г.) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, состав семьи 3 (три) человека: <данные изъяты> к которому были приложены следующие копии документов:

1. копии паспортов <данные изъяты> и <данные изъяты>

2. копия свидетельства о рождении <данные изъяты>

3. копия свидетельства о заключении брака;

4. выписка из ЕГРН;

5. копии СНИЛС;

6. копия справки об инвалидности;

7. копия справки о нуждаемости;

8. копии адресных справок;

9. справка о зарегистрированных из УЖК;

10.согласие на обработку персональных данных.

Для рассмотрения заявления Т.М.А. 07.10.2020г. муниципальным органом было запрошено решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим.

Из представленной справки управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани исх от 20.10.2020г. следует, что решение о признании Т.М.А.ДД.ММ.ГГГГ.р., и членов её семьи малоимущими, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрацией города Рязани не издавалось.

Постановлением от 02.11.2020г. администрацией г.Рязани отказано в принятии Т.М.А.. и членов её семьи <данные изъяты> на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ: ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (решение органа местного самоуправления о признании гражданина – заявителя малоимущим не издавалось).

Также в судебном заседании установлено, что Т.М.А.. является инвалидом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ2018г. – бессрочно (справка , выдана 30.07.2018г. <данные изъяты>

Согласно справки управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани от 04.08.2020г., выданной <данные изъяты>., на основании представленных документов и ст.51 ЖК РФ его семья в составе: <данные изъяты>, Т.М.А. – жена, <данные изъяты>. – дочь, нуждается в жилом помещении. Справка выдана для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Суд, разрешая настоящий спор, приходит к выводу, что административному истцу правомерно отказано в принятии её и членов её семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку, данная семья малоимущей в установленном законом порядке не признана, что подтверждается справкой управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани от 20.10.2020г.

Из приведенных выше положений статьей 49, 51, 52 Жилищного Кодекса РФ следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Административный истец и члены её семьи на момент обращения с заявлением (регистрационный номер от 07.10.2020г.) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не были признаны в установленном законом порядке малоимущими, следовательно, правовых оснований постановки и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имелось. При этом, на законность принятого административным ответчиком постановления от 02.11.2020г. не влияет то обстоятельство, что истец является инвалидом третьей группы, поскольку нормы Жилищного Кодекса РФ не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, как при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях.

Выдача члену семьи Т.М.А.. - Туровскому С.И. справки о том, что он и члены его семьи нуждаются в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», не является основанием для поставки административного истца и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Доводы представителей административного истца о том, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, достаточно основания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, не основаны на нормах действующего законодательства.

Таким образом, судом установлено, что административными ответчиками в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением установленных сроков было рассмотрено заявление Т.М.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принято законное решение об отказе в принятии Т.М.А. и членов её семьи <данные изъяты>, <данные изъяты> на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, оформленное и подписанное уполномоченным должностным лицом в виде постановления администрации города Рязани №4126 от 02.11.2020г.

Доводы административного истца о том, что из анализа административного регламента, утв. Постановлением администрации гор. Рязани от 20 мая 2011 года N 2185, можно сделать вывод о наличии в нем критических противоречий, не влияют на законность принятого административным ответчиком решения и не нарушают права административного истца.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Т.М.А. к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, администрации города, должностному лицу управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ

- о признании постановления администрации города Рязани об отказе в принятии Т.М.А. и членов её семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 02.11.2020г. незаконным и его отмене;

- об обязании управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани подготовить соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.;

- об обязании администрации города Рязани принять решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г., оформленное в виде постановления администрации города Рязани;

- об обязании и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани подписать соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А.. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.

Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд с требованием о признании незаконным постановления администрации города Рязани об отказе в принятии Т.М.А. и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от 02.11.2020г., суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004г. №367-О и от 18.07.2006г. №308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.

Постановление администрации города Рязани об отказе в принятии Т.М.А. и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от 02.11.2020г. получено административным истцом 05.11.2020г.

28.01.2021г. Т.М.А. обратилась в Советский районный суд г.Рязани с административным исковым заявлением к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани о признании незаконным и отмене постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Определением Советского районного суда г.Рязани от 02.02.2021г. административное исковое заявление было оставлено без движения, административному истцу предложено в срок до 26.02.2021г. устранить выявленные судом недостатки.

Определением Советского районного суда г.Рязани от 26.02.2021г. указанное административное исковое заявление возвращено административному истцу, как неподсудное Советскому районному суду г.Рязани. С данным определением суда административный истец ознакомилась 16.03.2021г.

С настоящим иском административный истец обратился в Железнодорожный районный суд г.Рязани 23.03.2021г.

Суд приходит к выводу, что административным истцом была выражена воля на обжалование постановления администрации города Рязани от 02.11.2020г., им принимались меры по обращению в суд с соответствующим иском в установленные законом сроки.

Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд признает причины пропуска срока для обращения в суд уважительными. Следовательно, пропущенный административным истцом срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.177-180 КАС РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении административного иска Т.М.А. к управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, администрации города, должностному лицу управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ХХХ

- о признании постановления администрации города Рязани об отказе в принятии Т.М.А. и членов её семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от 02.11.2020г. незаконным и его отмене;

- об обязании управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани подготовить соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.;

- об обязании администрации города Рязани принять решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г., оформленное в виде постановления администрации города Рязани;

- об обязании и.о. начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани подписать соответствующее постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Т.М.А.. и членов семьи с момента подачи заявления от 07.10.2020г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (29.06.2021г.).

<данные изъяты>