14RS0035-01-2021-025576-10
Дело № 2а-522/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 10 марта 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично,
с участием помощника прокурора г. Якутска Фатуллаева Э.И.,
при секретаре Лукиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л :
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным административным иском к Окружной администрации города Якутска, в обоснование своих требований указывая на то, что распоряжением от 31 октября 2019 г. № 3332р (приложение № 30) утверждена корректировка проекта межевания территории квартала № «48» г. Якутска, в результате чего был размежеван земельный участок, расположенный вокруг земельного участка с кадастровым номером ___, принадлежащего на праве собственности административным истцам. На данном земельном участке расположен магазин, в целях осуществления предпринимательской деятельности через территорию общего пользования был проложен проезд на задний двор магазина (на склад). Между тем в результате указанной корректировки в нарушение земельного законодательства сформирован земельный участок с кадастровым номером ___ имеющий признаки вклинивания, который невозможно рационально использовать и расположить на нем объекты недвижимости. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов как собственников земельного участка, просили признать нормативный правовой акт – вышеуказанное распоряжение заместителя главы городского округа «город Якутск» от 31 октября 2019 г. № 3332р недействующим как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признать незаконной корректировку проекта межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск» от 31 октября 2019 г., внести изменения в проект межевания территории данного квартала, в котором вернуть территорию общего пользования для доступа на складские помещения земельного участка с кадастровым номером ___
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству административные истцы изменили предмет иска, уточнив его и просили признать недействующим пункт 24 вышеуказанного распоряжения, также признать недействующими приложения № 29 и № 30 к данному распоряжению, внести изменения в проект межевания территории данного квартала, в котором вернуть территорию общего пользования для доступа на складские помещения земельного участка с кадастровым номером ___
Данное изменение предмета административного иска судом принято определением от 22 февраля 2022 г., поскольку административными истцами конкретизированы требования в части принадлежащего им земельного участка.
В судебное заседание административные истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, извещены. Представитель ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска ФИО4 административный иск не признал в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемой части нормативного правового акта, просил в удовлетворении требований отказать. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании административный истец не имеет никакого отношения к земельному участку с кадастровым номером ___, правовых притязаний к указанному земельному участку не имеет, при этом проезд к его земельному участку имеется со стороны ул. Свердлова, действующее законодательство не предусматривает обязательный объездной путь к образованному земельному участку со стороны всех углов земельного участка. Административными истцами не доказано, каким образом ограничивается доступ к своему земельному участку оспариваемым распоряжением. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, путем публичных слушаний. Также ранее был удовлетворен иск Окружной администрации г. Якутска к ФИО1, ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка.
Согласно заключению прокурора административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое распоряжение принято посредством публичных слушаний, с соблюдением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, результаты публичных слушаний опубликованы в установленном порядке, при этом доступ к земельному участку административных истцов не ограничен, имеется проезд со стороны ул. Свердлова. Также имеется вступившее в законную силу решение суда об освобождении административными истцами самовольно занятого земельного участка путем демонтажа ограждения.
Проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленное требование удовлетворить, суд считает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ, к признакам акта, обладающего нормативными свойствами, относятся наличие в таком акте общеобязательных правил, распространяющихся на неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ст. 41 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Под устойчивым развитием территорий в п. 3 ст. 1 ГрК РФ понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Частями 1 и 2 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях ст. ст. 42-46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм также следует вывод, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.
Таким образом, оспариваемое административным истцом распоряжение Окружной администрации г. Якутска имеет нормативно-правовой характер, поскольку издан органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (утверждение документации по планировке территории), подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Из материалов дела установлено, что административные истцы являются долевыми собственниками (по 1/2 доли в праве) земельного участка с кадастровым номером 14:36:105004:7, площадью 478 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования под магазин, на котором находится магазин с кадастровым номером 14:36:105004:287.
Согласно представленным административным ответчиком сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 20 декабря 2021 г. № 07-072889 земельный участок с кадастровым номером ___, находится в территориальной зоне «Ж-6.3»: зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует, проекту межевания территории не соответствует.
К условно разрешенным видам использования земельных участков в указанной территориальной зоне относятся магазины, в связи с чем вид разрешенного использования земельного участка административных истцов соответствует документам территориального планирования.
Из материалов дела следует, что 31 июля 2019 г. вынесено распоряжение № 2406р о назначении публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки и проектов межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск», в том числе квартала «48», 08 августа 2019 г. проведены публичные слушания.
31 октября 2019 г. заместителем главы городского округа «город Якутск» вынесено оспариваемое административным истцом в части распоряжение № 3332зр «О внесении изменений в проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск».
Согласно п. 24 приложения № 1 к данному распоряжению «Перечень изменяемых документов» данным нормативным правовым актом внесены изменения в распоряжение от 26 апреля 2017 г. № 618р «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск» согласно приложениям №№ 29, 30 к названному распоряжению.
В приложении № 29 к вышеуказанному распоряжению приведена в схематическом виде корректировка проекта планировки территории квартала «48». В приложении № 30 к вышеуказанному распоряжению приведена в схематическом виде корректировка проекта межевания территории квартала «48».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно ст. 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Согласно ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 63, ч. 14 ст. 31 ГрК РФ утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний.
Из вышеизложенного следует, что порядок и сроки разработки и утверждения оспариваемого в части нормативного правового акта, которым внесены изменения в проект межевания территории квартала «48» не нарушены. Кроме того, в этой части нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Частью 9 статьи 43 ГрК РФ установлено, что при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Согласно вышеуказанным приложениям №№ 29 и 30 на смежном с земельным участком административных истцов с кадастровым номером 14:36:105004:7 образован земельный участок с условным номером «2.3» в проекте межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск». При этом к территории, на котором планируется возведение многоквартирного жилого дома присоединена территория прилегающего несформированного на момент принятия изменений земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Далее данный земельный участок с условным номером «2.3» поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:105004:4673, что подтверждается материалами дела и публичной кадастровой картой, находящейся в открытом доступе на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии pkk.rosreestr.ru.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ). Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Из графического чертежа проекта межевания территории и публичной кадастровой карты видно, что вновь образованный земельный участок с кадастровым номером ___ (условный номер «2.3» по проекту межевания территории) имеет неровные, изломанные границы, «обволакивает» земельный участок с кадастровым номером ___ с трех сторон (северной, западной и южной), вследствие чего этот земельный участок с кадастровым номером ___ имеет вклинивание к улице с южной стороны земельного участка с кадастровым номером ___. Данная часть земельного участка с кадастровым номером ___ вследствие своих параметров (узкий длинный выступ) не может быть рационально использована как общее имущество многоквартирного жилого дома, при этом препятствует рациональному использованию соседнего земельного участка с кадастровым номером ___ нарушая право его владельцев на возможное перераспределение или выкуп этой территории.
Следовательно, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером ФИО7 (условный номер «2.3» по проекту межевания территории) образован с существенными нарушениями земельного законодательства, препятствующими рациональному использованию и охране земель и нарушающими права и законные интересы административных истцов как владельцев и пользователей смежного земельного участка.
Следовательно, поскольку имелись предусмотренные ЗК РФ препятствия для образования земельного участка с условным номером «2.3» в утвержденных в проекте межевания территории границах, то образование данного нового земельного участка в результате внесения изменений в проект межевания территории квартала не может быть признано законным.
Довод административного ответчика о наличии вступившего в законную силу решения суда об освобождении административными истцами самовольно занятого земельного участка судом отклоняется по следующим основаниям.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2021 г., вступившим в законную силу, на ФИО1 и ФИО2 возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 181 кв.м, прилегающий к принадлежащему им земельному участку с кадастровым номером ___ При этом данным судебным постановлением установлено, что данная самовольно занятая территория является частью земельного участка с кадастровым номером ___ с видом разрешенного использования под многоэтажную жилую застройку, предоставленного в аренду ООО «ЖСК» под многоэтажную жилую застройку, самовольно занятый земельный участок используется под ограждение.
Таким образом, основанием удовлетворения иска Окружной администрации г. Якутска указанным решением суда явилось именно то обстоятельство, что на момент его вынесения существовал образованный в результате оспариваемой корректировки проекта межевания территории земельный участок с кадастровым номером ___. Следовательно, по настоящему административному делу названное гражданское дело не может быть признано имеющим преюдициальную силу.
ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства относит сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, а также рациональное использование земель.
Также в соответствии со ст. 2 ГрК РФ к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относятся: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 ГрК РФ.
Таким образом, вышеуказанный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ заявленное требование о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим может быть удовлетворено полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
При таких обстоятельствах нормативный правовой акт в указанной части противоречит федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем административный иск в части признания корректировки проекта межевания территории квартала «48» в части образования земельного участка с условным номером «2.3» и признания указанной оспариваемой части нормативного правового акта недействующей заявлен обоснованно и подлежит в этой части удовлетворению.
Вместе с тем требования о внесении изменений в проект межевания территории данного квартала, в котором вернуть территорию общего пользования для доступа на складские помещения земельного участка с кадастровым номером ___, не подлежат удовлетворению, поскольку указанное требование должно быть внесено административными истцами в орган местного самоуправления в установленном порядке.
Исходя из изложенного, судом признается не соответствующей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующей со дня принятия корректировка проекта межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск», в части образования земельного участка с условным номером «2.3» в проекте межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск», с кадастровым номером 14:36:105004:4673, площадью 3042,07 кв., расположенного по адресу: <...> в редакции п. 24 распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 31 октября 2019 г. № 3332р (приложения №№ 29, 30).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим части нормативного правового акта – удовлетворить частично.
Признать не соответствующей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующей со дня принятия корректировку проекта межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск», в части образования земельного участка с условным номером «2.3» в проекте межевания территории квартала «48» городского округа «город Якутск», с кадастровым номером ___, в редакции п. 24 распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 31 октября 2019 г. № 3332р (приложения №№ 29, 30).
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М.А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М.А. Кузьмина
Секретарь: Н.К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 18 марта 2022 г.