Дело № 2а-1227/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 октября 2019 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе судьи Ермолаевой Е.С.,
с участием секретаря судебного заседания Будько Ю.М.,
в присутствии помощника прокурора Кореновского района Палий О.И., представителя администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по доверенности Никулиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца- прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику – администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия,
установил:
Административный истец- прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику – администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о погребении и похоронном деле. Установлено, что в соответствии с п. 17 перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, утвержденного Законом краснодарского края от 17.08.2000 № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» на территории Кореновского городского поселения Кореновского района имеется объект культурного наследия регионального значения: братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; Две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На основании п. 7 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований законов для объекта культурного наследия регионального значения: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; Две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы - администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района не инициирован вопрос о разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта.
Прокуратурой Кореновского района 04.06.2018 г. в адрес администрации Кореновского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. 02.07.2019 администрацией Кореновского городского поселения направлен ответ, согласно которому администрацией при рассмотрении вопроса по формированию бюджета на 2019 год предприняты меры по разработке проекта ведомственной целевой программы "Сохранение, содержание и благоустройство объектов культурного наследия, расположенных на территории Кореновского городского поселения Кореновского района на 2019-2020 годы", в перечень мероприятий которой будут включены мероприятия по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, проведению экспертизы указанных проектов.
Вместе с тем, до настоящего времени, администрацией Кореновского городского поселения мер по устранению выявленных нарушений не принято. Таким образом, бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит суд признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, выразившееся в отсутствии разработанного проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; Две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы.
Обязать администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района провести разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Палий О.И. изменил заявленные административные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, выразившееся в отсутствии организации разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 – 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы.
Обязать администрацию Кореновского городского поселения <адрес> организовать разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 – 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Кореновского городского поселения по доверенности Никулина Е.Н. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора Кореновского района. Суду пояснила, что на указанные в административном иске объекты культурного наследия, находящиеся на территории Кореновского городского поселения Кореновского района в соответствии с Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 года № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» зарегистрировано право муниципальной собственности. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории, администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района проведен мониторинг цен на оказание услуг по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Кореновского городского поселения Кореновского района и получены коммерческие предложения от организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с указанием предполагаемой цены. 6 декабря 2018 года администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района принято постановление № 1562 (в редакции изменений от 19.06.2019, 27.08.2019), которым утверждена ведомственная целевая программа проектно-изыскательских работ под объекты строительства в Кореновском городском поселении Кореновского района на 2019 год. Согласно Приложению к указанной выше ведомственной программе, в перечень мероприятий включена разработка проекта охранных зон объекта культурного наследия «Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками 1942-1943 годы». Распоряжением администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 14.12.2018 № 387-р утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2019 год (с изменениями, внесенными на основании Распоряжений № 158-р от 16.07.2019, № 201-р от 02.09.2019), в котором содержится информация о закупке «Разработка проекта охранных зон объекта культурного наследия «Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы», расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западная окраина кладбища», начальная (максимальная) цена контракта - 290 000 рублей, планируемые сроки: начало осуществления закупки - 09.2019, окончание исполнения контракта - 12.2019. В связи с чем, разработано техническое задание на выполнение работ по разработке проекта охранных зон объекта культурного наследия, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, юго-западная окраина кладбища - «Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы». В соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» план-график с информацией об объекте закупки размещен в единой информационной системе. Кроме того, в целях соблюдения пункта 3 статьи 13 ФЗ № 73-ФЗ и во исполнение требований представления от 04.06.2018 года, администрацией Кореновского городского поселения разработан и принят нормативный акт, регламентирующий финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности Кореновского городского поселения Кореновского района объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия
Средняя сумма на разработку одного проекта зон охраны объекта культурного наследия, согласно коммерческих предложений (смет) на выполнение проекта зон охраны одного объекта культурного наследия составляет 500 000 рублей. Для разработки 4 проектов зон охраны объектов культурного наследия в бюджете Кореновского городского поселения Кореновского района необходимо около 2 000 000 рублей. В соответствии с пунктами 2,4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования; проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения. Проект местного бюджета составляется на очередной финансовый год в порядке и сроки, установленные администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в Кореновском городском поселении Кореновского района. Решение о местном бюджете вступает в силу с 1 января очередного финансового года. Кроме того, в целях соблюдения требований, установленных в статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 года№ 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района разработан проект устройства кладбища, расположенного на земельном участке площадью 99 000 кв.м, с кадастровым номером 23:07:0601057:114, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, поселок Мирный, в котором предусмотрена зона под почетные захоронения площадью 12511 кв.м. Полагает, что со стороны администрации Кореновского городского поселения отсутствует бездействие в части разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия и установления для воинского захоронения охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, в связи с чем считает требования, содержащиеся в административном исковом заявлении необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о погребении и похоронном деле.
В соответствии с п. 17 перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, утвержденного Законом краснодарского края от 17.08.2000 № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» на территории Кореновского городского поселения Кореновского района имеется объект культурного наследия регионального значения: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; Две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы.
В соответствии с п. 13 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу требований ст. 6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона Краснодарского края.от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия нормативными правовыми актами краевого органа охраны объектов культурного наследия. Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На основании п. 7 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законов для объекта культурного наследия регионального значения: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны; Две братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы - администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района не осуществлена организация разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта указанных объектов культурного наследия регионального значения.
Прокуратурой района 04.06.2018 г. в адрес администрации Кореновского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
Согласно ответу администрации Кореновского городского поселения на указанное представление, администрацией при рассмотрении вопроса по формированию бюджета на 2019 год предприняты меры по разработке проекта ведомственной целевой программы "Сохранение, содержание и благоустройство объектов культурного наследия, расположенных на территории Кореновского городского поселения Кореновского района на 2019-2020 годы", в перечень мероприятий которой будут включены мероприятия по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, проведению экспертизы указанных проектов. Вместе с тем, меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Кореновского района о признании незаконными бездействий администрации Кореновского городского поселения Кореновского района выразившееся в отсутствии организации разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия для воинского захоронения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования административного истца- прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику – администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, выразившееся в отсутствии организации разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 – 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы.
Обязать администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района организовать разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия, для воинского захоронения не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта: Братское кладбище: 3 братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы; Мемориальный комплекс: братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 г.; скульптура воина-освободителя; мемориальная доска в память о земляках, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 – 1943 годы; Братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение месяца.
Судья Кореновского районного суда Е.С. Ермолаева