ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-122/2022 от 21.04.2022 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-122/2022

11RS0009-01-2022-000024-50

Решение

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 21 апреля 2022 года.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Моториной М.Н.,

с участием административного истца ФИО1 посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, а также заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми ФИО2,

рассмотрев 08 апреля 2022 года в г. Емве в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

10.01.2022 ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН по Республике Коми о взыскании компенсации в размере 100 000 рублей, в связи с нарушением условий содержания в исправительном учреждении с января 2019 по сентябрь 2021 года, выразившимся в отсутствии горячего водоснабжения в едином помещении камерного типа (ЕПКТ).

25.01.2022 Княжпогостским районным судом Республики Коми возбуждено административное дело № 2а-122/2022.

08.02.2022 ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН по Республике Коми о взыскании компенсации в размере 1 500 000 рублей, в связи с нарушением условий содержания в исправительном учреждении с января 2019 по сентябрь 2021 года. ФИО1 просил признать незаконными действия (бездействие) в части условий его содержания в помещениях камерного типа (далее – ПКТ) и штрафного изолятора (далее – ШИЗО) исправительного учреждения, которые выразились в следующем:

- содержание в стесненных условиях, так как на одного человека приходилось менее 3 кв. м;

- отсутствие вентиляции, из-за чего было душно и влажно в камерах;

- столы и стулья приварены к нижнему ярусу кровати, по размеру неудобны для использования;

- отсутствовали полочки для предметов личной гигиены, крючки, вешалки;

- туалеты камер не оборудованы сливными бачками;

- ограничение выдачи чая, кофе, кипятка;

- ограничение выдачи сигарет на прогулках;

- отсутствие предбанника в душевой, из-за чего одежда после мытья становилась мокрой, в этом помещении было холодно из-за сквозного отверстия;

- отсутствие горячего водоснабжения;

- досмотр еды осуществлялся в медицинском кабинете, где производились осмотры, и хранилась грязная одежда.

11.02.2022 Княжпогостским районным судом Республики Коми возбуждено административное дело № 2а-162/2022.

14.03.2022 административные дела № 2а-162/2022 и № 2а-122/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 указал дополнительно на несоответствие обязательным требованиям постельных мест и постельных принадлежностей, отсутствие в камерах кружки для питья и таза для воды. Эти требования были приняты к производству суда 14.03.2022.

В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, полагал разумным взыскать компенсацию в размере 500 000 рублей.

Представитель ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России, ФИО2 с административным иском не согласился, полагая, что условия содержания ФИО1 не были бесчеловечными. ФИО2 признал, что в период содержания ФИО1 в помещения ПКТ и ШИЗО:

- могло содержаться до трех осужденных в одной камере, в редких случаях четыре;

- горячим водоснабжением камеры оборудованы не были, горячая вода выдавалась осужденным только для приема пищи;

- вешалки для верхней одежды в ПКТ отсутствовали ввиду отсутствия места для них;

- у унитазов отсутствовали сливные бачки, так как не предусмотрено конструкцией антивандальных унитазов;

- душевая комната не оборудована предбанником или иным помещением для переодевания для обеспечения возможности контроля за осужденными;

Кроме того, ФИО2 в судебном заседании пояснил, что механизм удержания форточки в среднем положении в некоторых камерах выполнен кустарным способом, так как был сломан самими осужденными. При этом в положении под углом 45 оС они открываются свободно, что позволяет достаточно проветривать помещения. ФИО2 не согласился с нарушениями в части недостаточной вентиляции, так как принудительная вентиляция находится в исправном состоянии; с нарушениями в части ненадлежащих постельных принадлежностей; в устройстве спального места, столов и стульев; площади прогулочных дворов. Представитель административных ответчиков также указал на то, что использование электроприборов в ПКТ и ШИЗО не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Относительно доводов ФИО1 об ограничении в выдаче чая, кофе, кипятка и сигарет ФИО2 пояснил, что чай, кофе и кипяток выдавались согласно распорядку дня, ограничения по весу установлены ввиду невозможности хранения продуктов у каждого осужденного более 2 кг. Причины ограничения распорядком дня количества сигарет, выдаваемых осужденным на прогулку, ФИО2 не раскрыл.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск, подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 4).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.

Судом установлено, что ФИО1 отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН по Республике Коми с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.

ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не оспаривало, что с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 отбывал наказание в ПКТ и ШИЗО.

Суд исходит из того, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

Исходя из положений части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, указано, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

Распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

В соответствии со статьей 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (часть 1). Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130, 132 указанного кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представители общественных наблюдательных комиссий (часть 3).

Положениями статьи 115 УИК РФ установлено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных в ШИЗО, а также перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года.

Следовательно, перевод в ЕПКТ, а также водворение в ШИЗО, являясь мерой взыскания, предполагает отбытие осужденным наказания в специально установленных для этого условиях, характеризующихся повышенной степенью ограничений.

В соответствии с частью 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

По практике Европейского Суда по правам человека, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее 3 кв. м, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции (Постановления Большой Палаты Европейского Суда по делу «Муршич против Хорватии», Решение ЕСПЧ от 17.03.2020 по делу «Шмелев против Российской Федерации»).

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 переполненность камер (помещений) невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, могут свидетельствовать о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц.

Из материалов дела следует, что на территории ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми под ПКТ и ШИЗО оборудовано несколько помещений, площадь которых составляет 8,6 кв. м, 8,7 кв. м, 8,8 кв. м, 8,9 кв. м, 9 кв. м, 9,1 кв. м, 9,8 кв. м. Все камеры оборудованы для одновременного пребывания четырех человек, то есть имеют четыре спальных места. Все камеры оборудованы санитарной комнатой.

Согласно справке должностного лица ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми (том 1 л.д. 116) в ШИЗО могло содержаться не более трех осужденных, при этом точное количество осужденных, находившихся в ШИЗО, в конкретное время определить невозможно. Представитель ФКУ КП-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании допустил возможность содержания в камерах ПКТ и ШИЗО до четырех человек при большом количестве нарушителей, что, по его утверждению, случалось крайне редко.

ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не представило сведений, основанных на камерных карточках осужденных, которые бы указывали на количество осужденных одновременно содержащихся в ПКТ и ШИЗО.

При этом суд учитывает, что согласно пункту 14.1.1 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, далее – СП 308.1325800.2017) в нормативное значение площади камеры, одноместного помещения безопасного места не входит площадь, занимаемая санитарной кабиной с унитазом.

Представитель ФКУ КП-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании указывал, что размер санитарной комнаты приблизительно составляет 1 м на 1 м, точных данных о площади административные ответчики не представили.

Вопреки установленной частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности доказать соответствие совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, административные ответчики не доказали соблюдение минимальной нормы жилой площади в ПКТ и ШИЗО в период содержания административного истца. Общая площадь камер не указывает на соблюдение минимальной площади, учитывая, что в камерах могло содержаться четыре человека, минимальная площадь камеры с учетом санитарной камеры составляла 8,6 кв. м.

В этой части требование административного истца признаются судом обоснованными, приведенные нарушения нарушали права административного истца.

Согласно подпункту «в» части 2 статьи 118 УИК РФ осужденные, переведенные в ПКТ в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Состав и площади помещений ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, блока одиночных камер, режимного корпуса ЕПКТ, помещений производственных мастерских, размещаемых при ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камерах с ШИЗО, ШИЗО, режимных корпусах ЕПКТ следует принимать по таблице 14.4 СП 308.1325800.2017, в соответствии с которой площадь прогулочного двора не может быть менее 20 кв. м, а на одного осужденного должно приходиться не менее 6 кв. м.

Согласно объяснениям административного истца и представителя административных ответчиков прогулки осужденных организованы покамерно, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в те периоды, когда камере находилось четыре осужденных, в прогулочном дворе находилось четверо осужденных. Поскольку все прогулочные дворы одинаковой площади до 20 кв. м, то на одного осужденного в это время приходилось менее 6 кв. м. Доказательств обратного административные ответчики не представили.

В этой части административный иск признается судом обоснованным, приведенные нарушения нарушали права административного истца.

Нормы обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, закреплены в Приказе ФСИН России от 27.07.2006 № 512.

В соответствии с приложением № 2 к этому приказу ПКТ должно быть оборудовано откидной металлической кроватью, тумбочкой, столом для приема пищи, скамейкой по длине стола, настенным шкафом или закрытой полкой для хранения продуктов, баком для питьевой воды с кружкой и тазом, подставкой под бак для воды питания, вешалкой настенной для верхней одежды, умывальником (рукомойником), репродуктором, настольными играми (шахматами, шашками, домино или нардами). ШИЗО должно быть оборудовано откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (рукомойником).

В судебном заседании нашло свое подтверждение, что настенный шкаф или закрытая полка, вешалка для одежды в ПКТ отсутствовали, как на это указывал административный истец. Административные ответчики также не опровергли наличие в камерах ПКТ кружки и таза. Как пояснил ФИО1, эти вещи не выдавались, поскольку бак для воды использовался для смыва отходов в унитаз, так как смывных бачков не имелось.

Представитель административных ответчиков указал на отсутствие места для их установки настенных шкафов или закрытых полок для хранения продуктов, вешалок для верхней одежды.

В этой части доводы административного истца признаются судом обоснованными, приведенные нарушения нарушали права административного истца, так как места для хранения личных вещей было недостаточно.

Однако нормы обеспечения в ШИЗО соблюдены, согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми и фотографиям ШИЗО оборудованы откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, местом для сидения, тумбочкой и умывальником (рукомойником).

Требования к койкам содержатся в каталоге «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее – Каталог) утвержденном Приказом ФСИН от 27.07.2007 № 407.

Согласно пункту 12.3 Каталога койка откидная двухъярусная КОД-1 (с металлическим настилом) устанавливается в ИУ и СУ в камерах ПКТ.

Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4 мм.

Согласно пункту 12.4 Каталога койка откидная КОД-2 (с деревянным настилом) устанавливается в ИУ и СУ в камерах ШИЗО, ДИЗО.Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм со сплошным заполнением из досок толщиной 40 мм.

Койки в ПКТ и ШИЗО соответствуют этим требованиям, прогибов не имеют, койки в ШИЗО имеют деревянный настил из фанеры толщиной не менее 20 мм, что также исключает прогибы.

Устройство стола и места для сидения в ПКТ и ШИЗО таким образом, что во время поднятия койки раскладывается место для сидения и стол, само по себе не свидетельствует о нарушении прав ФИО1, так как эти предметы согласно фотографиям пригодны для использования.

В соответствии с пунктом 16.2.8 СП 308.1325800.2017 для заполнения оконных проемов зданий и сооружений ИУ допускается использовать деревянные, ПВХ и металлические оконные блоки.

Оконные блоки в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС, ЕПКТ, камерах для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должна обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях.

В судебном заседании нашло свое подтверждение несоответствие механизма открывания окна в одной из камер ПКТ, так фиксация фрамуги в среднем положении осуществляется подручными средствами. Доказательств соблюдения приведенных требований к оконным заполнениям во всех ПКТ и ШИЗО, в которых содержался административный истец, административные ответчики не представили.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.

Судом также установлено, что в ПКТ и ШИЗО действовала принудительная вентиляция, находящаяся в исправном состоянии, которая приводится в работу в период уборки помещений и по просьбе осужденных. Принимая во внимание изложенное, а также то, что окна в положениях «открыто» и «закрыто» функционировали, а среднее положение все-таки было достигнуто подручными материалами, суд считает безосновательным требование о присуждении компенсации за это нарушение ввиду отсутствия оснований полагать, что несоответствие механизма открывания окна влекло нарушения прав административного истца.

Согласно пункту 19.2.6 СП 308.1325800.2017 санитарные узлы палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, санитарные кабины камер необходимо оборудовать антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками, при этом допускается в зависимости от конструктивных особенностей прибора размещение сливного бачка в технической нише за пределами камеры (палаты). По заданию на проектирование допускается оборудование камер керамическими унитазами и умывальниками.

Судом установлено, что сливные бачки в ПКТ и ШИЗО отсутствовали. Доказательств, опровергающих доводы административного истца о том, что оборудованная система слива в виде крана с проточной водой позволяла работать сливу эффективно, административный ответчик не представил.

В этой части доводы административного истца признаются судом обоснованными.

В соответствии с пунктом 19.2.1 СП 308.1325800.2017 здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно пункту 19.2.5 Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

В соответствии с действовавшей ранее Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (пункт 20.1).

Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

Из материалов дела следует, что технический паспорт на здание ШИЗО оформлен в 2007 году. Горячее водоснабжение душевых комнат осуществляюсь посредством электрических бойлеров. В остальных помещениях предусмотрено только холодное водоснабжение.

Оборудование ПКТ и ШИЗО горячей водой закончено в 2021 году, то есть в спорный период условия содержания ФИО1 не соответствовали нормативным требованиям.

Доказательств невозможности обеспечить горячим водоснабжением ПКТ и ШИЗО в спорный период, а также совершения действий, направленных на обеспечение горячим водоснабжением осужденных иным образом, административными ответчиками не представлено.

Отсутствие горячего водоснабжения в данном случае является отклонением от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания административным истцом, в связи с чем требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.

В силу положений пункта 4.14 СП 308.1325800.2017 при входе в душевую для осужденных следует предусматривать зону для раздевания, оборудованную вешалками для одежды по числу душевых сеток и отделенную от общего объема помещения душевой перегородкой шириной 0,8 - 1,2 м, исключающей намокание одежды. Допускается предусматривать раздевальные смежные с помещениями душевых для осужденных.

Судом установлено, что душевая комната не оборудована раздевальной комнатой, не имеет перегородки, что свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания.

Позиция представителя административных ответчиков о том, что зона для раздевания в душевой не оборудована в целях контроля за осужденными, противоречит СП 308.1325800.2017, требования которых в этой части не содержат никаких условий для отклонения от правил. Довод представителя административных ответчиков о том, что расстояние от душевой кабины до лавки для переодевания, равное около 2,1 м, исключает намокание одежды, основан на предположении, поэтому отвергается.

В этой части доводы административного истца признаются судом обоснованными.

Между тем, суд не находит оснований для признания незаконными действий в части выдачи ненадлежащих постельных принадлежностей, поскольку эти доводы опровергаются справкой ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми. В период содержания в исправительном учреждении ФИО1 с соответствующими жалобами в администрацию и к прокурору не обращался, доказательств этого не представил. На лишение его это права не указывал.

Нет оснований для признания незаконными действий ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения камер электрическими розетками, так как их наличие в ПКТ и ШИЗО не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Использование электроприборов также запрещено в этих помещениях.

Доводы ФИО1 о нарушении его прав вследствие установления нормы выдачи чая и кофе, суд отклоняет.

В силу требований пункта 152 ПВР осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время.

Таким образом, хранение в ШИЗО чая запрещено ПВР.

Согласно пункту 157 ПВР осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.

Действовавший в исправительном учреждении распорядок дня (приказ от 26.02.2021 № 74, том 1 л.д. 155-159) не предполагал свободного распития чая и кофе.

Согласно пункту 3 ПВР количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Именно невозможностью хранения неограниченного количества предметов и продуктов, включая чая, обусловлено оспариваемое ограничение.

Как указал сам ФИО1, он получал чай из расчета 200 г на семь дней, что соответствовало распорядку дня в исправительном учреждении. Никаких дискриминационных действий и решений в отношении ФИО1 не установлено. Оспариваемое решение исправительного учреждения обусловлено действующим режимом содержания в ПКТ и ШИЗО, отличающегося от обычных условий содержания в исправительном учреждении. Кроме того, такое ограничение не свидетельствует о бесчеловечном отношении. Кипяток для заваривания этих напитков выдавался три раза в день в определенное распорядком дня время, что также указывает на обеспечение исправительным учреждением базовых потребностей человека.

Согласно пункту 22 ПВР распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение № 6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

Ссылки ФИО1 на отсутствие у начальника исправительного учреждения права на утверждение распорядка дня являются несостоятельными.

При этом ограничение количества сигарет в период прогулки не основано на законе.

Согласно пункту 156 ПВР курение осужденным, водворенным в ШИЗО, запрещено. Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях.

Представитель административных ответчиков не смог объяснить причины введения ограничения количества сигарет (10 штук), выдаваемых осужденным в период прогулки, в связи с чем суд находит такое ограничение необоснованным (произвольным) и нарушающим права административного истца.

Ссылки ФИО1 на нарушение его прав ввиду осмотра еды перед раздачей осужденным, содержащимся в ПКТ и ШИЗО, в кабинете, где проводятся медицинские осмотры и хранится грязная одежда осужденных, суд отклоняет.

Административными ответчиками не отрицалось, что осмотр еды производится в помещении, где проводятся первичные осмотры осужденных. Это помещение состоит из двух не изолированных помещений. В дальнем от входа помещении устроены ячейки для хранения личных вещей осужденных, которые сдаются при помещении в ПКТ и ШИЗО. В другом помещении осуществляются несложные медицинские осмотры для определения необходимости дальнейшего медицинского вмешательства. В помещении осуществляется должная санитарная обработка.

Осмотр еды осуществляется в отдельное время. Представленные исправительным учреждением фотографии помещения опровергают доводы административного истца об антисанитарных условиях этого помещения.

Доводы ФИО1 об отсутствии необходимого инвентаря для проведения осмотра суд также отклоняет, поскольку согласно объяснениям представителя административных ответчиков в этом помещении проводились осмотры, не требующие специального оборудования. В случае необходимости оказания медицинской помощи или обследования, эти мероприятия осуществлялись в помещениях медицинской санитарной части. Требования о взыскании компенсации в связи с оказанием ненадлежащей медицинской помощи ФИО1 не заявлял.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что СП 308.1325800.2017 применяются к строительству новых зданий и реконструкции старых, не опровергают установленных судом обстоятельств нарушений условий содержания в исправительном учреждении.

Согласно пункту 1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, СП 308.1325800.2017 предполагает их соблюдение во всех исправительных учреждениях, где возможна реконструкция или капитальный ремонт. Доказательств того, что реконструкция или капитальный ремонт ПКТ и ШИЗО ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми с целью соблюдения СП 308.1325800.2017 были не возможны, административные ответчики не представили.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, интересы Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела представляет ФСИН России.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суд учитывает характер допущенных в исправительном учреждении нарушений, описанных выше, продолжительность этих нарушений, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия и приходит к выводу о том, что в пользу административного истца подлежит компенсация в размере 50 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу положений части 3.1 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта направляется судом в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период нахождения ФИО1 в ПКТ и ШИЗО с января 2019 года по сентябрь 2021 года, выразившиеся: в переполненности камер ШИЗО и ПКТ, переполненности прогулочных дворов; необеспечении горячим водоснабжением камер ШИЗО и ПКТ; отсутствии в камерах ПКТ настенного шкафа или закрытой полки для хранения продуктов, вешалки настенной для верхней одежды, кружки и таза; ненадлежащем устройстве форточек в камерах ШИЗО и ПКТ; ненадлежащем устройстве системы слива для унитазов в ШИЗО и ПКТ; ненадлежащем оборудовании душевой комнаты ШИЗО и ПКТ, необоснованном ограничении в выдачи сигарет во время прогулки.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей.

В остальной части административного иска отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов