ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1226/19 от 01.11.2019 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-1226/2019

УИД 04RS0008-01-2019-001542-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2019 г. п.Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мархаева П.С., при секретаре Ярцевой А.Г., с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО7, представителей административного ответчика ФИО9, ФИО11, председателя Муниципальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» ФИО17, заместителя прокурора Заиграевского района РБ Галсановой С.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Участковой избирательной комиссии Избирательного участка №166 об отмене решения,

УСТАНОВИЛ:

11.09.2019 г.ФИО2 обратился в суд с иском к Окружной избирательной комиссии Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 о признании незаконным и отмене протокола о результатах выборов по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15, обязании ответчика назначить новые выборы по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15.

В обоснование иска указано, что ФИО2 являлся кандидатом в депутаты Заиграевского районного совета депутатов по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15.

Оспариваемое решение незаконно, поскольку граждане ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 06.09.2019 г. проголосовали досрочно в помещении избирательной комиссии, однако в протоколе по итогам выборов данный факт неотражен.

В судебном заседании 03.10.2019 г. административным истцом ФИО2 изменен предмет иска, истец просит суд отменить решение от 08.09.2019 г. «Об утверждении протокола об итогах голосования на выборах Заиграевского районного совета депутатов МО «Заиграевский район» на избирательном участке №166.

Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Окружной избирательной комиссии по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 надлежащим – Участковой избирательной комиссией Избирательного участка №166.

В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО7 просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика ФИО9, ФИО11, а также председатель Муниципальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» ФИО17, просили в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока исковой давности. Кроме того за кандидата ФИО10 проголосовало на 39 человек больше чем за кандидата ФИО2, таким образом факт досрочного голосования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не мог каким-либо образом повлиять на итоги голосования на Ново-Онохойском одномандатном избирательном округе №15.

В судебном заседании заместитель прокурора Галсанова С.В. просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что судом установлено, что в ходе выборов по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 за кандидата ФИО18 проголосовало на 39 человек больше чем за кандидата ФИО2, таким образом факт досрочного голосования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не мог каким-либо образом повлиять на итоги голосования на Ново-Онохойском одномандатном избирательном округе №15.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.2 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

В соответствии с ч.1.2 ст.77 ФЗ РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту Закона) суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий. В случае, если рассмотрение требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования неподсудно данному суду, то заявление в отношении таких требований возвращается заявителю на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, поскольку проверка законности решений участковых комиссий может осуществляться судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение дела. Иное вступило бы в противоречие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.66 Закона в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно. Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, участника референдума дату и время досрочного голосования этого избирателя, участника референдума. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, - к списку избирателей, участников референдума)

Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой комиссии (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования), передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.

Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: "Проголосовал досрочно" делается в списке избирателей, участников референдума при выдаче бюллетеня.

Информация о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

. В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

Судом установлено следующее.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 04.12.2015 г. сформированы территориальные избирательные комиссии МО «Заиграевский район».

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 04.12.2015 г. назначен председателем территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» ФИО17

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 30.05.2019 г. возложены на территориальную избирательную комиссию МО «Заиграевский район» состава 2015-2020 годов полномочий избирательной комиссии МО «Заиграевский район»

Постановлением избирательной комиссии МО «Заиграевский район» №1 от 01.06.2019 г. возложены полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным округам для проведения выборов депутатов Заиграевского районного Совета депутатов МО «Заиграевский район» на избирательную комиссию МО «Заиграевский район».

Постановлением №34 от 06.06.2018 г. Территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» сформированы участковые избирательные комиссии с №159 по 202. Состав УИК №166 в том числе ФИО11

Постановлением №35 от 06.06.2018 г. Территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район назначены председатели участковых избирательных комиссий с №159 по 202. Председателем УИК №166 назначена ФИО12

Постановлением №111 от 12.08.2019 г. Территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район приостановлены полномочия председателя УИК №166 ФИО12

Постановлением №123 от 22.08.2019 г. Территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район председателем УИК №166 назначена ФИО8

Постановлением №29 от 30.08.2019 г. Избирательной комиссии МО «Заиграевский район» утверждено проведение досрочного голосования в помещениях УИК на выборах депутатов Заиграевского районного Совета депутатов МО «Заиграевский район». Установить режим работы участковых избирательных комиссий для проведения досрочного голосования в помещениях участковых избирательных комиссий не ранее чем за 3 дня до голосования 9с 04.09 по 07.09.2019 г.) не менее 4 часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени_ и выходные дни с 10 до 15 часов.

Решением №1 участковой избирательной комиссии №166 от 08.09.2019 г. установлено, что по итогам голосования на выборах Заиграевского районного совета депутатов МО «Заиграевский район» на избирательном участке №166 утвержден протокол об итогах голосования по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 избирательный участок №166.

Согласно данного протокола число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования на данном избирательном участке - 1454,

число бюллетней полученных участковой комиссией - 1335,

число бюллетеней выданных избирателям проголосовавшим досрочно в том числе - 0,

в помещении избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии (в случае досрочного голосования в помещениях избирательных комиссий) - 0,

число бюллетеней выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 244,

число бюллетеней избирателям проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования -51,

число погашенных бюллетеней – 1040,

число бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования – 51,

число бюллетеней содержащихся стационарных ящиках для голосования - 244,

числе недействительных бюллетеней - 11,

число действительных бюллетеней - 284,

число утраченных бюллетеней 0,

число бюллетеней, не учтенных при получении 0

За кандидатов ФИО13 проголосовало 6 чел., ФИО1 71 чел., ФИО14 49 чел., ФИО15 39 чел., ФИО10 110 чел., ФИО16 9 чел.

Решением №12 от 09.09.2019 г. Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15 утверждены результаты выборов по одномандатному избирательному округу №15 на выборах представительного органа МО «Заиграеский район».

За кандидатов ФИО13 проголосовало 6 чел., ФИО2 71 чел., ФИО14 49 чел., ФИО15 39 чел., ФИО10 110 чел., ФИО16 9 чел. Утвержден протокол окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №15 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу №15 (протокол прилагается). Признана избранным депутатом представительного органа МО «Заиграевский район» по Ново-Онхойскому избирательному округу №15 ФИО18

Постановлением №30 от 09.09.2019 г. Избирательной комиссии МО «Заиграевский район» признаны выборы депутатов Заиграевского районного совета депутатов МО «Заиграевский район» по 20 одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными. Согласно списка избранных депутатов признана избранным депутатом представительного органа МО «Заиграевский район» по Ново-Онхойскому избирательному округу №15 ФИО18

Между тем, материалы дела не свидетельствуют о пропуске административным истцом срока обращения в суд с данным административным иском. Так 11.09.2019 г. ФИО2 обратился в суд с иском к Окружной избирательной комиссии Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 о признании незаконным и отмене протокола о результатах выборов по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15, обязании ответчика назначить новые выборы по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15. В судебном заседании 03.10.2019 г. представителем истца ФИО7 изменен предмет иска истец просит суд об отмене решения №1 Окружной избирательной комиссии по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу от 08.09.2019 г. Поскольку истцом менялся предмет иска но его основание суд считает, что срок для обжалования оспариваемого решения не пропущен.

Судом из пояснений свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 установлено, что ФИО5, ФИО6 решили уехать на рыбалку в день голосования. ДД.ММ.ГГГГФИО5, ФИО6 заявления о досрочном голосовании в УИК не подавали, в данный день в помещении УИК они не были, не голосовали, бюллетни для голосования не получали. ДД.ММ.ГГГГФИО4 досрочно проголосовал на выборах, в частности получил бюллетень, после чего проголосовал за себя ФИО5, ФИО6, поскольку последние собирались на рыбалку, сам ФИО4 заявление о досрочном голосовании в УИК не подавал.

Судом из пояснений свидетеля ФИО3 установлено, что последний досрочно проголосовал на выборах 06.09.2019 г., в частности получил бюллетень, после чего проголосовал, заявление о досрочном голосовании в УИК ФИО3 не подавал.

Таким образом в протоколе УИК об итогах голосования по Ново-Онохойскому одномандатному избирательному округу №15 Избирательный участок №166 допущено нарушение ст.66 Закона а именно, в частности в данном протоколе не отражено, что вышеуказанные 4 избирателя голосовали досрочно, данные 4 избирателя не были внесены в список проголосовавших досрочно, кроме того ответчиком допущено голосование гражданина ФИО4 не только за себя, но и за двух граждан ФИО5, ФИО6, которые вообще не голосовали, в помещении УИК не были, что также является нарушением Закона, кроме того данные 4 избирателя не писали заявления о досрочном голосовании.

Разница между кандидатом ФИО2 (71 чел.) и кандидатом ФИО10 (110 чел.) составила 39 человек (110-71). По мнению суда допущенные ответчиком вышеуказанные нарушения тем не менее позволяют выявить действительную волю избирателей на данном избирательном участке №166 при вышеуказанной разнице в голосах избирателей проголосовавших за того или иного кандидата. В связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 94-95, 180, 286, 289-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к участковой избирательной комиссии Участковой избирательной комиссии Избирательного участка №166 об отмене решения, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия, в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

.

Судья: Мархаев П.С.