К делу № 2а-12307/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 04 декабря 2018 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Поповой В.В.,
при секретаре Кулибабиной А.Е.,
с участием:
представителей административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю Виковской И.Н., Авдышоева И.В., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, имеющих дипломы о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Бондарева Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – Краснодарского краевого общественного благотворительного фонда помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость» Литвинова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании № от 2002 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Краснодарскому краевому общественному благотворительному фонду помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость» о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд г. Краснодара обратилось Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее – УМЮ РФ по КК, Управление) с вышеуказанными административными исковыми требованиями к Краснодарскому краевому общественному благотворительному фонду помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость (далее ККОБФ «Социальная справедливость», Фонд), мотивировав их тем, что решение о государственной регистрации Фонда принято 27.03.1996 г., учетный №, сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 11.07.2003 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №, изменения в учредительные документы внесены 27.01.2016 г. за ГРН №.
Председателем Фонда является ФИО3
28.05.2018 г. была назначена внеплановая выездная проверка Фонда, срок проверки установлен с 31.05.2018 г. по 28.06.2018 г.
В связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица, комиссией Управления на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 28.06.2018 г. был составлен акт о невозможности проведения внеплановой проверки.
В связи с нарушением Фондом требований п. 4.2, пп. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также п. 5 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ, в отношении Фонда был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.4.1 КоАП РФ, который направлен мировому судье судебного участка № 62 ЦВО г. Краснодара, который по результатам рассмотрения протокола признал Фонд виновным в совершении административного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства. Жалоба Фонда на постановление оставлена без удовлетворения.
С 26.09.2018 г. по 22.10.2018 г. в отношении Фонда на основании распоряжения Управления проводилась внеплановая выездная проверка в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ.
По результатам проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства, отраженные в Акте проверки: должностным лицам органа государственного контроля не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, при этом ранее за аналогичное нарушение Фонд был привлечен к административной ответственности; муниципальное помещение, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности Фонда, в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний; обязательный ежегодный аудит Фонда не производился; не предоставляется ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности в орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации; не обеспечен в полном объеме открытый доступ СМИ к ежегодной отчетности.
Также не была предоставлена информация о наличии благотворительных программ, сведения об их утверждении, что свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований ст.ст. 10, 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». При этом, данное нарушение допущено повторно.
В адрес руководящего органа Фонда вынесены предупреждения об устранении нарушений, которые в срок не устранены, в связи с чем были вынесены повторные предупреждения, однако указанные нарушения также устранены не были.
В ходе проверки на предмет расходования денежных средств и иного имущества Фонда было установлено, что ответчик имеет расчетный счет в АБ «Юг-Инвестбанк» (ОАО). Согласно выписке движения денежных средств по счету и справки, поступившей в Управление, в течение подлежащего проверке периода основная часть денежных средств, полученных на благотворительность, расходовалась на хозяйственные расходы (14 890 000 рублей).
На основании изложенного, истец просит ликвидировать Краснодарский краевой общественный благотворительный фонд помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость».
В судебном заседании представители административного истца Виковская И.Н., Авдышоев И.В. и Бондарев Д.А., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили административный иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ККОБФ «Социальная справедливость» Литвинов А.В., действующий на основании доверенности, с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, полагая, что надлежащих доказательств в подтверждение доводов истца не приведено. Более подробно позиция ответчика изложена в возражении, приобщенном к материалам дела.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд считает, что заявленные требования надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Согласно положениям статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, относит к полномочиям Минюста России принятие решений о государственной регистрации некоммерческих организаций. В пункте 5 указанного Положения установлено, что Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Согласно утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 г. № 26 Перечню управлений МЮ РФ по субъектам РФ Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю является территориальным органом Минюста России.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В судебном заседании установлено, что решение о государственной регистрации Краснодарского краевого общественного благотворительного фонда помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость» принято 27.03.1996 г. Управлением юстиции администрации Краснодарского края (правопреемником которого в настоящее время является Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю) (л.д. 8).
Сведения о внесении записи в ЕГРЮЛ внесены 11.07.2003 г. за основным государственным регистрационным номером №.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.10.2018 г., адресом местонахождения ККОБФ «Социальная справедливость» является: г. Краснодар, ул. Курчатова, 6. Лицом, имеющим право действовать от имени Фонда без доверенности, является ФИО3 (л.д. 9-16).
Распоряжением Управления от 28.05.2018 г. №-р назначено проведение проверки в отношении ККОБФ «Социальная справедливость» с целью проверки сведений, указанных в информации ГУ МВД России по Краснодарскому краю (исх. № от 23.05.2018 г.) (л.д. 17-19).
28.06.2018 г. в отношении Фонда в соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» составлен комиссионный акт о невозможности проведения внеплановой выездной проверки юридического лица органов государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием председателя Фонда, представителя руководящего органа Фонда (л.д. 20-21).
В отношении Фонда составлен административный протокол, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка № 62 ЦВО г. Краснодара вынесено постановление о привлечении к административно ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.10.2018 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Фонда без удовлетворения.
В адрес руководящего органа ответчика направлены предупреждения об устранении нарушений законодательства (л.д. 29-31), однако нарушения не устранены.
Распоряжением Управления от 24.09.2018 г. №-р назначено проведение внеплановой выездной проверки Фонда в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» -10000027466 (л.д. 41-43). Проверка назначена в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с составлением Управление 28.06.2018 г. акта о невозможности проведения внеплановой выездной проверки, назначенное распоряжением от 28.05.2018 г. № 870-р.
22.10.2018 г. Управлением составлен акт проверки №, в котором отражены выявленные в деятельности Фонда нарушения.
В частности выявлены следующие нарушения: должностным лицам органа государственного контроля не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, при этом ранее за аналогичное нарушение Фонд был привлечен к административной ответственности; муниципальное помещение, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности Фонда, в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний; обязательный ежегодный аудит Фонда не производился; не предоставляется ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности в орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации; не обеспечен в полном объеме открытый доступ СМИ к ежегодной отчетности.
Также не была предоставлена информация о наличии благотворительных программ, сведения об их утверждении, что свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований ст.ст. 10, 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». При этом, данное нарушение допущено повторно.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика направлялись повторные предупреждения об устранении нарушений, которые также оставлены без внимания.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» к компетенции высшего органа управления благотворительной организацией, которым является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации, относится, в том числе, утверждение благотворительных программ.
В силу ст. 17 названного Федерального закона от 11.08.1995 г. благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.
Между тем, ни в ходе проверки, ни в судебном заседании ответчиком не представлено доказательств наличия утвержденной благотворительной программы.
В силу требований ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В силу требований ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Между тем, муниципальное помещение по ул. Курчатова, 6 в г. Краснодаре, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности благотворительного фонда в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, что подтверждено представленными материалами, информацией департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, в связи с чем доводы ответчика об обратном судом отклоняются.
По данному факту Управлением в адрес Фонда вынесены предупреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.
По факту данного нарушения в адрес ответчика ранее выносилось предупреждение от 23.07.2015 г., в связи с чем установленное при проверке нарушение требований данного закона является повторным.
Согласно с ч.ч. 1-5 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана.
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
Доказательства исполнения названных требований ответчиком не представлены, одни лишь только голословные пояснения по данным обстоятельствам не могут быть приняты во внимание.
Ссылки на то, что документы были украдены, суд считает несостоятельными, поскольку ответчик не лишен права и возможности восстановить документы.
В ходе проведенной проверки Управлением получена выписка о движении денежных средств по счету и справка об открытии и ведении счета (л.д. 116), из которых видно, что в течение подлежащего проверке периода основная часть денежных средств, полученных на благотворительность, Фондом расходовалась на хозяйственные нужды.
Суд полагает, что допущенные нарушения по своему характеру являются существенными, поскольку ответчиком допущен неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства РФ. Несмотря на вынесенные предупреждения об устранении нарушений, привлечение ответчика к административной ответственности, ответчик не принял мер, направленных на устранение допущенных нарушений.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В связи с изложенным, суд находит требования истца о ликвидации Фонда и исключении сведений из ЕГРЮЛ подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 263-265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Краснодарский краевой общественный благотворительный фонд помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - В.В. Попова