47RS0018-02-2021-000463-06
Дело № 2а-1228/2021 17 марта 2021 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО4 Е.Н.,
представителя административного ответчика ФИО1,
при помощнике судьи Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении меры социальной поддержки,
установил:
ФИО4 Е.Н. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе в предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области»; обязании принять решение о предоставлении ему земельного сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области», подтверждающего его право на предоставление меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области.
В обоснование административного иска указал, что на основании постановления администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па он был поставлен на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, как гражданин, имеющий трёх и более детей (ч.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области").
15 июля 2020 г. получил от административного ответчика уведомление о необходимости в 30-дневный срок со дня получения указанного уведомления явиться в орган учёта для выбора земельного участка, включенного в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Ленинградской области (далее – Перечень) (при наличии земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, включенных в Перечень), либо подачи заявления о выборе меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата с приложением документов, указанных в пункте 8 Порядка предоставления сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2020 №234 «О предоставлении меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области» (далее по тексту – Порядок).
27 июля 2020 г. им было подано заявление (вх.№Г-1479/20) о выборе меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата с приложением документов, указанных в п.8 Порядка, а именно: согласие на обработку персональных данных по форме, установленной приложением №3 к Порядку; документ, удостоверяющий его личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации); свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет; свидетельство о браке; документы, подтверждающие факт его постоянного проживания на территории Ленинградской области (справка о регистрации, ксерокопия соответствующих страниц паспорта).
Спустя пять месяцев после подачи заявления он получил по почте постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.09.2020 №1687-па «Об отказе в предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области». Отказ мотивирован не предоставлением документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории Ленинградской области (период с 30.05.2019 по 11.06.2019). С указанным отказом он не согласен. Отсутствие сведений о его регистрации по месту жительства в период с 30.05.2019 по 11.06.2019 не является основанием для отказа в предоставлении ему меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата, так как Порядок не содержит требований о предоставлении документов, подтверждающих факт постоянного и непрерывного проживания какой-либо срок на территории Ленинградской области. Это обстоятельство имеет значение для признания лица, имеющим право на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Он же поставлен на учёт в качестве такого лица.
Отсутствие сведений о его регистрации по месту жительства в период с 30.05.2019 по 11.06.2019 объясняется тем, что в связи с продажей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой он проживал ранее, постоянно с 2009 г.; и приобретением квартиры в <адрес>; в течение указанного периода проходила процедура снятия его с регистрационного учёта по прежнему месту жительства и регистрации по новому месту жительства в пределах одного населённого пункта Ленинградской области – г.Тосно. В этот период он постоянно исполнял свои служебные обязанности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на территории Ленинградской области, что также свидетельствует о том, что на другое место жительство за пределы Ленинградской области он не выезжал (л.д.4-7).
В судебном заседании ФИО4 Е.Н. поддержал административный иск, пояснил, что 28 декабря он получил письмо, после чего дозвонился в земельный отдел, им сказали, что они не предоставили достоверные сведения за эти дни. Но на момент рассмотрения никто не позвонил и не сообщил, что необходимо принести какие-то документы. Он бы мог взять с работы подтверждение того, что не выезжал за пределы Ленинградской области. Поскольку он является сотрудником УФСИН России по Санкт-Петербургу, то без соответствующего рапорта не может в принципе покинуть территорию Ленинградской области. Продавали одну квартиру и покупали другую одним днём, соответственно, переезжали с одной квартиры на другую, в третий адрес не выезжали. Был направлен в УФМС, пришёл в УФМС с заявлением, чтобы ему дали справку о том, что его документы находились на прописке. В УФМС сказали, что документов такого рода они не предоставляют, что у них есть 6 дней на снятие и 6 дней на постановку, сотрудники администрации должны сами делать запрос. Позвонил ещё раз в земельный отдел, и рассказал об этом. Ответили, что это – его проблемы, а они ничего делать не будут.
Представитель административного ответчика ФИО1 административный иск не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 Е.Н. обратился в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о выборе меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области». Из представленных им документов установлено следующее: ФИО4 Е.Н. в период с 11.09.2009 по 30.05.2019, его супруга ФИО4 Н.С. в период с 17.10.2011 по 30.05.2019 были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>; в период с 11.06.2019 по настоящее время – по адресу: <адрес>. Таким образом, в период с 30.05.2019 по 11.06.2019 административный истец и его супруга не имели регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Ленинградской области.
В силу п.1 ст.20 ГК Российской Федерации, абз.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», абз.2 п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, местом жительства гражданина по общему правилу признаётся жилое помещение (например, жилой дом, квартира, комната), где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
С учётом изложенного, место жительства гражданина Российской Федерации и его нахождение в данном месте жительства определяется на основании данных о постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства или по месту пребывания. Отсутствие таких данных не позволяет делать вывод о проживании и гражданина в том или ином месте постоянно или преимущественно. Следовательно, отсутствие у административного истца и его супруги регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Ленинградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ позволило административному ответчику сделать вывод о том, что в указанный период административный истец и его супруга не проживали на территории Ленинградской области.
В силу п.1 ч.6 ст.5 областного закона 75-оз основаниями для отказа в предоставлении мер социальной поддержки является, в том числе, отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с настоящим областным законом.
Порядок предоставления сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области» определён постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении меры социальной поддержки в виде земельного капитала в <адрес> (далее – Постановление №). В соответствии с п.8 приложения № к Постановлению № решение о предоставлении сертификата принимается органом учёта на основании документов, в том числе, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя на территории Ленинградской области. Согласно п.10 приложения № к Постановлению № основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении сертификата являются представление гражданином неполных и(или) недостоверных сведений и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении сертификата.
С учетом наличия перерыва в периоде проживания административного истца и его супруги на территории Ленинградской области и поскольку ФИО4 Е.Н. не представил документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории Ленинградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком были усмотрены основания для отказа в предоставлении административному истцу меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области», предусмотренные п.1 ч.6 ст.5 областного закона 75-оз во взаимосвязи с п.1 ч.2 ст.3 того же областного закона. Административный ответчик полагает, что своими действиями не нарушал прав и охраняемых законом интересов административного истца (л.д.35-37).
Администрация в рамках своих полномочий истребовала дополнительные документы для рассмотрения заявления, а именно выписку из Единого государственного реестра недвижимости, но получить информацию о месте проживания заявителя администрация не имеет возможности. Заявитель должен был сам обосновать перерыв в регистрации.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Частью 1 статьи 4-2 Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" установлено, что в соответствии с настоящим областным законом гражданам, указанным в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего областного закона, предоставляется право выбора между предоставлением им бесплатно в собственность земельного участка в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим областным законом, и предоставлением меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области (далее - земельный капитал).
Порядок предоставления сертификата "Земельный капитал в Ленинградской области" утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2020 N 234 "О предоставлении меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области".
8. Решение о предоставлении сертификата принимается органом учета на основании следующих документов:
согласия на обработку персональных данных по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное на период его замены);
свидетельств о рождении детей в возрасте до 18 лет, а в отношении несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, также паспорта гражданина Российской Федерации;
документов, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя на территории Ленинградской области;
10. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении сертификата являются:
представление гражданином (представителем гражданина) неполных и(или) недостоверных сведений и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении сертификата;
отсутствие у гражданина права на меру социальной поддержки.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 19 апреля 2019 г. №618-па ФИО2 поставлен на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д.9, 65).
27 июля 2020 г. ФИО4 Е.Н. обратился в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о выборе меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области». К заявлению приложил копии паспортов своего и супруги, четырех свидетельств о рождении детей, свидетельства о браке, справку о регистрации (л.д.40).
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.09.2020 №1687-па ФИО2 было отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области», в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя на территории Ленинградской области (период с 30.05.2019 по 11.06.2019) – л.д.11, 39.
Копия постановления направлена в адрес административного истца 20 декабря 2020 г. (л.д.66).
Согласно архивной справке о регистрации ФИО2 с 11 сентября 2009 г. по 30 мая 2019 г., ФИО3 с 17 октября 2011 г. по 30 мая 2019 г. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.13).
В соответствии с договором от 29 мая 2019 г. ФИО4 Е.Н. продал вышеуказанную квартиру, продавец обязался обеспечить подачу документов на снятие с регистрационного учёта всех зарегистрированных в квартире лиц не позднее трех рабочих дней после подписания договора (л.д.14-15).
Согласно справке о регистрации, выданной 26 июня 2020 г., с 11 июня 2019 г. ФИО4 Е.Н., ФИО4 Н.С. зарегистрированы по месту жительства, по адресу: <адрес> (л.д.59).
Указанную квартиру супруги ФИО4 приобрели в общую совместную собственность в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 29 мая 2019 г. (л.д.17-21).
В паспортах ФИО4 Е.Н. и ФИО4 Н.С. проставлены отметки о регистрации по первому адресу и снятии с регистрационного учета, о регистрации по второму адресу (л.д.42-43, 48-49). Таким образом, в период с 31 мая 2019 г. по 10 июня 2019 г. включительно ФИО4 Е.Н. и ФИО4 Н.С. по месту жительства не были зарегистрированы.
Согласно справке, выданной ФКУ ИК-2 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, начальник караула отдела охраны, капитан внутренней службы ФИО4 Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ находился на службе, пределы Ленинградской области не покидал (л.д.23).
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года N 619-О-П, постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства рассматривается как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета; факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В данном случае, отсутствие регистрации административного истца и его супруги в период с 31 мая 2019 г. по 10 июня 2019 г. обусловлено продажей квартиры, в которой он был зарегистрирован по месту жительства, и покупкой квартиры, в которой он проживает по настоящее время и зарегистрирован с 11 июня 2019 г. Снятие с регистрационного учета по прежнему адресу и регистрация по новому адресу были осуществлены не в один день. Учитывая краткость данного периода – 11 суток, нет никаких оснований полагать, что оба родителя в составе многодетной семьи постоянно проживают на территории Ленинградской области менее пяти лет, то есть только с 11 июня 2019 г. Оспариваемое постановление такого вывода не содержит, а также не указывает на отсутствие у заявителя права на меру социальной поддержки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Оспариваемое постановление не соответствует абзацу второму пункта 10 Порядка предоставления сертификата "Земельный капитал в Ленинградской области", поскольку заявитель предоставил все перечисленные в пункте 8 документы и при наличии у него права на меру социальной поддержки. Орган учета, несмотря на длительность рассмотрения поданного заявления, не предложил заявителю предоставить иные документы, подтверждающие факт постоянного проживания заявителя на территории Ленинградской области в период с 30.05.2019 по 11.06.2019, например, справку с места работы. Поэтому суд признает постановление незаконным и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав и законных интересов административного истца путём принятия решения о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области».
Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца, в соответствии со ст.111 КАС Российской Федерации, понесенные им расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21 сентября 2020 г. №1687-па «Об отказе в предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки в виде земельного капитала в Ленинградской области».
Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области устранить нарушение прав и законных интересов ФИО2 путём принятия решения о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде земельного капитала и предоставлении сертификата «Земельный капитал в Ленинградской области».
Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в пользу ФИО2 300 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (26 марта 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись