ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1226/2021 от 19.07.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)

дело № 2а-1226/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бецелевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Родовой общине коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА» о ликвидации Родовой общины коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Родовой общине коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА», в котором просило ликвидировать Родовую общину коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА»; на основании п. 9 ст. 63 ГК РФ исключить Родовую общину коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Родовая община коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА» (далее по тексту – Община, Организация) внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю 22.02.2006, за основным государственным регистрационным номером . По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридический адрес Общины: <адрес>. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Общины является Яськин П.М. – председатель правления. Изменения в ЕГРЮЛ, а именно, сведения об адресе юридического лица и о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, не вносились. Некоммерческая организация, в соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» и приказа Минюста России от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» обязана ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Управление Министерство юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также информацию о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (по форме ОН 0002). В нарушение действующего законодательства ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению в Управление в срок до 15 апреля года следующего за отчетным, указанных форм отчетности за 2019-2020 годы. Кроме того, в нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» Обществом не исполнена обязанность по представлению в Управление сведений о размещении в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продолжении деятельности Организации в 2019-2020 годах. Кроме того, в нарушение подп. 1 п. 11 ст. 6 Закона Камчатского края от 18.09.2008 № 126 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае», устав организации не содержит сведения о принадлежности учредителей к коренным малочисленным народам. В нарушение п. ст. 49 ГК РФ устав ответчика допускает осуществление иных видов деятельности, кроме прямо предусмотренных учредительными документами. В нарушение п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальны предпринимателей», ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» наименование организации содержит слово на языке народа Российской Федерации без перевода на русский язык. Также устав ответчика содержит норму, согласно которой может иметь символику, зарегистрированную в установленном порядке, вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ описание символики должно содержаться в учредительных документах Организации. В нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ используемая на печати ответчика символика в виде человека в национальном костюме с бубном не описана в учредительных документах. В нарушение п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, Организация имеет печать с сокращенным наименованием «Родовая община алеутов «АГИТУДА». Управлением предприннимались меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства РФ. Управлением в адрес Общины направлены письменные предупреждения от 06 мая, 24 декабря 2019 года, от 03 сентября 2020 года, 25 декабря 2020 года, с указанием выявленных нарушений, срока для их устранения и ответственности, в случае не устранения указанных нарушений. Данные предупреждения получены лично председателем Яськиным П.М. По состоянию на 18 мая 2021 года нарушения Организацией не устранены.

В судебном заседании административный истец и административный ответчик не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, просило дело рассмотреть в отсутствие представителя, согласно письменному отзыву полагает, что заявленные требования обоснованы, и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке (ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, основания применения которой предусмотрены статьей 61 ГК РФ.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Не устранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого не устранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункты 26, 27).

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

В силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п. 1.1 приказа Минюста РФ от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности»).

В силу пункта 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.

В силу ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (ст. 49 ГК РФ).

В соответствии с п. а, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках).

В силу п. 1 ч. 11 ст. 6 Закона Камчатского края от 18.09.2008 № 126 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае» в учредительных документах общины коренных малочисленных народов должны быть определены, в том числе сведения о принадлежности учредителей к коренным малочисленным народам.

Как следует из п. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ).

По смыслу пункта 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ст. 19 Закона Камчатского края от 18.09.2008 года № 126 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае», общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае: выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины; прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Родовая община коренного малочисленного народа Севера алеутов «АГИТУДА» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю за основным государственным регистрационным номером .

По сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическим адресом Организации указан: <адрес>, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Общины, является Яськин П.М. (председатель правления).

Община действует на основании Устава от 2009 года, основными видами деятельности общины являются: рыболовство, в том числе морское, озерное и речное, переработка и реализация водных биологических ресурсов; промысел морских млекопитающих и птиц, переработка и реализация добытых морских млекопитающих и птиц, промысел (добыча), переработка и реализация других водных биоресурсов, в том числе не являющихся объектами рыболовства, охота, собирательство, выделка шкур животных, изготовление национальных сувениров, плетение из трав и растений, ездовое собаководство и др. Община может осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Управлением в адрес ответчика направлялись предупреждения от 06.05.2019 № 41/03-1353 (со сроком устранения нарушений до 01.10.2019), от 24.12.2019 № 41/03-3518 (со сроком устранения нарушений до 23.03.2020), от 03.09.2020 № 41/03-2599 (со сроком устранения нарушений до 20.11.2020), от 25.12.2020 № 41/03-3860 (со сроком устранения нарушений до 17.05.2021), с указанием выявленных нарушений, срока для их устранения и ответственности в случае не устранения Организацией выявленных нарушений.

Данные предупреждения получены лично председателем Общины Яськиным П.М.

В установленном порядке предупреждения Управления не обжаловались, в срок, указанный в предупреждениях, нарушения законодательства Российской Федерации Общиной не устранены.

Таким образом, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд считает, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Вместе с тем, административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств подтверждающих, необоснованность заявленных административным истцом требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю - удовлетворить.

Ликвидировать Родовую общину коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА».

Исключить Родовую общину коренных малочисленных народов Севера алеутов «АГИТУДА» (ОГРН , юридический адрес: <адрес>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Родовой общины коренного малочисленного народа Севера алеутов «АГИТУДА» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья подпись Т.А. Бецелева

Копия вена

Судья Т.А. Бецелева