РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Уваровой Т.В.,
при секретаре Власовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Когалыма к администрации г.Когалыма в защиту неопределенного круга лиц об обязании строительства новой автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Когалыма обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Когалыма с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст.39 ГПК РФ, об обязании строительства новой муниципальной дороги к <адрес>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Когалыма проведена проверка по заявлению ФИО3 о нарушении права на свободное передвижение. Установлено, что проезд к поселку Ортьягун на личном транспорте для жителей г.Когалыма возможен лишь по частной дороге, принадлежащей ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Собственником дороги установлены правила использования дороги, препятствующие свободному передвижению и доступу граждан к <адрес>. На 9 км. автодороги г.Когалым – месторождение <данные изъяты>» <данные изъяты>» установлен дорожно-контрольный пост «Дружное» (далее ДКП). Приказом директора агентства от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена внутренняя инструкция, которой проезд к поселку на личном транспорте для жителей г.Когалыма ограничен. В соответствии с п.2 ст.7 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об административно-территориальном устройстве ХМАО-Югры и порядке его изменения» к административно-территориальным единицам ХМАО-Югры относятся: город окружного значения Когалым с поселком Ортьягун. Согласно ч.5 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к вопросам местного самоуправления городского округа отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), администрация Сургутского района.
В судебное заседание представители Росимущества, администрации Сургутского района, будучи извещенными, не явились. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора г.Когалыма Фадеева М.С. на иске настаивала. Показала, что проверкой по заявлению ФИО3 подтвердился факт отсутствия беспрепятственного проезда по имеющейся автодороге от <адрес> к <адрес> в связи с тем, что данная дорога частная, собственник установил ограничения проезда, от проезжающих граждан требуется пропуск. Иск предъявлен в интересах жителей <адрес> и <адрес>, которые, не являясь жителями <адрес> или работающими на месторождении, не могут беспрепятственно перемещаться между данными населенными пунктами. В <адрес> имеются многоквартирные жилые дома, общежития, где проживают граждане, магазины, детские площадки. Строительство новой автодороги от <адрес> до <адрес> технически возможно через территорию <адрес>.
Представитель ответчика ФИО1 иск не признал по изложенным в письменных возражениям основаниях. Также по тем основаниям, что в деле отсутствуют доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, доказательства возможности строительства новой автодороги.
В письменных возражениях на иск представителя администрации <адрес> содержатся следующие доводы. Проезд к <адрес> осуществляется по автодороге к разъезду <данные изъяты>, находящейся в собственности ОАО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Автодорога расположена по территории <адрес>, на земельном участке, который находится в собственности Российской Федерации. В соответствии с решением Думы г.Когалыма от 25.07.2008 №275-ГД «Об утверждении генерального плана города Когалыма» в состав городского округа входят непосредственно город Когалым и поселок Ортьягун, расположенный на расстоянии 20 км от города. Автодорога по улице Ноябрьская от проспекта Нефтяников относится к категории автомобильных дорог общего пользования протяженностью лишь 6,35 км. Согласно решению Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «Об утверждении стратегии социально-экономического развития <адрес> до 2020 года и на период до 2030 года» в <адрес> расположено нефтяное месторождение «Дружное». Таким образом автомобильная дорога <адрес> - месторождение Дружное связывает между собой опасные производственные объекты, кустовые площадки, чем объясняется наличие на указанной дороге ДКП «Дружное», эксплуатируемого ООО ЧОП Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» на основании заключенного с ОАО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» договора оказания охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> какое-либо имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию городской округ <адрес> отсутствует, каких либо социальных объектов не имеется. В соответствии с Генеральным планом <адрес> на территории <адрес> не предусмотрено строительство жилых домов и иных объектов социального назначения. Объекты, находящиеся на территории <адрес>, находятся в собственности юридических лиц. Администрация <адрес> каких-либо действий по ограничению беспрепятственного доступа к <адрес> не совершала. Планируемые к выполнению мероприятия по ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог, во исполнение действующего законодательства в данной области, включены в муниципальную программу «Развитие транспортной системы <адрес> на 2014 - 2016 годы», утвержденную постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Мероприятия по строительству новой автомобильной дороги к <адрес> в данной муниципальной программе отсутствуют. Согласно сведениям, представленным муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства <адрес>», для проведения процедуры строительства новой автомобильной дороги муниципалитетом требуется выполнение ряда мероприятий, определяющих возможность проведения строительства автомобильной дороги, определение стоимости выполнения проектно-изыскательских работ, получение согласований, выделение денежных средств, решение вопроса о получении права пользования земельным участком, предназначенным для застройки, заключение договора с Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, разработка проектной документации, ПИР, выполнение строительно-монтажных работ, переоформление категории земли из категории лесного фонда, находящегося в ведении Гослесфонда в категорию землей промышленности, транспорта и связи и др. В связи с чем строительство новой муниципальной автодороги общего пользования экономически нецелесообразно. Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит такую категорию обязательства, как обеспечение альтернативного бесплатного проезда транспортных средств. В случае применения аналогии права в рассматриваемой области полномочий органа местного самоуправления, обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования возможно только в случае использования автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе, либо при условии необходимости обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги. Проезд по автодороге, имеющейся к <адрес>, бесплатный и ограничен лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения интересов собственника в рамках ст.209 ГК РФ, Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (ст.22), Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Понуждение администрации города Когалыма к совершению действий, изложенных в исковом заявлении, является значительным ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей (л.д.47-51, 180-183).
Представитель третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО2 просил в иске отказать по изложенным в письменных возражениям основаниям. Пояснил, что проезд граждан по имеющейся частной автодороге от г.Когалыма к п.Ортьягун через КПП «Дружное» возможен при условии регистрации на КПП, соблюдения установленных собственником Правил пользования автодорогой. Строительство
новой автодороги повлечет вмешательство в деятельность по пользованию опасными промышленными объектами.
В письменных возражениях на иск представителя третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее Общество) содержатся следующие доводы. Отсутствуют основания для подачи иска прокурором, т.к. нарушений охраняемых законом интересов общества или государства, нарушений прав и свобод значительного числа граждан не возникло. Отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного предъявления иска ФИО3 Автодорога к <адрес> является частной дорогой необщего пользования, т.к. находится в собственности Общества и на 9 км. дороги оборудована ДКП, в связи с чем нормы права, определяющие полномочия местного самоуправления городского округа по вопросам дорожной деятельности, на которые ссылается прокурор в иске, не распространяются в отношении обозначенной дороги. Данная дорога была построена для проезда на территорию производственной деятельности Общества, в том числе к опасным производственным объектам, располагающимся на территории месторождения «Дружное». В соответствии со ст.209 ГК РФ, ч.3 ст.27 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», с учетом требований ФЗ №256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК», ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса РФ Обществом регламентировано пользование дорогой. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пользования автодорогой. Приказом ООО «Агентство ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Инструкция о действиях работников охраны при оказании охранных услуг на ДКП «Дружное», которые регламентируют порядок въезда (выезда) и пользования частной автодорогой физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности. Данными документами ограничение проезда не предусмотрено, за исключением случаев ремонта, восстановления дороги. Согласно Правилам, граждане – охотники, рыбаки, сборщики дикоросов и др. могут пользоваться дорогой при даче согласия соблюдать Правила пользования дорогой, предъявлении документа (паспорта либо водительского удостоверения, либо охотничье-рыболовного билета и др.), предоставления транспортного средства для осмотра и регистрации на посту. При отказе соблюдать установленные Правила пользования дорогой, гражданин к пользованию автодорогой не допускается. Правила устанавливают порядок пользования именно автодорогой, а не какой-либо территорией, в том числе прилегающей. Регламентом взаимоотношений ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и Ортьягунского Линейнопроизводственного Управления Магистральных газопроводов и конденсатопроводов ООО «Газпром трансгаз Сургут» по пропускному режиму при проезде через ДКП «Дружное» (далее - Регламент) определяется порядок проезда жителей <адрес> через ДКП. Согласно Регламенту, проезд жителей <адрес> (КС-2), в том числе на личном автотранспорте через ДКП осуществляется по паспортам с отметкой о прописке в <адрес> (КС-2). Проезд посетителей поселка, в том числе на личном автотранспорте через ДКП осуществляется после согласования (подтверждения) по телефонной связи с жителями поселка визита того или иного лица. Согласно п.3.1 Регламента, при осуществлении пропускного режима на ДКП работники охраны Агентства не производят осмотр личного автотранспорта жителей поселка. Таким образом, согласно Правилам пользования автодорогой, местные жители (физические лица, использующие дорогу для проезда к своим объектам (недвижимому имуществу), к которым относятся жители <адрес>, пользуются дорогой при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Доступ к <адрес> полагают обеспеченным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.7 Закона ХМАО-Югры от 07.07.2004 №43-оз «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и порядке его изменения» к административно-территориальным единицам ХМАО-Югры относятся: город окружного значения Когалым с поселком Ортьягун.
В соответствии с решением Думы г.Когалыма от 25.07.2008 №275-ГД «Об утверждении генерального плана города Когалыма» в состав городского округа входят непосредственно город Когалым и поселок Ортьягун, расположенный на расстоянии 20 км от города.
Из материалов дела следует, что проезд из <адрес> до <адрес> осуществляется по автодороге от <адрес>, протяженностью 6,35 км, относящейся к категории автомобильных дорог общего пользования, затем по частной автомобильной дороге необщего пользования, принадлежащей на праве собственности ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (л.д.10 свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписки из ЕГРП протяженность данной дороги 19500 м., местонахождение дороги: <адрес> (л.д.65).
Согласно решению Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «Об утверждении стратегии социально-экономического развития <адрес> до 2020 года и на период до 2030 года» в <адрес> расположено нефтяное месторождение «Дружное».
Данная частная автодорога расположена по территории <адрес> ХМАО-Югры, на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в собственности Российской Федерации (л.д.63-64 выписка из ЕГРП).
На 9 км. данной частной дороги установлен ДКП «Дружное», который используется ООО ЧОП Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» на основании заключенного с ОАО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» договора оказания охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных соглашений к договору для охраны объектов заказчика, осуществления пропускного режима, согласно п.1.1, 1.2 договора (л.д.11-23, 108-116).
Собственником дороги приняты Правила пользования автомобильной дорогой, утвержденные приказом ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.117-125), в которых также содержится ссылка на необходимость соблюдения Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
Пунктом 3.6 Правил установлено, что транспортные средства граждан, не задействованные в производственных процессах ТПП (охотники, рыбаки, сборщики дикоросов, дачники и др.) допускаются на частную автодорогу в соответствии с дополнительными организационно распорядительными документами Общества (указания, приказы), определяющими сроки доступа транспортных средств на указанную автодорогу, при предъявлении гражданами документов: паспорта гражданина РФ, водительского удостоверения (при следовании за дикоросами), - охотничье-рыболовного билета (при следовании на охоту или рыбалку) и др.
Согласно п.3.7 Правил въезд (выезд) на частные автодороги данных транспортных средств разрешен только после письменного согласия водителя или собственника о соблюдении настоящих Правил и осмотра транспортного средства, с обязательной регистрацией на ДКП работниками охраны.
Аналогичная норма содержится в п.4.3.4 Инструкции о действиях работников охраны при оказании охранных услуг на объекте «Дорожно-контрольный пост «Дружное», утв. приказом ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило заявление ФИО3 о нарушении своих прав, а именно положений ч.1 ст.27, ст.19 Конституции РФ, в связи с запретом ему проезда на личном транспорте по данной автодороге ДД.ММ.ГГГГг. сотрудником ООО ЧОП «Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь», что и послужило поводом для настоящего обращения в суд с иском.
Стороны не оспаривали данные обстоятельства.
Согласно ч.5 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского округа отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Аналогичные положения закреплены в ст.6 «Вопросы местного значения» Устава города Когалыма.
Учитывая, что строительство новой автодороги от <адрес> к <адрес> в силу расстояния между данными населенными пунктами и местоположения технически возможно лишь через территорию <адрес>, строительство новой автодороги от <адрес> к <адрес> относится к компетенции администрации <адрес>, а к вопросам местного значения администрации <адрес> не относится.
Основанием для отказа в иске является также то, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц фактом отсутствия данной дороги.
Проезд по уже имеющейся частной автодороге в <адрес> на личном автомобиле для граждан возможен, что подтверждается показаниями представителя третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», Правилами пользования автомобильной дорогой, утв. приказом ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№, Инструкцией о действиях работников охраны при оказании охранных услуг на объекте «Дорожно-контрольный пост «Дружное», утв. приказом ООО Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из данных локальных нормативных актов следует, что наличие пропуска для проезда через КПП не обязательно.
Установленные собственником автодороги ограничения по проезду в виде требования от гражданина предъявления паспорта или иных документов, предъявления машины для осмотра и регистрации на КПП выполнимы и не являются чрезмерными для граждан.
К иску приложено сообщение о нарушении Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по факту отсутствия пропуска у ФИО7 Из объяснения ФИО7 в данном документе следует, что он предъявил паспорт, но охранником КПП ему было необоснованно отказано в проезде.
К иску приложено представление прокурора <адрес> в ООО ЧОП Агентство «ЛУКОМ-А-Западная Сибирь» об устранении нарушений закона по факту запрещения ДД.ММ.ГГГГг. проезда ФИО8 и ФИО7 на ДКП № месторождения «Вать-Еганское» при предъявлении ими документов и охотничьих билетов, и ответ на представление, фактически, выражающий несогласие с ним и с обстоятельствами дела.
Данные документы к настоящему делу не относятся, т.к. касаются проезда по автодороге <адрес> - месторождение «Повховское», то есть другой дороги.
Кроме этого, суд считает, что по данному факту и по заявлению ФИО3 прокурором избран неверный способ защиты прав в виде обращения в суд с данным иском. По каждому случаю незаконного ограничения в проезде гражданин вправе обжаловать действия виновных лиц.
В случае введения незаконных ограничений в проезде для неопределенного круга лиц, превышающих разумный и необходимый для осуществления безопасной производственной деятельности уровень, злоупотребления правом, прокурор вправе оспаривать незаконные локальные нормативные акты.
Прокурором не доказана необходимость применения такого способа защиты прав неопределенного круга лиц как создание нового объекта недвижимости - строительство новой автомобильной дороги. Не представлено доказательств того, что возведение такого объекта технически возможно.
Данное мероприятие требует значительных финансовых затрат и не предусмотрено бюджетом города.
Прокурором не опровергнуты доводы представителя ответчика о том, что действующая в настоящее время муниципальная программа «Развитие транспортной системы <адрес> на 2014 - 2016 годы», утвержденная постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащая мероприятия по ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог не предусматривает строительство новой автодороги к <адрес>.
Статье 27 Конституции РФ о свободе передвижения по территории Российской Федерации корреспондирует ч.1 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, безопасности государства.
Следует отметить, что в данном деле не идет речь о правах граждан при передвижении к населенному пункту в пешем порядке, а в обоснование нарушения прав граждан прокурор ссылается на ограничения при проезде автотранспортом по частной автомобильной дороге.
Собственник автомобильной дороги – ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» осуществляет эксплуатацию месторождений нефти, в связи с чем в силу закона обязан соблюдать установленные законом правила пользования опасными производственными объектами.
В соответствии со ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах», пользователь обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с использованием недр, сохранность буровых скважин.
В соответствии с п. 1 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в опасные воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества.
В соответствии с абз. 10 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на его территорию посторонних лиц.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске прокурора г.Когалыма к администрации г.Когалыма в защиту неопределенного круга лиц об обязании строительства новой автомобильной дороги отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Когалымский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Уварова