ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1227/2022 от 11.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД 66RS0009-01-2022-001261-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 11 мая 2022 года

Ленинский районный суд Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Гуриной С.А.,

при секретаре Сафоновой К.А.,

с участием прокурора Дягилевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1227/2022 по административному исковому заявлению прокурора Пригородного района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

07.04.2022 прокурор Пригородного района города Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте по сетевому адресу^

https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, связанной с распространением пропаганды жестокого обращения с животными. В ходе проведенной проверки был осуществлен свободный выход в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» к сайтам:

https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

В ходе изучения указанных сайтов было установлено, что на сайтах расположены видеоролики, содержащие жестокое обращение с животными. Размещенная на сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к пропаганде жестокого обращения с животными. На сайтах отсутствует информация о лицах, разместивших данную информацию. Вход на сайты является свободным, предварительной регистрации не требует, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно ст. 173 ГК РФ при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» животные должны быть защищены от жестокого обращения. Статьей 245 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, прокурор просит суд признать информационный материал, размещенный в сети Интернет по указанным выше адресам, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Дягилева М.В. поддержала доводы, указанные в административном исковом заявлении и требования в полном объеме, пояснив, что перед судебным заседанием была проведена проверка указанных сайтов. Размещенная на них информация до настоящего времени находится в свободном доступе.

Представитель Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о слушании дела, своего представителя в суд не направил, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

Ответчиком по данной категории исков является лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной.

Заслушав прокурора, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя, как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки сети Интернет на сайтах https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

расположены видеоролики, содержащие жестокое обращение с животными.

Размещенная на сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к пропаганде жестокого обращения с животными. На сайтах отсутствует информация о лицах, разместивших данную информацию. Вход на сайты является свободным, предварительной регистрации не требует, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно ст. 173 Гражданского кодекса РФ при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» животные должны быть защищены от жестокого обращения.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статьей 245 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Размещённая на названных страницах информация носит противоправный характер, поскольку призывает пользователей, в том числе несовершеннолетних, к жестокому обращению с животными. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, так как данная информация негативно влияет на психику людей, духовное и нравственное развитие.

В связи с этим суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную на сайтах с адресами:

https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к указанным сайтам в сети «Интернет», необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На момент рассмотрения дела сайты:

https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

на которых размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административные исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, содержащую видео жестокого обращения с животными, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах, по адресу:

https://youtu.be/Q4ryyy8539k

https://youtu.be/va1uZf8QTJ8

https://youtu.be/POSUxS4jLhw

https://youtu.be/umDmjAYnrBQ

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменных имен и (или) указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен записи, содержащей доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию.

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу для включения интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2022 года.

Судья