ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1228/2017 от 26.09.2017 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а-1228/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(вводная и резолютивная части)

г. Буденновск 26 сентября 2017 года

Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Чулков В.Н.,

при секретаре судебного заседания Лазаренко Ю.В., с участием:

представителя административного истца – старшего помощника Буденновского межрайонного прокурора Федорова С.Н.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования села Прасковея Буденновского района Ставропольского края – Хадеева А.А., действующего по доверенности №2 от 11 января 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Буденновского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования села Прасковея Буденновского района Ставропольского края о возложении обязанности произвести постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Буденновского межрайонного прокурора обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, указывая, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдений требований Федеральных законов от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В ходе проведения проверки установлено, что на территории муниципального образования села Прасковея Буденновского района имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение-нагорная канава № 3. Документов свидетельствующих о наличии собственника отсутствуют. Также в ходе проведенной проверки установлены нарушения Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов и отсутствие документов, а именно: отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС; отсутствует проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленной порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта; не составлена декларация безопасности ГТС; не определены критерии безопасности ГТС и его класс; не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ; не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопле­ния территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС; не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга на ГТС; отсутствует устройство сигнализации, блокировки, защиты от пере­грузок, КИА, КИП, средства связи и освещения. Безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не была обеспечена, что повлекло возникновение чрезвычайной ситуации с наступлением тяжких последствий. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Зако­на № 117 - ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечи­вающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности ло­кальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических со­оружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезны­ми последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих террито­рий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной сре­де. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до уст­ранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности. В связи с чем просит обязать администрацию муниципального образования села Прасковея Буденновского района Ставропольского края в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения «Нагорная канава № 3», расположенной на территории муниципального образования с. Прасковея Буденновского района Ставропольского края.

В судебном заседании старший помощник Буденновского межрайпрокурора Федоров С.Н. административные исковые требования поддержал и суду пояснил, что при проверке соблюдения требований федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон № 117-ФЗ), было установлено, что находящееся на территории муниципального образования села Прасковея гидротехническое сооружение - нагорная канава № 3, является бесхозяйной, так как не имеет собственника. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований закона по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования села Прасковея Буденновского района Хадеев А.А. исковые требования признал, суду пояснил, что ранее постановлением главы Буденновской территориальной государственной администрации за федеральным государственным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю был закреплен земельный участок, относящийся к категории «земли водного фонда» в границах Буденновского района под существующими объектами, согласно приложения. В указанные объекты была включена и нагорная канава №3. Однако длительное время Буденновским филиалом ФГБУ «Ставропольмелиоводхоз» работа по очистке канала не ведется, так как большая часть каналов списана. Так как нагорная канава №3 не стоит на балансе администрации, она не имеют возможности выделять средства на обслуживание данного гидротехнического сооружения.

Выслушав объяснение представителя административного истца старшего помощника прокурора Федорова С.Н., представителя административного ответчика Хадеева А.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно письменного сообщения начальника межмуниципального отдела по Буденновскому району и Новоселицкому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю, не имеется сведений о регистрации права собственности на объект недвижимости (гидротехническое сооружение) «Нагорная канава №3», расположенной <адрес>

Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» балансовая принадлежность «Нагорной канавы №3», не определена и должна решаться в соответствии с действующим законодательством по бесхозным объектам.

Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается, что в настоящее время у гидротехнического сооружения «Нагорная канава №3» не имеется собственника.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации 3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В настоящее время порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

Согласно п.п. 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, наличие на территории муниципального образования с. Прасковея Буденновского района бесхозяйного объекта повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения, в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Непринятие администрацией муниципального образования с. Прасковея, Буденновского района мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, «Нагорная канава №3» не позволяет определить правовой статус данного объекта, что делает невозможным определить собственника гидротехнического сооружения, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выражающуюся в ухудшении состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие необеспечения безопасности гидротехнического сооружения.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства заявленные административные исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя Буденновского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности произвести постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования села Прасковея Буденновского района Ставропольского края в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения «Нагорная канава № 3», расположенной <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть начиная с 02 октября 2017 года.

отпечатано

в совещательной комнате

Судья: Чулков В.Н.