ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1226/2015 от 16.12.2015 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Дело № 2а-1226/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Переяславка 16 декабря 2015 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Потаевой Л.А.,

с участием административного истца – помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Ивановой А.М.,

представителя административного ответчика – Аверьянова А.А.,

при секретаре судебного заседания Звягиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора района имени Лазо Хабаровского края к Собранию депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании нормативного правового акта недействующим, мотивируя тем, что прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности законности нормативно-правовых актов органов местного самоуправления выявлено несоответствие решения Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 24.12.2014г. № 163 «О передаче муниципальным районом имени Лазо части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений муниципального района имени Лазо» Федеральному закону от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральному закону от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении». В добровольном порядке протест прокурора не исполнен. Решение административного ответчика является незаконным, т.к. оно принято за пределами компетенции, впоследствии может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств городских, сельских поселений, расположенных на территории района имени Лазо Хабаровского края. Просит признать решение Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 24.12.2014г. № 163 «О передаче муниципальным районом имени Лазо части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений муниципального имени Лазо Хабаровского края» недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты; обязать Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края опубликовать решение суда со дня вступления его в законную силу на официальном сайте администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края и в сборнике нормативно-правовых актов муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца Иванова А.М. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Аверьянов А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал и суду пояснил, что 24.12.2014 года решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо были переданы от муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения организация в районах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Полномочия переданы на основании п.4 ст.14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относятся к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Именно 131 Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 4 Закона N 131-ФЗ).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ст. 14, п. 4 ч.1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения (муниципального района) относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 года № 485-ФЗ, полномочия по организации теплоснабжения и водоснабжения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Частью 3 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью1 настоящей статьивопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.4 ст.14 Закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью1 настоящей статьидля городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п.1 ст.19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, организация в границах поселения электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относится к вопросам местного значения и не относится к числу отдельных государственных полномочий.

Согласно п.3 ст.5 Устава муниципального района имени Лазо Хабаровского края (принят решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 02.06.2005 № 48)(ред. От 22.04.2015) органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих местных бюджетов.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов муниципального района.

Указанные выше положения Устава не обжаловались, изменения не вносились.

24.12.2014г. решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 163 «О передаче муниципальным районом имени Лазо части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений муниципального имени Лазо» передана от муниципального района имени Лазо часть полномочий по решению вопросов местного значения района в сфере организации в границах поселения электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации органам местных самоуправлений поселений района (включены 18 поселений), утвержден проект Соглашения (л.д. 8).

Вопросы относительно передачи части полномочий по решению вопросов местного значения с уровня муниципального района на уровень поселения регламентированы Законом N 131-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Представителем административного ответчика предоставлено соглашение, заключенное между администрацией муниципального района имени Лазо и администрацией <данные изъяты> сельского поселения. Соглашение заключено на период с 01.01.2015 до 01.01.2016 года, из платежных поручений следует, что муниципальным районом производилось перечисление денежных средств в бюджет указанного поселения.

Исходя из анализа приведенных норм, с учетом заложенных при принятии решения о возможности передачи (принятия) части полномочий по решению вопросов местного значения конституционных принципов, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято в пределах компетенции.

Ссылка прокурора на тот факт, что передача части полномочий может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств городских, сельских поселений, расположенных на территории района имени Лазо Хабаровского края материалами дела не подтверждена.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, т.к. применение на практике оспариваемого нормативного акта соответствует его истолкованию с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов и вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Прокурора района имени Лазо Хабаровского края к Собранию депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 24.12.2014 № 163 «О передачи муниципальным районом имени Лазо части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений муниципального района имени Лазо», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме вынесено 21.12.2015 года.

Судья: Л.А. Потаева

Копия верна:

Судья Л.А. Потаева