ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1229/2022 от 05.04.2022 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-1229/2022

Мотивированное решение составлено 05 апреля 2022 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Ломановской Г.С.,

при секретаре Соколовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 05 апреля 2022 года административное дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск о признании незаконным и отмене приказа о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, обязании исключить из реестра место (площадку) накопления ТКО,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе (далее ТО Роспотребнадзора) обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск о признании незаконным и отмене приказа от 04.06.2019 № 28 «О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес>» и обязании исключить из реестра место (площадку) накопления ТКО.

Исковые требования мотивированы тем, что ТО Роспотребнадзора, с целью проверки доводов, изложенных в жалобе о незаконном расположении контейнерной площади для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), находящейся по адресу: <адрес>, и нарушении санитарно-эпидемиологических требований при ее размещении, проведена выездная проверка, а также получена информация и копии документов о размещении указанной контейнерной площадки.

Из документов, представленных Департаментом исх. от 02.12.2021 года следует, что контейнерная площадка размещена управляющей компанией на основании приказа директора Департамента от 04.06.2019 года № 28 «О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа г. Рыбинск», которым согласовано создание места (площадки) накопления ТКО в границах земельного участка многоквартирного дома № по <адрес>, согласно схеме размещения (приложении к приказу) на расстоянии 12 метров от указанного жилого дома. Фактическое место расположения контейнерной площадки соответствует месту, определенному в приложении к приказу, но не соответствует требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», согласно которому расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов должно быть не менее 20 метров. При этом допускается уменьшение данного расстояния не более чем на 25%

На момент издания оспариваемого приказа требования к расстояниям от контейнерных площадок до жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения устанавливались пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно постановлению Администрации городского округа г. Рыбинск от 22.05.2019 № 1293 «О реализации постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039» уполномоченным органом для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск, а также принятия решения о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск, определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Данным постановлением утвержден состав комиссии и положение о комиссии.

В соответствии с п. 6 Правил обустройства ТО Роспотребнадзора рассмотрен запрос Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе и в границах земельного участка многоквартирного жилого дома № по <адрес>, содержащий заявку директора АО «Рыбинская управляющая компания» от 04.04.2019 №339, протокол заседания комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок на территории городского округа г.Рыбинск от 19.06.2018 и схему размещения контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов в границах земельного участка многоквартирного дома № по <адрес>

По результатам рассмотрения указанного запроса ТО Роспотребнадзора выдано заключение № 12 от 17.05.2019 о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу требованиям санитарных правил и норм.

Несмотря на выявленное нарушение требований санитарных правил и норм, выразившееся в несоответствии расстояния (12 м) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до жилого дома по адресу: <адрес>, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск издал оспариваемый приказ от 04.06.2019 № 28 о согласовании размещения данной контейнерной площадки.

Данный приказ издан с нарушением процедуры и требований, установленных пунктом 8 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, при наличии заключения о несоответствии места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Представитель административного истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе, действующий на основании доверенности, Капустин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа гор. Рыбинск по доверенности Карвонен А.А. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, мотивируя тем, что в силу сложившейся застройки на основании пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 допускается размещение контейнерной площадки с отступлением от требуемого расстояния до жилых домов в 11 метров. Размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в границах земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес> согласовано комиссией по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Также пояснила, что в данном месте отсутствует стационарная, оборудованная площадка, размещены только контейнеры для мусора, в реестр мест (площадок) для накопления ТКО на территории ГО г. Рыбинск она не включена.

Заявила ходатайство о применении срока исковой давности, поскольку заявление об оспаривании приказа Департамента подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и, предусмотренный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) Департамента, истек.

Представители заинтересованных лиц АО «Рыбинская управляющая компания» и Администрации ГО г.Рыбинск в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств и возражений суду не представили.

Определением от 05.04.2021 суд, в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, определил перейти к рассмотрению иска территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск о признании незаконным и отмене приказа от 04.06.2019 № 48 «О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на по адресу: <адрес>, по правилам административного судопроизводства.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе в силу ст. 40 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных, предпринимателей и юридических лиц.

На основании пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Ранее, в период принятия спорного приказа, санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, предназначенных для постоянного проживания были установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64., которые утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631 (ред. от 31.12.2020),

а также СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, утратившими силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42.

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Аналогичные требования к параметрам и месту размещения контейнеров содержаться и в пунктах 3.7.4. и 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.

Согласно абзацу 3 п. п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 следует, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

В соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа город Рыбинск, утв. решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 31.05.2018 N 322, на земельных участках, сформированных и выделенных многоквартирным домам и жилым домам, устанавливаются контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов закрытого типа (с крышей) и контейнеры на колесах, оборудованные крышками или контейнерные площадки открытого типа с установленными контейнерами заглубленного типа (п. 2.8.1).

Размещение контейнерных площадок не должно нарушать эстетический облик улиц и площадей, зон отдыха, парков, скверов, спортивных и детских площадок. Контейнерные площадки (контейнерные площадки для заглубленных контейнеров) для жителей многоквартирных домов располагаются на придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников данного дома (п. 2.8.2).

Контейнерные площадки (контейнерные площадки для заглубленных контейнеров) размещают на удалении от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. В местах сложившейся плотной городской застройки, где нет возможности соблюдения установленных настоящим пунктом расстояний, расстояние (место размещения контейнерной площадки) определяется комиссией Администрации по определению мест размещения контейнерных площадок (контейнеров) на территории города Рыбинска (п. 2.8.3).

Таким образом, как нормативно-правовой акт РФ, так и нормативно-правовой акт органа местного самоуправления в исключительных случаях допускают отступления от правил размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. В частности, такие изменения возможны в районах сложившейся застройки, где невозможно соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов, при этом, такие отступления возможны при соблюдении определенной процедуры.

Так, постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с подпунктом «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.

Согласно п. 4. Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса (п.6).

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.7).

Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск от 22.05.2019 N 1293 (ред. от 06.04.2021) «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039» утверждено «Положение о комиссии по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск».

Данным нормативным документом уполномоченным органом для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск, а также принятия решения о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.

Уполномоченный орган принимает решения, указанные в пункте 1 настоящего постановления, в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа город Рыбинск, утвержденными решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 31.05.2018 N 322, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Решение уполномоченного органа принимается в форме приказа данного органа (п.2).

Постановлением утвержден состав комиссии по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск, в который в качестве члена входит и представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе (по согласованию);

Согласно п. 3.1. Положения о комиссии рассмотрение возможности размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иным законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, Правилами благоустройства территории городского округа город Рыбинск, утвержденными решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 31.05.2018 N 322, с учетом предложений заявителя и схемой предлагаемого размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Материалами дела установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: по адресу: <адрес>, осуществляется АО «Рыбинская управляющая компания» на основании договора об управлении многоквартирным домом.

04.04.2019 АО «Рыбинская управляющая компания» в адрес Департамента ЖКХ, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск подана заявка на обустройство контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, обслуживающей ряд многоквартирных домов, в том числе: МКД по адресу: <адрес>

07.05.2019 года Департаментом ЖКХ, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск в адрес ТО Роспотребнадзора направлен запрос на предоставление письменного заключения относительно размещения указанной контейнерной площадки с приложением схемы предполагаемого места размещения площадки.

17.05.2019 года Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ярославской области выдано заключение № 12 о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу, требованиям санитарных правил и норм.

Ранее, 19.06.2018 года, состоялось выездное заседание комиссии по определению мест размещения контейнеров (контейнерных площадок) на территории городского округа город Рыбинск по вопросу согласования переноса контейнерных площадок в границы земельных участков многоквартирных домов, которая установила возможность создания площадки накопления твердых коммунальных отходов в границах земельного участка многоквартирного дома по адресу: по адресу: <адрес>, согласно заявке и схемы размещения, что оформлено протоколом.

04.06.2019 года Департаментом ЖКХ, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск издан приказ № 28 о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинск по адресу: <адрес>

25.11.2021 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Ярославской области поступило обращение ФИО5, собственника помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: по адресу: <адрес> с жалобами на нарушение их прав в связи с размещением контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, рядом с указанным многоквартирным домом.

В ходе проведения проверки по указанному обращению территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ярославской области 23.12.2021 года выявлены нарушения Государственных санитарных правил и норматив, выразившиеся в том, что контейнерная площадка накопления твердых коммунальных отходов размещена на придомовой территории двухэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Она не имеет ограждения с трех сторон, обеспечивающего предупреждение распространения отходов, навес над мусоросборниками отсутствует. Подъездной путь к мусоросборникам перекрыт припаркованными автомашинами. Обустройство контейнерной площадки не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Оценивая в совокупности письменные материалы дела, пояснения участников процесса, суд приходит к выводам о том, что собранными по делу доказательствами установлено несоответствие размещения контейнерной площадки у многоквартирного дома № по <адрес> приведенным требованиям СанПиН, а также ранее действовавшим санитарно-эпидемиологическим нормам.

При рассмотрении данного дела представитель административного ответчика ссылалась на невозможность размещения на придомовой территории указанного дома либо на близлежащих земельных участках контейнерной площадки таким образом, чтобы минимальное расстояние от нее до жилого дома в 20 метров было соблюдено, с учетом плотности застройки в указанном районе города, близости медицинских учреждений (стоматологического кабинета, медицинского центра «<данные изъяты>»), а также наличием инженерных сетей.

Кроме того, пояснила, что по адресу: <адрес>, контейнерная площадка, как таковая, отсутствует, поскольку на придомовой территории указанного дом размещены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, которые не закреплены в строго определенном мест и могут свободно передвигаться.

Также отметила, что спорная контейнерная площадка отсутствует в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа город Рыбинск, куда включены только оборудованные контейнерные площадки.

Вместе с тем, отсутствие контейнерной площадки при наличии мусоросборников (2 шт.), расположенных в непосредственной близости к дому № по <адрес>, в проходе между домами, ширина которого составляет всего 13 метров (л.д.32), является нарушением части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпункта 8.2.5 пункта 8.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

Доводы отзыва представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск о том, что размещение места (площадки) накопления ТКО в границах земельного участка многоквартирного дома по адресу <адрес>, согласовано комиссией по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Рыбинска, суд не принимает во внимание последующим основаниям.

Решение комиссии является законным, если оно принято в установленном порядке.

В соответствии с п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Из содержания протокола выездной комиссии от 19.06.2018 следует, что в работе комиссии не принимали участие архитектор города и санитарный врач, акт не утвержден исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, вследствие чего оснований для утверждения о соответствии закону принятого комиссией решения не имеется.

Кроме того, данный протокол комиссии, равно как и другие материалы дела, не содержат доказательств наличия исключительного случая, позволяющего устанавливать место временного хранения отходов комиссионно без соблюдения установленных разрывов.

Согласование уполномоченным органом Департаментом ЖКХ, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск создания контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов при наличии отрицательного заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ТО Роспотребнадзора) является нарушением требований, установленных Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ Департамента ЖКХ, транспорта и связи Администрации ГО город Рыбинск от 04.06.2019 № 28 принят с существенными нарушениями процедуры установления места расположения контейнерной площадки накопления ТКО, является необоснованным, незаконным и подлежит отмене.

Ссылка представителя административного ответчика на пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 о допущении в исключительных случаях установления расстояний комиссионно, не влечет признание приказа Департамента ЖКХ, транспорта и связи Администрации ГО город Рыбинск от 04.06.2019 № 28 законным, так как требования к комиссии в данном случае не выполнены, санитарный врач в работе комиссии не принимал участие, а, напротив, представил заключение о несоответствии мест (площадок) накопления ТКО от 17.05.2019 № 12.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа город Рыбинск спорная контейнерная площадка отсутствует, опровергаются скриншотом страницы с сайта <данные изъяты>., из которого следует, что контейнерная площадка по адресу: <адрес>, зарегистрирована в реестре под номером 407.

В связи с изложенным требования об исключении спорной площадки для размещения ТКО из указанного реестра подлежат удовлетворению.

Представителем административного ответчика заявлено о применении срока исковой давности, поскольку предусмотренный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) Департамента, истек.

При решении вопроса о применении срока исковой давности суд исходит из следующего.

25.11.2021 года в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области поступило заявление ФИО5 (вх. № 5541ж от 25.11.2021) на ненадлежащее соедражение контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов (ТКО), в связи с чем 22.12.2021 года заместителем руководителя Управления было выдано задание на проведение выездного обследования по адресу (местоположению( контейнерной площадки по адресу: <адрес>. Уполномоченным на обследование лицом назначен Капустин А.А, ведущий специалист-эксперт отдела (территориального отдела) Управления Роспотребнадзора по Ярославской области.

23.12.2021 года ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Ярославской области составлен акт выездного обследования, по результатам которого установлено несоответствие контейнерной площадки (места размещения контейнеров) санитарно-эпидемиологическим требованиям.

17.01.2022 года, то есть в пределах трехмесячного срока со дня составления акта выездного обследования, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе обратился в Рыбинский городской суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск о признании незаконным и отмене приказа от 04.06.2019 № 28 «О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес>, полагая, что указанное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В ходе судебного разбирательства, суд установил, что дело подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

Таким образом, поскольку истец добросовестно заблуждался о порядке защиты прав, срок обращения с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.

Кроме того, согласно материалам дела приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск от 04.06.2019 года № 28 был направлен в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области только 02.12.2021 года, по запросу от 26.11.2021 года. Сведения, подтверждающие, что с изданием спорного приказа руководство ТО Управления Роспотребнадзора по Ярославской области было ознакомлено ранее, в материалах дела не имеются. Согласно пояснениям представителя административного истца, после издания Приказа Департамента от 04.06.2019 года № 28 он в адрес Управления Роспотребнадзора, до исполнения запроса от 26.11.2021 года, не направлялся.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск от 04.06.2019 года № 28 «О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа г. Рыбинск» в границах земельного участка многоквартирного дома № по <адрес>, согласно прилагаемой к приказу схеме.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск исключить из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа г. Рыбинск место (площадку) накопления ТКО по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Г.С. Ломановская.