ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1223/2022 от 08.09.2022 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-1223/2022

26RS0020-01-2022-001752-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулева И.А.,

при секретаре Маковой Т.В.,

с участием:

представителя административного истца Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры помощника прокурора Кочубеевского района Сурич П.Г.,

представителя административного ответчика Администрации Кочубеевского муниципального округа БОИ, действующей на основании доверенности от 10.01.2022 года и диплома Невинномысского государственного гуманитарно-технического института КУ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконными. В административном исковом заявлении указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 3 плана работы на 1 полугодие 2022 проведена проверка исполнения водного законодательства при распоряжении водными объектами, использовании водных объектов на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, в результате которой в деятельности администрации Кочубеевского муниципального округа выявлены нарушения.

Установлено, что постановлением главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 (далее - Постановление от 14.02.2022 № 163) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона (кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский.

24.02.2022 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера .

Проверкой установлено, что по данным государственного кадастра недвижимости (публичной кадастровой карты Росреестра) земельный участок с (кадастровым номером полностью входит в границы водоохранной зоны водного объекта - реки Кубань.

Виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.11.2020 № П/0412 - 12.1: Размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.

В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а такке нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании изложенного, определение вышеназванного вида разрешенного использования земельного участка противоречит требованиям ч.ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ. Использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, включающего в себя, среди прочего, производство сельскохозяйственной продукции, предполагающее возможность как обработки (распашки) земли, так и выпас сельскохозяйственных животных, может повлечь нарушение установленных статьей 65 ВК РФ ограничений использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению, противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ.

При этом, согласно ч. 1, 4 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускается использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Приведение разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется в течение трех лет со дня установления такой зоны.

По изложенным выше основаниям и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора на постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 принесен протест с требованием об отмене, либо приведении названного решения в соответствие с действующим законодательством.

Согласно информации администрации Кочубеевского муниципального округа о результатах рассмотрения протеста от 26.04.2022, постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа № 2008 от 01.12.2021 кладбище, расположенное в хуторе Дегтяревском Кочубеевского района закрыто для свободных захоронений, однако администрация округа считает необходимым установить границы земельного участка для предотвращения новых захоронений, предоставления участка в постоянное бессрочное пользование в территориальный отдел администрации округа для обеспечения дальнейшего содержания и благоустройства прилегающей территории.

Постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 противоречит требованиям ч.ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ, поскольку установление для земельного участка вида разрешенного использования - размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений, осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения, и использование его в соответствии с установленным видом разрешенного использования, является нарушением установленных статьей 65 ВК РФ ограничений использования водоохранной зоны водного объекта, в то время как использование земель не по назначению, противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ.

Установление административным ответчиком в постановлении главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 вида разрешенного использования - размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений, осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения, может повлечь ухудшение состояния водного объекта, а, соответственно, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил суд:

Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального округа, выразившееся в непринятии в период с 28.02.2022 по 06.05.2022 мер по отмене, либо приведению в соответствие с требованиями ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации, постановления главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский.

Признать постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский, незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Сурич П.Г., административные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края БОИ в судебном заседании возражала против заявленных административных требований по доводам, изложенным в возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что с исковыми требованиями администрация Кочубеевского муниципального округа не согласна по следующим основаниям.

16.11.2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 при осмотре земельного участка с координатами Ш:44.544051 Д:41.932267, было установлено, что в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в водоохраной зоне реки Кубань на территории Кочубеевского района в х. Дегтяревском расположено кладбище.

Места захоронения находятся приблизительно в 65 метрах от уреза воды по левому берегу реки Кубань в месте пересечения улицы Набережная в хуторе Дегтяревский Кочубеевского района Ставропольского края.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» захоронение гражданами в хуторе Дегтяревский осуществлялось самостоятельно. Сведения о дате первого и о дате последнего захоронения на «Дегтяревском кладбище» в Новодеревенском территориальном отделе АКМО СК отсутствуют, на территории которого находится рассматриваемое кладбище, со слов жителей х. Дегтяревский первые захоронения происходили в 1914 году. Сведения о количестве мест захоронения на «Дегтяревском кладбище» в Новодеревенском территориальном отделе АКМО СК отсутствуют, так как в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в х. Дегтяревский захоронение гражданами осуществлялось самостоятельно («Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.»).

Постановлением главы Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Елфиновой Л.В. от 11.07.2016 №98, в связи с полным использованием территории кладбища в хуторе Дегтяревский, постановлено закрыть кладбище для свободных захоронений и разрешить производить захоронения только в свободные места в границах родственных оград.

В соответствии со статьей 5 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 7- кз муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день вступления в силу Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 7-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Кочубеевского района Ставропольского края" осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, законам Ставропольского края, иным нормативным правовым актам Ставропольского края, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Кочубеевского муниципального округа.

В связи с принятием Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 7-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Кочубеевского района Ставропольского края» также было принято (продублировано в связи с наделением соответствующими полномочиями вновь созданный муниципальный округ) постановление администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 01.12.2021 года № 2008 «О закрытии кладбища в хуторе Дегтяревском Кочубеевского района Ставропольского края». Фактически кладбище х. Дегтяревского было закрыто еще в 2016 году.

Однако, 20 декабря 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу И.М. Бабич составлен протокол № 26-21-4-130.7/13-03/АР-351/4 в отношении юридического лица администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 36 Устава Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края к полномочиям АКМО СК относится:

- осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;

- организация мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального округа;

- организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения в порядке.

Также, в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В связи с поступающими жалобами по поводу расположения кладбища х. Дегтяревский в водоохранной зоне реки Кубань, в целях организации соответствующей работы по содержанию кладбища, администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края постановлением № 163 от 14.02.2022 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Установление границ земельного участка под закрытым кладбищем явилось необходимой мерой для предотвращения образования новых захоронений и обеспечения дальнейшего содержания и благоустройства прилегающей территории.

Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения, то есть, руководствуясь постановлением администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 11 июля 2016 года № 98 «О закрытии кладбища в хуторе Дегтяревский для свободных захоронений» не ранее августа 2036 года, то есть до истечении указанного срока органу местного самоуправления необходимо предпринимать все необходимые меры по исполнению полномочий.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 годаИ 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность перемещения захоронений только со стихийными бедствиями, кроме того, законодательно установлен закрытый перечень случаев, при которых может быть проведено перезахоронение. (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 N 19АП-1950/2019 по делу N АЗ6-16263/2017)

Письмо заместителя председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Кочубеевском муниципальном округе Ставропольского края ФИО6 от 15.03.2022 года №9, прямо свидетельствует о том, что с 2016 года по настоящее время режим чрезвычайных ситуаций, как и режим повышенной готовности, связанные со стихийными бедствиями в виде наводнений, землетрясений, оползней на территории хутора Дегряревского Кочубеевского района Ставропольского края не вводились.

Таким образом, органами местного самоуправления, в частности администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, предпринимались необходимые меры, направленные на исполнение полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, администрация Кочубеевского- муниципального округа Ставропольского края просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране водных объектов применяется водное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно статье 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам, в частности, относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Судом установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства при распоряжении водными объектами, использовании водных объектов на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, в результате которой в деятельности администрации Кочубеевского муниципального округа выявлены нарушения.

Установлено, что постановлением главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 (далее - Постановление от 14.02.2022 № 163) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона (кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский.

24.02.2022 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера

Проверкой установлено, что по данным государственного кадастра недвижимости (публичной кадастровой карты Росреестра) земельный участок с (кадастровым номером полностью входит в границы водоохранной зоны водного объекта - реки Кубань.

Виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.11.2020 № П/0412 - 12.1: Размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.

Согласно ч. 1, 2 ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях: защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращения (загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; и ряда других.

В целях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещаются, среди прочего, размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов (захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены.

На основании ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В связи с чем, определение вышеназванного вида разрешенного использования земельного участка противоречит требованиям ч.ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ.

Использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, включающего в себя, среди прочего, производство сельскохозяйственной продукции, предполагающее возможность как обработки (распашки) земли, так и выпас сельскохозяйственных животных, может повлечь нарушение установленных статьей 65 ВК РФ ограничений использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению, противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 1, 4 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускается использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Приведение разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется в течение трех лет со дня установления такой зоны.

И.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора на постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 принесен протест с требованием об отмене, либо приведении названного решения в соответствие с действующим законодательством.

Согласно информации администрации Кочубеевского муниципального округа о результатах рассмотрения протеста от 26.04.2022, постановлением администрации Кочубеевского муниципального округа № 2008 от 01.12.2021 кладбище, расположенное в хуторе Дегтяревском Кочубеевского района закрыто для свободных захоронений, однако администрация округа считает необходимым установить границы земельного участка для предотвращения новых захоронений, предоставления участка в постоянное бессрочное пользование в территориальный отдел администрации округа для обеспечения дальнейшего содержания и благоустройства прилегающей территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 11.2, ч. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218 - ФЗ).

Частью 3 статьи 41 Закона № 218 И ФЗ установлено, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с Законом № 218 - ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости.

С учетом изложенного, датой образования земельного участка является дата постановки его на кадастровый учет, датой прекращения существования исходного земельного участка, в результате раздела которого образованы вновь созданные земельные участки, является дата снятия его с государственного кадастрового учета.

Любые нарушения земельного и водного законодательства при образовании спорных земельных участков могли быть допущены исключительно либо в момент, либо после, соответственно, их образования, либо регистрации права.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 противоречит требованиям ч.ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ, поскольку установление для земельного участка вида разрешенного использования - размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений, осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения, и использование его в соответствии с установленным видом разрешенного использования, является нарушением установленных статьей 65 ВК РФ ограничений использования водоохранной зоны водного объекта, в то время как использование земель не по назначению, противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ.

Установление административным ответчиком в постановлении главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 вида разрешенного использования - размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения, размещение соответствующих культовых сооружений, осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения, может повлечь ухудшение состояния водного объекта, а, соответственно, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах, суд, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. ст. 226-227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии в период с 28.02.2022 по 06.05.2022 мер по отмене, либо приведению в соответствие с требованиями ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации, постановления главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский незаконным.

Признать постановление главы Кочубеевского муниципального округа от 14.02.2022 № 163 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный кадастровый номер участка , площадь - 2975 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность (код 12.1) (размещение кладбищ), территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона кладбищ, адрес земельного участка (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, муниципальный округ Кочубеевский, хутор Дегтяревский, незаконным.

О принятых мерах сообщить Ставропольскому межрайонному природоохранному прокурору и в суд в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.А. Рулев

Мотивированное решение по делу изготовлено 13.09.2022 года.