ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-122/2024 от 27.02.2024 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

№ 2а-122/2024

УИД 75RS0016-01-2024-000146-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Могоча 27 февраля 2024 г.

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Рафиковой Д.Ф., при секретаре судебного заседания Лях С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю (Специализированного отделения судебных приставов по Забайкальскому краю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов) Невзоровой Г.С. об освобождении от взыскания от исполнительного сбора,

установил:

представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по доверенности Маркова Ю.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь, что в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края возбуждено исполнительное производство №26885/22/75031-ИП на основании решения Могочинского районного суда по делу №2а-364/2022 о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, ООО «Коммунальник» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащее электроснабжение в с. Тупик, с. Заречное муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» посредством бесперебойной работы дизель-генераторных установок. 28.12.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Определением Могочинского районного суда от 22.06.2023 года Министерству предоставлена отсрочка исполнения решения Могочинского районного суда от 11.08.2022 гола по делу №2а-364/2022 до 10.08.2023 года. Во исполнение возложенных полномочий по обеспечению электроснабжением населения с. Тупик, с. Заречное Тунгиро-Олекминского района Министерством проводится работа по закупке ДЭС в с. Тупик, с. Заречное Тунгиро-Олекминского района в рамках государственной программы Забайкальского края «Энергосбережение и развитие энергетики в Забайкальском крае» по мероприятию - приобретение генерирующего оборудования для дизельных электростанций в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением (на указанное мероприятие бюджетом края на 2023 год предусмотрено 6,0 млн. рублей).

06 июня 2023 года Министерством заключен Государственный контракт № ЖЭС.2023.11 на поставку товара с ООО «Русдизель». Согласно п. 3.1. указанного контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 673820, Забайкальский край, Тунгиро-Олекминский район, с. Тупик, ул. Нагорная, 47 (далее - место доставки), в срок не позднее 10.07.2023 года. 15 сентября 2023 года ООО «Русдизель» осуществил поставку Товара к месту доставки, представителями Министерства проводилась приемка Товра. При запуске Электрогенераторной установки АД -500-Т400 после работы 9300 Квч установка прекратила работу. В период с сентября по ноябрь 2023 г. между Министерством и ООО «Русдизель» велась претензионная работа для замены (ремонта) Электрогенераторной установки АД -500- Т400. 22 ноября 2023 года в адрес ООО «Русдизель» был направлен мотивированный отказ от приёмки поставленного товара с требованием осуществить повторный ремонт в срок до 28 ноября 2023 года. На указанную дату авторизированный ремонт не был осуществлён. Министерством было принято решение расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и пункт 10.2 Контракта. (Соглашение о расторжении от 21 декабря 2023 г.). Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам. Министерством во исполнение возложенных полномочий по обеспечению электроснабжением населения с. Тупик, с. Заречное Тунгиро-Олекминского района с Общество с ограниченной ответственностью «Проминдустрия», заключен Государственный контракт № ЖЭС.2023.28 от 05.12.2023 г. Согласно п. 3.1. указанного контракта Поставщик самостоятельно доставляет Установку электро-генераторную ТСС АД-520С-Т400-1РМ9 (далее - Электрогенераторная установка) Заказчику по адресу: 673820, Забайкальский край, Тунгиро-Олекминский район, с. Тупик, ул. Нагорная, 47 (далее - место доставки), в срок не позднее 20.12.2023 года. 27 декабря 2023 года ООО «Проминдустрия» осуществил поставку Электрогенераторной установки к месту доставки. Представителями Министерства при приемке произведен запуск Электрогенераторной установки, за период эксплуатации перебои в работе не зафиксированы.

В настоящее время Министерством исполнительный лист № ФС 031060077 от 21.09.2022 г исполнен в полном объеме, что подтверждается письмом № 49 от 23.01.2023г. от Администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский» о бесперебойной работы дизель-генераторной установки. Полагают. что в данном случае Министерством предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного акта. Просят суд освободить его от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000,00 руб., установленного в рамках исполнительного производства № 26885/22/75031-ИП от 21.11.2022 г.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Могочинская межрайонная прокуратура, Межрайонное отделение по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю.

Представитель административного истца Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по доверенности Маркова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю (Специализированного отделения судебных приставов по Забайкальскому краю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов) Невзорова Г.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика УФССП России по Забайкальскому краю, представители заинтересованных лиц Могочинской межрайонной прокуратуры, Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (ч. 11).

Из материалов дела следует, что решением Могочинского районного суда от 11.08.2022 года (л.д.60-64) суд обязал Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, ООО «Коммунальник» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащее электроснабжение с. Тупик, с. Заречное муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» посредством бесперебойной работы дизель-генераторных установок. Решение вступило в законную силу 13.09.2022 г.

На основании решения Могочинского районного суда от 11.08.2022 года, исполнительного листа (л.д.68-69) возбуждено исполнительное производство №26885/22/75031-ИП от 21.11.2022 г., в котором установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.69 об.ст. -70).

Постановление о возбуждении исполнительного производства №26885/22/75031-ИП от 21.11.2022 г. получено Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края 01.12.2022 г. посредством ЕПГУ (л.д.112).

28.12.2022 г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП Невзоровой Г.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.9). Постановление получено Министерством 29.12.2022 г. посредством ЕПГУ (л.д.113).

22.06.2023 г. определением Могочинского районного суда Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 10.08.2023 г. (л.д.10, 65-66).

На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 указанного закона).

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ, ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, истец действительно не исполнил требования исполнительного документа в установленный должнику срок для добровольного исполнения требований, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для принятия оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.

Однако, из материалов дела видно, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края предпринимало меры для исполнения решения суда, 06.06.2023 г.заключило Государственный контракт № ЖЭС.2023.11 на поставку товара с ООО «Русдизель»(л.д.11-17), после чего было вынесено решение о расторжении государственного контракта в связи с прекращением работы электро-генераторной установки (л.д.36-39), 05.12.2023 г. был заключен государственный контакт №ЖЭС.2023.28 на поставку товара (л.д.18-34).

Материалами исполнительного производства №26885/22/75031-ИП (л.д.67-113) подтверждается, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края предпринимались меры для исполнения решения суда, в том числе начиная с 03.08.2022 г. были направлены запросы о выделении денежных средств, в связи с отсутствием источника финансирования у Министерства для покупки ДЭС либо о безвозмездной передаче ДЭС (л.д.72), обращалось в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.

Согласно письму и.о. министра (л.д.111) следует, что 27.12.202 г. осуществлена поставка Электрогенераторной установки, за период эксплуатации перебои в работе не зафиксированы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края не уклонялось от исполнения решения суда, при этом суд также учитывает объем и характер принятых должником мер к исполнению решения суда, а также, что Министерство финансируется из бюджета Забайкальского края, при этом фактическая возможность приобрести и обеспечить электро-генераторной установкой в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края отсутствовала.

При таких обстоятельствах суд полагает, что вина должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует, исполнить решение суда в установленный срок должник не имел возможности по объективным причинам.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю (Специализированного отделения судебных приставов по Забайкальскому краю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов) Невзоровой Г.С. постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено обоснованно, но вместе с тем оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку он не оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя на предмет его законности, а просит освободить его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края удовлетворить.

Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ИНН 7536176880, ОГРН 1197536003972) от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от 28.12.2022 г. в рамках исполнительного производства №26885/22/75031-ИП от 21.11.2022 г.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Д.Ф. Рафикова