ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1228/2023 от 28.11.2023 Ефремовского районного суда (Тульская область)

УИД: 71RS0009-01-2023-001793-49

Дело №2а-1228/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2023 г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Рубцовой С.Г.,

с участием помощника Ефремовского межрайонного прокурора Трачук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1228/2023 по административному иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Ефремов о признании незаконным бездействия и обязании привести муниципальный нормативный правовой акт в соответствии с законодательством,

у с т а н о в и л:

Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Ефремов об обязании привести муниципальный нормативный правовой акт в соответствии с законодательством.

В обоснование административных исковых требований указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере муниципального нормотворчества и законодательства об антикоррупционной экспертизе в части своевременного приведения нормативных правовых актов муниципального образования <данные изъяты> во исполнение принесенных прокуратурой мер реагирования и в ходе ранее проведенного прокуратурой мониторинга установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Пунктом 1 Регламента предусмотрено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», определяет стандарт предоставления муниципальной услуги и устанавливает сроки и последовательность действий (административных процедур) при рассмотрении заявлений по выдаче разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.

Данная формулировка п. 1 Регламента является некорректной и, в свою очередь, нарушает права заявителей на получение муниципальной услуги.

В п. 1 регламента отсутствует единообразный подход к стандарту предоставления муниципальной услуги, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> (юридико-лингвистическая неопределенность).

Согласно п. 15 Регламента комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Администрация МО в 5-дневный срок со дня принятия одного из указанных решений заявителю выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, в письменной или электронной форме, либо через многофункциональный центр документы, подтверждающие принятие одного из указанных решений.

В соответствии с п. 23 Регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случае, если комитет по жизнеобепечению в течение 5 дней после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для предоставления муниципальной услуги, и не получило от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.

Однако в каких днях (рабочих или календарных) исчисляются вышеуказанные сроки данным пунктом регламента не предусмотрено.

Таким образом, п.п. 15, 23 Регламента содержат в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>.

<данные изъяты> главе администрации МО <данные изъяты> межрайонным прокурором на постановление администрации МО <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» направлено требование об исключении выявленного коррупциогенного фактора.

Вместе с тем, мер по приведению постановления администрации МО <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» в соответствии с действующим законодательством РФ по состоянию до настоящего времени не предпринято, соответствующие изменения в административный регламент не внесены.

Ефремовский межрайонный прокурор просил суд: обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить постановление о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город «Ефремов от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции».

В судебном заседании административный истец изменил предмет административного иска и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению постановления о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции»; обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить постановление о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции».

Помощник Ефремовского межрайонного прокурора Трачук О.В.. в ходе судебного разбирательства поддержала исковые требования в полном объеме с учетом уточнений по основаниям. Изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

При этом согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ от <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издаваемый органами местного самоуправления муниципальный правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ от <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 9.1 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В ходе ранее проведенного Ефремовской межрайонной прокуратурой мониторинга установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Пунктом 1 Регламента предусмотрено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», определяет стандарт предоставления муниципальной услуги и устанавливает сроки и последовательность действий (административных процедур) при рассмотрении заявлений по выдаче разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.

Данная формулировка п. 1 Регламента является некорректной и, в свою очередь, нарушает права заявителей на получение муниципальной услуги.

В п. 1 регламента отсутствует единообразный подход к стандарту предоставления муниципальной услуги, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> (юридико-лингвистическая неопределенность).

Согласно п. 15 Регламента комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Администрация МО в 5-дневный срок со дня принятия одного из указанных решений заявителю выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, в письменной или электронной форме, либо через многофункциональный центр документы, подтверждающие принятие одного из указанных решений.

В соответствии с п. 23 Регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случае, если комитет по жизнеобепечению в течение 5 дней после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для предоставления муниципальной услуги, и не получило от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.

Однако в каких днях (рабочих или календарных) исчисляются вышеуказанные сроки данным пунктом регламента не предусмотрено.

Таким образом, п.п. 15, 23 Регламента содержат в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>.

<данные изъяты> главе администрации МО <данные изъяты> межрайонным прокурором на постановление администрации МО <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» направлено требование об исключении выявленного коррупциогенного фактора.

Вместе с тем, мер по приведению постановления администрации МО <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» в соответствии с действующим законодательством РФ по состоянию до настоящего времени не предпринято, соответствующие изменения в административный регламент не внесены.

Доказательств того, что административным ответчиком приняты меры по приведению постановления администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» в соответствие с действующим законодательством РФ, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению постановления о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции» и возложению обязанности на администрацию муниципального образования <данные изъяты> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить постановление о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Ефремов о признании незаконным бездействия и обязании привести муниципальный нормативный правовой акт в соответствии с законодательством удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению постановления о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Ефремов от 20.05.2022 № 770 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Ефремов от 29.12.2015 № 2309 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции».

Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить постановление о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Ефремов от 20.05.2022 № 770 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Ефремов от 29.12.2015 № 2309 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2023.

Судья Мамонова М.Н.