ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-122/2022 от 28.04.2022 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абаза 28 апреля 2022 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Богдановой О.А.,

при секретаре Мойкиной А.А.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Таштыпского района РХ Утенина Д.С.,

представителя административного ответчика по доверенности Бендюга М.П.,

представителя заинтересованного лица по доверенности Доценко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-122/2022 по административному исковому заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия к Администрации г. Абаза о признании незаконным бездействия Администрации г. Абазы, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, обязании Администрацию г. Абазы устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Таштыпского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском к Администрации города Абазы, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере реализации национальных проектов установлено, что у Администрации города Абазы имеется доступ в сеть «Интернет», официальный сайт, посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме. В нарушение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, Администрацией города Абазы до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт Администрации и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации национального проекта, достижению предусмотренных им целей. Указанные нарушения создают барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации города Абазы, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; обязать Администрацию города Абазы в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг в электронном виде: по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов), приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков.

21.04.2022 в суд поступило заявление и.о. прокурора района Гузика П.Г. об отказе от требований в части возложения обязанности на Администрацию города Абазы в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг в электронном виде: по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов).

28.03.2022 определением суда в указанной части производство по административному делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.

Из отзыва Администрации города Абазы, поступившего в суд 22.03.2022, следует, что постановлением Администрации города Абазы от 22.11.2016 № 803 утвержден Реестр муниципальных услуг в муниципальном образовании город Абаза, в соответствии с которым органами Администрации города предоставляется ряд муниципальных услуг, в том числе предоставление информации о порядке предоставления коммунальных услуг населению, выдача документов (выписки из домовой книги, справок и иных документов), прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков. Публикация сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) в ГИС «Портал» осуществляется уполномоченным лицом ответственного органа за ведение информационного ресурса ГИС «Реестр» в электронной форме. Согласно п. 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 18.03.2013г. № 121 «О государственных информационных системах «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Хакасия» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Хакасия» ответственным за функционирование ГИС «Реестр» и ГИС «Портал», ведение информационных ресурсов ГИС «Реестр» и ГИС «Портал» определен Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия. В связи с чем, 10.03.2022 Администрацией города Абазы в Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия на адрес электронной почты: res@r-19.ru направлено письмо об оказании содействия в переводе в электронную форму следующих муниципальных услуг: предоставление информации о порядке предоставления коммунальных услуг населению; выдача документов (выписки из домовой книги, справок и иных документов); прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков, однако до настоящего времени ответ не поступил. Заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия.

Определением от 07.04.2022 к участию в деле по административному исковому заявлению Прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Абазы о признании бездействия незаконным, возложении определенных обязанностей в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия.

Из дополнений к отзыву на иск, поступивших 21.04.2022, следует, что 19.04.2022 Администрацией г. Абазы принято постановление № 223 «О внесении изменений в постановление Администрации города Абазы от 22.11.2016 № 803 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании город Абаза», в соответствии с которым из реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании город Абаза были исключены следующие услуги: предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; выдача документов (выписки из домовой книги, справки и иные документы), поскольку указанные услуги не являются муниципальными услугами, предоставление которых органы местного самоуправления обязаны обеспечить в электронном виде.

Как следует из отзыва, поступившего в суд 22.04.2022 от представителя заинтересованного лица Доценко О.Б., услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, выдаче документов, по приему заявлений и выдаче документов о согласовании границ земельных участков включены в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р. Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ № 210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 ФЗ № 210-ФЗ; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 ФЗ № 210-ФЗ и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 ФЗ № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (ч.1 ст.9 ФЗ № 210-ФЗ). По состоянию на 19.04.2022 услуга по согласованию границ земельных участков имеется в реестре муниципальных услуг в муниципальном образовании город Абаза, тогда как услуга по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, а также услуга по предоставлению выписки из домовой книги из муниципального реестра исключены. По состоянию на 19.04.2022 у Администрации города Абазы имеются полномочия по предоставлению и переводу в электронный вид услуги по согласованию границ земельных участков, так как иные услуги, указанные в административном исковом заявлении, исключены из муниципального реестра.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Таштыпского района Утенин Д.С. заявленные исковые требования поддержал в части возложения обязанности на Администрацию города Абазы в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков в электронном виде по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика по доверенности Бендюга М.П. не возражала против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию города Абазы в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков в электронном виде.

Представитель заинтересованного лица - государственного комитета цифрового развития и связи Республики Хакасия по доверенности Доценко О.Б. не возражала против удовлетворения административного иска с учетом отказа прокурора района от требований в части, приведя в обоснование доводы, изложенные в отзыве на иск.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) предусматривает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

В статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ определено понятие «муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга)», - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В пункте 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ указано, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; 5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ возлагает на органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязанность обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных уедут, предоставляемых в электронном виде. Приложением № 2 к указанному распоряжению предусмотрены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Так, Разделом VII Приложения № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде» предусмотрены услуги в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, предоставляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пункт 53 содержит услугу по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков.

Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления указанной услуги (исполнения функции) определено для органа местного самоуправления в соответствии с этапом IV, а именно до 01.01.2013 (Приложение 2).

Пунктами 1, 6, 7 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ «предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Постановлением Администрации г. Абазы от 22.011.2016 № 803, с учетом постановления Администрации г. Абазы от 19.04.2022 № 223, утвержден реестр муниципальных услуг в муниципальном образовании город Абаза, в перечне которого содержится услуга по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков (п. 4.9, порядковый номер 17).

Вместе с тем, Администрацией города Абазы поименованная услуга в сфере имущественно-земельных отношений, строительстве в электронной форме не предоставлена.

По выявленным нарушениям в адрес главы г. Абазы 05.10.2021 внесено представление, которое рассмотрено, но до настоящего времени предоставление услуги в электронном виде по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков не обеспечено, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.

Факт необеспечения возможности для заявителей получения указанной услуги в электронной форме не оспаривается Администрацией города Абазы. Более того, ответчиком принимаются меры по устранению выявленного прокурором нарушения.

С учетом указанного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 187 КАС РФ закрепляет, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с характером заявленных истцом требований, с учетом объема работ, требующих временных затрат, суд считает целесообразным указать предельный срок исполнения решения суда - в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Таштыпского района Республики Хакасия к Администрации г. Абаза удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Абазы, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать Администрацию г. Абазы в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании проектов границ земельных участков в электронном виде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Абазинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий подпись О.А. Богданова

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года