ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1229/2016 от 02.06.2017 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-72/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 2 июня 2017 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Пурвиетис Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, с учетом внесенных в него изменений, к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХХ г. он является собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенного по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство). ХХХ г. он обратился в администрацию МО «Ладушкинский городской округ» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеназванном земельном участке. Однако в выдаче такового письмом № ХХХ от ХХХ г. административный ответчик ему отказал со ссылкой на то, что земельный участок находится в пределах охранной зоны военного объекта, на территории которой, согласно постановлению Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», запрещается строительство жилых домов, а потому для принятия положительного решения ему необходимо дополнительно представить разрешение органа военного управления, в ведении которого находится военный объект, на строительство индивидуального жилого дома. Считая принятое органом местного самоуправления решение незаконным, нарушающим его права по использованию принадлежащего на праве собственности земельного участка в соответствии с целевым назначением, он просит: признать незаконным и отменить решение администрации МО «Ладушкинский городской округ», изложенное в письме № ХХХ от ХХХ г., об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенном по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство); обязать орган местного самоуправления выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика администрации МО «Ладушкинский городской округ», привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители войсковой части 45752 и Министерства обороны РФ не явились. В адресованных суду телефонограммах административный истец и представитель административного ответчика попросили рассмотреть настоящее административное дело без их присутствия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.10 ч.1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно ч.14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства определен частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительства объекта индивидуального жилищного строительства установлен частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Так, в соответствии с ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи.

Часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ содержит более широкий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Согласно ч.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Частью 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.

Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХХ г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ХХХ г. за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).

ХХХ г. ФИО1 направил через Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг МО «Ладушкинский городской округ» в администрацию МО «Ладушкинский городской округ» заявление о выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, к которому приложил указанные в ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, а именно: копию паспорта гражданина РФ; копию правоустанавливающего документа на земельный участок; копию градостроительного плана земельного участка; копию схемы планировочной организации земельного участка индивидуального жилого дома.

Письмом администрации МО «Ладушкинский городской округ» № ХХХ от ХХХ г. ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома со ссылкой на то, что земельный участок находится в пределах охранной зоны военного объекта, на территории которой запрещается: осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в связи с чем ему необходимо дополнительно представить разрешение органа военного управления, в ведении которого находится военный объект, на строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с ч.3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч.7 ст. 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» утверждено «Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее – Положение).

Названным постановлением поручено:

пункт 2 - Министерству обороны Российской Федерации до 1 июня 2014 г. образовать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы;

пункт 3 - Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

Указанное выше Положение определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В Положении даны определения следующим терминам:

"военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;

"запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

"зона охраняемого военного объекта" - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта;

"охранная зона военного объекта" - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

"внешний периметр военного объекта" - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.

Согласно п.4 Положения, запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.

На основании п.5 Положения целями установления запретных зон являются:

а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов;

б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения;

в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация);

г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.

Согласно п.6 Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

На основании п.7 Положения для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу п.8 Положения внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.

Согласно п.9 Положения граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру:

а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы;

б) на расстоянии, не превышающем 100 метров, - для прочих военных объектов.

Таким образом, из названного Положения следует, что зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов устанавливаются (при необходимости) в пределах запретной зоны, которая устанавливается:

- для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, - по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру;

- для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра.

Как установлено судом, на территории МО «Ладушкинский городской округ» находится военный объект – войсковая часть 45752-д, расположенная по адресу: ХХХ, запретная зона в отношении которого в предусмотренный вышеназванным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 срок, а также на момент принятия оспариваемого решения не была установлена.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что отказывая ХХХ г. административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, орган местного самоуправления исходил из факта нахождения на территории МО «Ладушкинский городской округ» военного объекта - войсковой части 45752-д, для которого должна быть установлена запретная зона и полагал, что принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок, расположенный в п. ХХХ, находится в пределах охранной зоны указанного военного объекта.

Требования земельного законодательства и постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» носят специальный характер и, по мнению суда, безусловно должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства в пределах запретных зон военных объектов.

Вместе с тем, исходя из вышеназванного постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 охранная зона военного объекта - войсковой части 45752-д подлежит установлению в пределах запретной зоны, которая с учетом того, что военный объект расположен в г.Ладушкин Калининградской области, в соответствии с п.6 Положения, подлежит установлению по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения у органа местного самоуправления не имелось оснований полагать, что принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок, расположенный в п. ХХХ, находится в пределах охранной зоны указанного военного объекта.

Данные обстоятельства подтверждаются и полученным административным истцом в процессе рассмотрения настоящего дела сообщением Министерства обороны РФ от 10 апреля 2017 г., согласно которому 21 декабря 2016 г. на заседании межведомственной комиссии, уполномоченной на принятие решений о необходимости установления зоны с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований, положительно рассмотрен вопрос об установлении зоны с особыми условиями использования земель в отношении войсковой части 45752-Д, при этом в соответствии с п.6 Положения зона с особыми условиями использования земель установлена по внешнему ограждению территории военного объекта.

В этой связи, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 в части признании незаконным и отмене решения администрации МО «Ладушкинский городской округ», изложенного в письме № ХХХ от ХХХ г., об отказе ему в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенном по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).

Вместе с тем, разрешение вопроса о возможности выдачи застройщику разрешения на строительство индивидуального жилого дома относится к компетенции органа местного самоуправления, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления административного истца.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на администрацию МО «Ладушкинский городской округ» обязанности по выдаче разрешения на строительство.

По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения может заключаться лишь в возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с учетом установленного судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельства.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительствоудовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение администрации МО «Ладушкинский городской округ», изложенное в письме № ХХХ от ХХХ г., об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенном по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).

Обязать администрацию МО «Ладушкинский городской округ» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ХХХ г. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м., расположенном по адресу: ХХХ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2017 г.

Судья: (подпись) О.М.Степаненко