РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Железногорск-Илимский 19 октября 2016г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1222/2016 по административному исковому заявлению Прокурора Нижнеилимского района к администрации Новоигирминского городского поселения о признании Устава Новоигирминского городского поселения недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Новоигирминского городского поселения о признании Устава Новоигирминского городского поселения недействующим в части, в обоснование которого указал, что Прокуратурой района проведена проверка соответствия Устава Новоигирминского муниципального образования действующему законодательству Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что последние изменения и дополнения в Устав Новоигирминского муниципального образования зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации по Иркутской области ***. (решение Думы Новоигирминского городского поселения *** от ***. «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоигирминского муниципального образования»).
Между тем, после 21.05.2015г. Государственной Думой неоднократно приняты, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом Российской Федерации и вступили в законную силу Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ***-Ф3), что потребовало внесения изменений и дополнений, в Устав Новоигирминского муниципального образования.
Так, Федеральным законом от 15.02.2016 №17-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу 26.02.2016г.) в пункт 2 части 1 статьи 74 (Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено изменение, заменены слова «нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» словами «нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Вместе с тем, в п.2 ч.1 ст.77 Устава Поселения соответствующие изменения не внесены.
Администрация Новоигирминского городского поселения в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования. Изменения и дополнения в Устав муниципального образования не внесены до настоящего времени по вине специалистов администрации Новоигирминского городского поселения.
Прокуратурой района в Администрацию Новоигирминского городского поселения *** внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации нормативного акта о внесении изменений и дополнений в устав Новоигирминского городского поселения, однако до настоящего времени представление не исполнено.
Согласно ч.2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии с требованиями ч.2 ст.4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Не соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов подрывает авторитет государства в области верховенства законов на всей территории Российской Федерации.
В связи с изложенными обстоятельствами имеются достаточные основания для защиты интересов Новоигирминского муниципального образования, интересов неопределённого круга лиц прокурором.
Согласно ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, вышеуказанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Согласно требований ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложена обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, нормы устава Новоигирминского муниципального образования, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации должны быть признаны недействующими, так как их применение нарушает интересы неопределённого круга лиц, муниципального образования, устав которого должен соответствовать действующему законодательству и не противоречить ему.
Просит суд признать пункт 2 части 1 статьи 77 Устава Новоигирминского муниципального образования противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и недействующим с ***.
Прокурор Нижнеилимского района, представитель административного ответчика администрации Новоигирминского городского поселения, представитель заинтересованного лица Думы Новоигирминского городского поселения, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пп.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что последние изменения и дополнения в Устав Новоигирминского муниципального образования вносились ***
Между тем, Федеральным законом от 15.02.2016г. №17-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу 26.02.2016г.) в пункт 2 части 1 статьи 74 (Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено изменение: заменены слова «нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» словами «нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Вместе с тем, в п.2 ч.1 ст.77 Устава Поселения соответствующие изменения не внесены.
Судом также установлено, что ***. и.о. прокурора Нижнеилимского района в Администрацию Новоигирминского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации нормативного акта о внесении изменений и дополнений в устав Новоигирминского городского поселения, однако, до настоящего времени представление не исполнено.
Учитывая, что п.2 ч.1 ст.77 Устава Новоигирминского муниципального образования противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Прокурора Нижнеилимского района к администрации Новоигирминского городского поселения о признании Устава Новоигирминского городского поселения недействующим в части, удовлетворить.
Признать пункт 2 части 1 статьи 77 Устава Новоигирминского муниципального образования противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и недействующим с ***
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 26.10.2016г.
Судья: Т.А. Родионова