Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 мая 2017 года г. Черняховск
Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Марчука А.А., при секретаре Маркиной Н.Е., с участием представителя административного истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению старшего лейтенанта ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с нереализацией документов для назначения на вышестоящую воинскую должность,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным действия командира войсковой части №, связанные с возвратом и непредставлением документов для назначения на вышестоящую воинскую должность, и обязать должностное лицо указанные нарушения устранить.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии войсковой части № он рекомендован к назначению на вышестоящую должность командира артиллерийской батареи ракетно-артиллерийской боевой части корабля «<данные изъяты> Командир войсковой части № установленным порядком представил пакет необходимых документов в адрес командира войсковой части № для последующего направления их по команде, однако ДД.ММ.ГГГГ документы были возвращены в часть без реализации со ссылкой на отсутствие подготовленной замены. С учетом того, что командир войсковой части № не обладает полномочиями по назначению на воинскую должность, указанную в отношении, истец полагает, что правом принятия окончательного решения он не обладал. По указанной причине, по мнению ФИО1, данное решение нарушает его право на продвижение по службе.
В суде представитель административного истца Николаец требования своего доверителя по изложенным основаниям поддержал и уточнил, что, отказав в дальнейшем движении документов к назначению, командир войсковой части № превысил предоставленные ему полномочия.
Административный истец и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
ФИО1, проходящий военную службу по контракту в войсковой части №, рассмотрен в войсковой части № к назначению на воинскую должность командира артиллерийской батареи ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «<данные изъяты>, в связи с чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдано соответствующее отношение. Кандидатура истца к выдвижению на вышестоящую должность ДД.ММ.ГГГГ одобрена аттестационной комиссией войсковой части № Представление к назначению на воинскую должность, содержащее соответствующее ходатайство командира части, с выпиской из протокола аттестационной комиссии, рапортом военнослужащего и копией отношения кадровым органом части представлено ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть № Начальником отделения кадров ДД.ММ.ГГГГ материал возвращен командиру войсковой части № со ссылкой на отсутствие замены.
В соответствии с сообщением командира войсковой части № причинами оставления материала в отношении истца без реализации послужили низкая укомплектованность офицерами подчиненных соединений и частей и отсутствие спланированной замены на высвобождаемую должность.
Приведенные выше обстоятельства подтверждены документально, не оспорены сторонами, в связи с чем суд считает их установленными.
Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей военнослужащих, категории которых имеют отношение к рассматриваемому делу, осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы (в настоящее время утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»; далее - Положение). При этом пунктом 3 той же статьи предусмотрено право военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Статьей 11 Положения установление полномочий должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности, формы и содержания документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления отнесено к компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Той же правовой нормой установлено, что должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении, а вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.
В пределах предоставленных ему полномочий Министр обороны Российской Федерации в пункте 3 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий», наделил правом издания приказов о назначении на воинские должности при переводе офицеров между видами Вооруженных Сил, военными округами (флотами), родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Детализировал порядок назначения военнослужащих на воинские должности Министр обороны Российской Федерации в пунктах 10 и 11 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного его приказом от 30 октября 2015 года № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно названным пунктам Порядка на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, оформляется представление по рекомендуемому образцу, которое подписывается командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и представляется в порядке подчиненности для принятия решения должностному лицу Вооруженных Сил, которому предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих. К представлению прилагаются при назначении на воинскую должность рапорт военнослужащего о согласии с назначением на высшую или низшую воинскую должность, выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части.
Там же определен и порядок реализации военнослужащим его права на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссией вопроса о назначении на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, в соответствии с которым рапорт военнослужащего командиру части с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры для назначения на воинскую должность рассматривается аттестационной комиссией, которая готовит предложения командиру о целесообразности назначения военнослужащего. Если командиром принято решение о представлении к назначению на воинскую должность военнослужащего другой воинской части, на имя командира (начальника) последней направляется отношение, оформляемое по рекомендуемому образцу. Командир воинской части, в которой проходит военную службу отобранный к назначению на воинскую должность военнослужащий, обязан в течение десяти дней после получения отношения принять по нему решение и уведомить о принятом решении должностное лицо, выдавшее отношение. В случае принятия решения о представлении военнослужащего к назначению на воинскую должность соответствующее представление направляется в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный уполномоченному лицу по назначению на воинскую должность, указанную в отношении.
Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 07 апреля 2015 года № 180 дсп, (далее - Руководство) определяет компетенцию соответствующих должностных лиц. При этом в указанном нормативном акте в качестве единственного основания для возвращения начальником отдела кадров документов в кадровые органы, их представившие, является оформление их с нарушением установленных требований.
Таким образом, возвращение из войсковой части № надлежащим образом оформленных документов к назначению на высшую воинскую должность, назначение на которую не относится к компетенции командира данной части, без реализации руководящими документами не предусмотрено.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При таких данных решение командира войсковой части № о возврате документов ФИО1 командиру войсковой части № превышает пределы предоставленных ему полномочий, нарушает права истца на рассмотрение его кандидатуры уполномоченным на то должностным лицом, в связи с чем заявленный иск подлежит удовлетворению.
Оценивая то обстоятельство, что непосредственно документы к назначению были возвращены в войсковую части № начальником отделения кадров, суд исходит из того, что в соответствии с принципом единоначалия, установленным статьей 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир (начальник) наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Кроме того, исходя из пункта 3 Руководства, кадровые органы непосредственно подчиняются командирам воинских частей и ведут работу с военными кадрами и работниками под их руководством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные ФИО1 требования удовлетворить.
Признать незаконным действия командира войсковой части №, связанные с возвращением командиру войсковой части № без реализации документов к назначению ФИО1 на воинскую должность командира артиллерийской батареи ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля <данные изъяты>
Обязать командира войсковой части № в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу истребовать из войсковой части № указанные выше документы и установленным порядком представить их в порядке подчиненности для принятия решения должностному лицу, которому предоставлено право по назначению на воинские должности, о чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу письменно уведомить истца и военный суд.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ взыскать с войсковой части № через лицевой счет филиала № ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» в пользу ФИО1 понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суд в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись