Дело 2а-1225/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017г. г. Биробиджан, ЕАО
Биробиджанский районный суд ЕАО
в составе судьи Лаврущевой О.Н.
при секретаре Мажак Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО5, ФИО6 к мэру муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области ФИО7, мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, о признании решений органа местного самоуправления незаконными,-
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании решения органа местного самоуправления незаконным. Свои требования мотивировала тем, что 03.04.2017 подала в мэрию уведомление о проведении 15.04.2017 в период с 14:00 до 16:00 на пешеходной зоне «Арбат» публичного мероприятия в виде митинга. В ответ на уведомление от мэра города поступило письмо, что в указанное время на данной территории будет проводиться публичное мероприятие запланированное ранее.
Административный истец просила: 1) признать решение мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО7 от 05 апреля 2017 г., №-исх незаконным; 2) обязать мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО7 устранить допущенное его решением от 5 апреля 2017 г. №-исх нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО5
ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании решения органа местного самоуправления незаконным. Свои требования мотивировала тем, что 03.04.2017 подала в мэрию уведомление о проведении 15.04.2017 в период с 14:00 до 16:00 на площади городского Дворца культуры публичного мероприятия в виде митинга. В ответ на уведомление от мэра города поступило письмо, что в указанное время будет проводиться публичное мероприятие запланированное ранее. В связи с этим административный истец подала заявление об изменении времени проведения публичного мероприятия, однако ей вновь поступил ответ, что на данное время также запланировано культурно-массовое мероприятие.
Административный истец просила: 1) признать решение мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО7 от 07 апреля 2017 г., №-исх незаконным; 2) обязать мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО7 устранить допущенное его решением от 7 апреля 2017 г. №-исх нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО6
Административные дела по административным искам ФИО5, ФИО6 приняты к производству суда и определением от 20.04.2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 20.04.2017 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
В судебном заседании ФИО5, ФИО6 исковые требования поддержали. Суду пояснили, что им незаконно отказали в проведении митингов, не разъяснили, что за мероприятия будут проводится. ФИО6 так же пояснила, что после изменения ею времени проведения митинга ей вновь было отказано. Мероприятия на которые ссылается представитель ответчиков были спланированы уже после их обращений. Все представленные документы о мероприятиях составлены после их обращений в мэрию.
В судебное заседание административный ответчик мэр муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО ФИО7 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что ФИО5 03.04.2017 в 17.02 час. обратилась в мэрию с уведомлением о проведении митинга 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на пешеходной зоне "Арбат". Однако ранее 03.04.2017 в 14.15 час. в мэрию обратился руководитель РО ДОСААФ России по ЕАО ФИО1 с заявлением о проведении в это же время на пешеходной зоне "Арбат" мероприятия - репетиции детских коллективов посвещенных празднованию Дня Победы. Так как ФИО1 обратился ранее ему было согласованно проведение мероприятия. В связи с этим ФИО5 известили о невозможности согласования митинга. 03.04.2017 в 17.04 час. в мэрию обратилась ФИО6 с уведомлением о проведении митинга 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на площади перед Дворцом культуры. Однако ранее 03.04.2017 в 14.10 час. в мэрию обратился руководитель РО ДОСААФ России по ЕАО ФИО1 о проведении в это же время на площади перед Домом культуры мероприятия - тренировки парада юнармейских отрядов для участия в мероприятиях "9 мая". Поэтому ФИО6 было рекомендовано изменить время и место проведения митинга. 06.04.2017 в мэрию от истца поступило заявление об изменении времени проведения митинга на 15.04.2017 с 12.00 час. до 14.00 час. Однако в это время во Дворце культуры были запланированы мероприятия. А в соответствии с Законом ЕАО № 154-ОЗ проведение митингов запрещается на территории, непосредственно прилегающей к зданиям в которых располагаются культурные, просветительские, развлекательные центры, во время проведения в указанных зданиях (помещениях) или на прилегающих к ним территориях культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий. Одновременное проведение митингов и запланированных мероприятий невозможно, так как это влияет на безопасность. В связи с этим ФИО6 было сообщено о невозможности согласования митинга на измененное время.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса считает, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ (далее Федеральный закон) определен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
На основании ст. 7 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно представленным документам 03.04.2017 в 17.02 час. ФИО5 обратилась в мэрию города с уведомлением о проведении митинга 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на пешеходной зоне "Арбат" в г.Биробиджане, с предполагаемым количеством участников - 1000 человек. Цели митинга - требование отставки мэра города; начало сбора подписей за отставку губернатора ЕАО; прекращение оптимизации системы здравоохранения и другие.
05.04.2017 мэр города Муниципального образования "Город Биробиджан" направил ФИО5 оспариваемое уведомление №, в котором предложил ей изменить место или время проведения публичного мероприятия, так как ранее в мэрию поступило уведомление о проведении публичного мероприятия на данной территории в указанное время.
Из материалов дела следует, что 03.04.2017 в 14.15 час. в мэрию обратился руководитель РО ДОСААФ России по ЕАО ФИО1 с заявлением о согласовании проведения массового мероприятия 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на пешеходной зоне "Арбат". Цель мероприятия - репетиция детских коллективов г.Биробиджана для участия в мероприятиях посвещенных празднованию "Дня Победы". Предполагаемое количество участников 200 человек. Проведение мероприятия согласованно мэром города 03.04.2017.
Согласно представленным документам, 03.04.2017 в 17.02 час. ФИО6 обратилась в мэрию города с уведомлением о проведении митинга 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на площади городского Дворца культуры в <...> с предполагаемым количеством участников - 1000 человек. Цели митинга - требование отставки мэра города; начало сбора подписей за отставку губернатора ЕАО; прекращение оптимизации системы здравоохранения и другие.
05.04.2017 мэр города Муниципального образования "Город Биробиджан" направил ФИО6 уведомление №, в котором предложил ей изменить место или время проведения публичного мероприятия, так как на данной территории в указанное время будет проводиться публичное мероприятие запланированное ранее.
В связи с этим 06.04.2017 ФИО6 направила мэру города сообщение об изменении времени проведения митинга 15.04.2017 на период с 12.00 час. до 14.00 час.
07.04.2017 мэр города Муниципального образования "Город Биробиджан" направил ФИО6 оспариваемое уведомление №, в котором сообщил, что 15.04.2017 на временной промежуток с 12.00 час. до 14.00 час. в Городском Дворце культуры запланировано культурно-массовое мероприятие.
В соответствии со ст. 4 Закона ЕАО "О некоторых вопросах реализации федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 31.01.2012 № 514-ОЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности определены следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры: здания (помещения), в которых располагаются культурные, просветительские, развлекательные центры, и территории, непосредственно прилегающие к ним, во время проведения в указанных зданиях (помещениях) или на прилегающих к ним территориях культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий (п.2).
Согласно плану работы МБУ "Городской Дворец культуры" на апрель 2017 года запланировано проведение следующих мероприятий 15.04.2017: "Вахта памяти" с 10.00 час. до 11.00 час. в зале Дворца культуры, с 11.00 час. до 14.00 час. в фойе Дворца культуры. С 14.00 час. генеральная репетиция цирковой студии. С 14.00 час. до 16.00 час. соревнования на площади Дворца культуры.
Согласно журналу учета культурно-массовых мероприятий МБУ "Городской Дворец культуры" на апрель 2017г.: 15.04.2017 проведена патриотическая акция "Вахта памяти".
Из материалов дела следует, что 03.04.2017 в 14.10 час. в мэрию обратился руководитель РО ДОСААФ России по ЕАО ФИО1 с заявлением о согласовании проведения массового мероприятия 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. на площади Городского Дворца культуры. Цель мероприятия - построение юноармейских отрядов, их тренировка по элементам строевой подготовки, показательные выступления воспитанников военно-патриотического клуба "Юный патриот". Предполагаемое количество участников 200 человек. Проведение мероприятия согласованно мэром города 07.04.2017.
Таким образом уведомления административных истцов о проведении публичных мероприятий были приняты и зарегистрированы в точном соответствии с Федеральным законом. В дальнейшем, в пределах предоставленных вышеназванным федеральным и региональным законодательством полномочий, мэр города рассмотрел их и довел до административных истцов предложения об изменении места и времени проведения публичных мероприятий. При этом указанные предложения не являются произвольными, а обоснованы реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в этих же местах и в это же время другими лицами публичных мероприятий, имеющих иную цель, чем цели проведения мероприятий, указанные административными истцами. В том числе как мероприятий запланированных ранее, так и мероприятий организатор которых подал уведомление о их проведении ранее, чем административные истцы. Следовательно в оспариваемых случаях предложение об изменении места и времени проведения мероприятий является обоснованным, как того и требует пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
По своей сути оспариваемые уведомления не являются отказом в согласовании проведения публичных мероприятий, а представляют собой предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона обоснованные предложения об изменении места и времени их проведения. Следовательно, доводы административных истцов об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, являются несостоятельными.
Суд не может согласиться с доводами ФИО5, ФИО6 о том, что мероприятия на которые ссылается представитель ответчиков были спланированы уже после их обращений и все представленные документы о мероприятиях составлены после их обращений в мэрию.
Указанные доводы истцов ничем не подтверждены. Представителем административных ответчиков в суд представлены документы оснований не доверять которым у суда нет. Помимо этого обстоятельства планирования мероприятий ранее обращений административных истцов косвенно подтверждаются показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4
Так свидетель ФИО2 суду пояснила, что работает в МБОУ СОШ № заместителем директора по воспитательной работе. 15.04.2017 с 13.55 час. она находилась на площади возле Городского Дворца культуры, где происходила репетиция построения юноармейских отрядов. На месте были представители ДОСААФ по ЕАО, педагоги школ города. Им показывали как "9 мая" необходимо построить детей и как они должны маршировать. ФИО1 показывал как правильно поставить детей в "коробку", как они должны пройти. Все показывалось с помощью воспитанников военно-патриотического клуба.
Свидетель ФИО3 суду пояснила, что работает директором МБОУ ДО "Музыкальная школа". 15.04.2017 с 14.00 час. до 15.00 час. на пешеходной зоне "Арбат" проводилось мероприятие с участием ее воспитанников. Мероприятие проводилось в сотрудничестве с ДОСААФ по ЕАО как репетиция детских коллективов г.Биробиджана для участия в мероприятиях просвещенных празднованию "Дня Победы". В тот день на "Арбаате" собралось примерно 200 человек.
Свидетель ФИО4 суду пояснила, что работает методистом МБУ "Городской Дворец культуры". 15.04.2017 с 10.00 час. до 14.000 час. во Дворце культуры проводилось торжественное открытие церемонии "Вахта памяти". Мероприятия проводились в зале и в фойе. Было примерно 200 человек. Концерт давали различные творческие коллективы города. Потом была репетиция "Цирковой студии". На площади возле Дворца культуры проводилось мероприятие ДОСААФ.
Суд принимает показания свидетелей, так как они логичны последовательны и соответствуют материалам дела.
Довод ФИО9, о том, что мероприятия на которые ссылались свидетели не проводились, суд не может принять. Оснований не доверять опрошенным свидетелям у суда нет, они предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.
Обстоятельство того, что построение юноармейских отрядов было согласованно мэром города 07.04.2017 уже после направления ФИО6 (05.04.2017) уведомления о необходимости изменения времени и места митинга, не влияет на законность оспариваемого уведомления.
В соответствии с материалами дела и на основании ст.4 Закона ЕАО от 31.01.2012 № 514-ОЗ проведение митинга на площади Дворца культуры 15.04.2017 с 14.00 час. до 16.00 час. не могло быть согласованно, так как в указанное время в "Городском Дворце культуры" было запланировано проведение культурно-массовых мероприятий. Цели спорного митинга и проведенных мероприятий различны.
Исходя из принципа законности проведения публичного мероприятия, предусмотренного статьей 3 Федерального закона мэр города должен действовать таким образом, чтобы не создавать даже угрозы нарушения каких-либо прав граждан при проведении публичных мероприятий. При совместном же проведении вышеназванных публичных мероприятий соблюдение указанного принципа не может быть гарантировано. Согласно нормам Федерального закона орган местного самоуправления не обязан предлагать организаторам иные места или даты (время) для проведения публичных мероприятий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых заявлений ФИО5, ФИО6 к мэру муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области ФИО7, мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, о признании решений органа местного самоуправления незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Лаврущева