Дело № 2а-1223/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по г. Калининграду к ФИО1 ФИО4 о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год, по транспортному налогу за 2014 год и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду обратилась в суд в с административными исковыми требованиями, указав, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН №, и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Статьей 227 НК РФ определены особенности исчисления сумм НДФЛ, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей налогоплательщиками - физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. Все указанные налогоплательщики составляют одну большую категорию так называемых самозанятых физических лиц, на которых положениями пп. 2 и 3 ст. 227 НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой. При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется такими налогоплательщиками с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. В соответствии с п. 5 ст. 227 и п. 1 ст. 229 НК РФ указанные налогоплательщики обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год, представить в налоговый орган по месту своего жительства (учета) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. В налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщики должны указывать все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, полагающиеся им налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, а также они определяют суммы НДФЛ, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Ранее налогоплательщик состоял на налоговом учете в ИФНС по городу Чебоксары. Налогоплательщиком ФИО1 представлялась в ИФНС по городу Чебоксары декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой самостоятельно исчислена сумма налога, подлежащие уплате в бюджет в размере 42270 рублей. Налогоплательщиком указанная недоимка оплачена не была, в связи с чем ИФНС по городу Чебоксары выставлено требование № № от 11.02.2019. По данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2014 календарного года за ФИО1, зарегистрировано транспортное средство < ИЗЪЯТО >, госномер №. ИФНС по городу Чебоксары начислено за 11 месяцев 2014 года 66 рублей, с учётом налоговой льготы в размере 660 рублей по сроку уплаты 01.12.2017. ИФНС по городу Чебоксары уведомляла ответчика о подлежащей уплате сумме налога налоговое уведомление № №, а затем выставила требование от 18.01.2018 № № об уплате транспортного налога и пени. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан включать в требование об уплате налога сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования. КРСБ налогоплательщика в связи с изменением места жительства было переданы в Межрайонную ИФНС России № 8 по городу Калининграду для взыскания. ИФНС по городу Чебоксары также было передано определение об отмене судебного приказа. На основании заявления ИФНС по городу Чебоксары мировым судьей 3-го судебного участка Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики был вынесен судебный приказ № 2а-1076/2019. Ответчик подал возражения относительно его исполнения, в связи с чем 26.06.2019 на основании ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен. Однако, по данным Инспекции задолженность по НДФЛ и транспортному налогу, согласно требованиям № №, № № налогоплательщиком погашена не была. Административный ответчик не уплатил НДФЛ в размере 42270 рублей; транспортный налог за 2014 год в размере 66 рублей, за неуплату транспортного налога в законно установленные сроки на основании п. 1 ст.75 НК РФ исчислена пеня в размере 0,82 рублей. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. На основании изложенного, просила взыскать с ФИО1 недоимки по: налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2018 год в размере 42270 рублей; транспортному налогу за 2014 год в размере 66 рублей, пени в размере 0,82 рублей, всего общую сумму 42336,82 рублей.
Впоследствии Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду уточнила исковые требования, согласно которым просит взыскать с ФИО1 задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере 12831 рубль и по транспортному налогу за 2014 год в размере 66 рублей, а всего 12897 рублей.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Статьей 227 НК РФ определены особенности исчисления сумм НДФЛ, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей налогоплательщиками - физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
Все указанные налогоплательщики составляют одну большую категорию так называемых самозанятых физических лиц, на которых положениями пп. 2 и 3 ст. 227 НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой. При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется такими налогоплательщиками с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
В соответствии с п. 5 ст. 227 и п. 1 ст. 229 НК РФ указанные налогоплательщики обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год, представить в налоговый орган по месту своего жительства (учета) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
В налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщики должны указывать все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, полагающиеся им налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, а также они определяют суммы НДФЛ, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Транспортный налог на основании ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпункт 1 п. 1 ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора в момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ФИО1 ранее состоял на налоговом учете в ИФНС по г. Чебоксары, в которую административным ответчиком была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с указанием суммы налога в размере 42270 рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, за ФИО1 в налоговом периоде 2014 календарного года были зарегистрированы транспортные средства: «< ИЗЪЯТО >», госномер №; «< ИЗЪЯТО >», госномер №.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Основанием для уплаты транспортного налога налогоплательщиками – физическими лицами согласно Закону Калининградской области «О транспортном налоге» признано налоговое уведомление. Уплата налога налогоплательщиком, являющимися физическими лицами, производится не позднее 1 февраля календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, ФИО1 было направлено налоговое уведомление № № от 12.10.2017 с расчетом транспортного налога в сумме 66 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО1 налоги не были уплачены, ИФНС по г. Чебоксары ему было выставлено требование № № об уплате транспортного налога и пени по состоянию на 18.01.2018 со сроком исполнения до 01.03.2018, а также требование № № об уплате страховых взносов и НДФЛ по состоянию на 11.02.2019 со сроком исполнения до 22.03.2019, которые ответчиком не исполнены.
Мировой судья судебного участка № 3 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики 29.05.2019 вынес судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС по г. Чебоксары недоимки по НДФЛ, по транспортному налогу, страховым взносам, который на основании возражений должника был отменен мировым судьёй 26.06.2019.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 29.05.2019, вместе с тем срок на обращение с таким заявлением в части взыскания недоимки по транспортному налогу истек 01.09.2018.
Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2014 год и пени было подано в суд налоговым органом с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Поскольку возможность для принудительного взыскания с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу в судебном порядке у налогового органа была утрачена уже на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
Приведенный в административном исковом заявлении расчёт недоимки по НДФЛ проверен судом, сомнений не вызывает, подтверждается письменными материалами дела, ответчиком допустимыми доказательствами не оспорен.
Срок для обращения в суд с заявленными требованиями по НДФЛ, налоговым органом соблюден, требование о взыскании с ответчика в доход бюджета неуплаченной суммы НДФЛ за 2018 год является законным, обоснованными и подлежит удовлетворению.
Кроме того в соответствии со ст.ст. 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, в размере 513,24 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 ФИО5 (ИНН №, адрес: < адрес >) в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по г. Калининграду задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере 12831 (двенадцать тысяч восемьсот тридцать один) рубля.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 ФИО6 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 513,24 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2020.
Судья Д.В. Стома