ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1230/19 от 08.07.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

№ 2а-1230/19.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск. 8 июля 2019 года.

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., при секретаре Казанцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО Белореченский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение администрации МО Белореченский район от 22.03.2019 года № 623/01-19 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» по адресу: <адрес>, а также

обязать администрацию МО Белореченский район выдать разрешение на предоставление муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» по адресу: <адрес>.

В административном исковом заявлении административный истец ФИО1 указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся на первом этаже в двухэтажном жилом доме, общей площадью 26,7 кв.м, с кадастровым номером: 23:39:1101085:325, на основании договора дарения квартиры от 16.06.2017 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.06.2017 года. Реализовывая свое право, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст. 22 и ст. 23 Жилищного кодекса РФ, на перевод данной квартиры в нежилой фонд в качестве использования ее как офисные помещения, он обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район с вопросом о необходимости получения соответствующего постановления, при этом им поданы следующие документы: выписка из ЕГРН о принадлежности ему квартиры; протокол № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; проект переустройства и перепланировки жилой квартиры в многоквартирном жилом доме в офисные помещения, выполненный ООО «Архпроект» 2019 год; техническое заключение по определению соответствия строительным нормам и правилам перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 22.03.2019 года Администрация МО Белореченский район отказала ему в переводе данной квартиры в нежилой фонд в качестве использования ее как офисные помещения. В обосновании своего отказа ссылаются на часть 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, а именно: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Также, ссылаются на ст. 44 Жилищного кодекса РФ, а именно: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений по использованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Полагает, отказ администрации МО Белореченский район от 22.03.2019 года № 623/01-19 является необоснованным, а соответственно незаконным, так как принят с нарушением норм гражданского, жилищного и градостроительного законодательства. В соответствии со ст. 209 ГК РФ, ему как собственнику данной квартиры с 16.06.2017 года принадлежит право распоряжения, недвижимостью по своему усмотрению не нарушая права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 22 ЖК РФ, перевод квартиры в нежилое помещение возможен, если доступ к переводимому помещению обеспечен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим квартирам данного многоквартирного жилого дома, а также, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома. В соответствии со ст. 23 ЖК РФ, им собран соответствующий пакет документов и подан в администрацию МО Белореченский район для перевода указанной выше квартиры в офисные помещения. В соответствии с разработанным ООО «Архпроект» проектом переустройства и перепланировки жилой квартиры в многоквартирном жилом доме в офисные помещения предусмотрено проведение только внутренних отделочных работ, а также демонтаж ненесущих перегородок сан. узла, закладка дверного и оконного проемов, устройство новых перегородок из гипсокартона, а также установка дверного блока на месте двух окон. Данным проектом не предусмотрено изменение несущих конструкций здания многоквартирного жилого дома, а соответственно предусмотренные проектом работы не влекут за собой нарушения несущей способности здания и его прочностных характеристик. Данный проект также не предусматривает устройство, каких-либо, дополнительных сооружений в виде ступеней к переводимому помещению, а только проведение благоустройства прилегающей территории, не ограничивая доступ к ней других лиц. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44, а также ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, такое решение принимается на общем собрании путем сбора не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В данном многоквартирном жилом доме находится 16 квартир, по итогу проведения общего собрания, собственники 12 квартир выразили согласие на перевод квартиры в офис, трое воздержались, один против. Таким образом, более двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме не возражают в указанном переводе, а соответственно и устройстве прохода к переводимому помещению по территории земельного участка многоквартирного жилого дома. В своем отказе администрация МО Белореченский район необоснованно ссылаются на п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, а именно, называя предусмотренные проектом работы реконструкцией многоквартирного жилого дома. В соответствии со ст. 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. Представленным проектом предусмотрены проведение работ по переустройству и перепланировке помещений переводимой квартиры. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Из всего этого видно, что проектом не предусмотрено проведение реконструкции многоквартирного жилого дома, а лишь проведение переустройства и перепланировки отдельной квартиры с заменой оконного блока и подоконного простенка на дверной блок, и эти виды работ, по смыслу действующего законодательства, не являются реконструкцией. Исходя из судебной практики Ленинского районного суда г. Томска № 2А-836/2018 от 9 июля 2018 года по делу № 2А-836/2018, суд пришел к выводу, что наружная стена многоквартирного дома, в которой предусмотрено обустройство дверного проема на месте оконного за счет демонтажа подоконного пространства не является несущей конструкцией, так как является самонесущей, предназначена для обслуживания только одного спорного помещения. Факт присоединения части общего имущества многоквартирного дома, а также факт уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме в судебном заседании не установлен. В силу положений ст. 36 ЖК РФ п.п. «в, г» п. 2 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, предназначенная для обустройства дверного проема стена не относится к общему имуществу дома, следовательно, для проведения таких работ согласие всех собственников помещений многоквартирного дома не требуется. Также в своем отказе администрация МО Белореченский район ссылаясь на ч. 2 ст. 40 ЖК РФ указывает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Данные доводы также, считает ошибочными и не обоснованными, так как данная статья жилищного кодекса регулирует процедуру изменения границ помещений в многоквартирном доме, а в связи с тем, что границы подлежащего переводу помещения не изменяются, так как не предусмотрено строительство каких либо пристроек, общее имущество в виде других помещений многоквартирного жилого дома не затрагиваются, то и ссылаться на данную статью невозможно. Доводы администрации МО Белореченский район о том, что в результате проведения работ по переводу указанной квартиры в нежилой фонд будут затрагиваться наружные стены многоквартирного жилого дома, уменьшится их несущая способность также, не обоснованы, так как разработанное техническое заключение по определению соответствия строительным нормам и правилам перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выполненное ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Белореченскому району подтверждает, что проведение данных работ не предусматривают изменение несущих конструкций здания, данная перепланировка не снижает несущую способность конструкций зданий, не уменьшает эксплуатационный срок жилого дома. Данный факт подтверждает справка администрации от 25.04.2019 года № 17-15/1254. При этом, ст. 24 ЖК РФ имеет исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе квартиры в нежилое помещение, при этом, в своем отказе от 22.03.2019 года № 623/01-19 администрация МО Белореченский район ни на одно из установленных оснований не ссылается /л.д. 3-6/.

Представитель административного ответчика предоставил суду письменное возражение на административное исковое заявление, в котором указал следующее. По существу заявленных требований Администрация муниципального образования Белореченский район возражает по следующим основаниям. Так, 13 марта 2019 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Белореченский район с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, что также подтверждается входящим штрих-кодом о регистрации от 13.03.2018 года № АРХ623. В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка. Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федераций предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение й нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 названного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Согласно подпункту «в» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Так, п. 1 ч. 2 указанной ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с представленным проектом на переустройство и перепланировку жилой квартиры в многоквартирном в жилом доме в офисные помещения, часть земельного участка планируется занять для входа в помещение, для чего также необходимо согласие всех собственников жилых помещений, то есть собственников общедолевого имущества, в том числе, и земельного участка. На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием согласия всех собственников общедолевого имущества о переводе жилого помещения (квартира) в нежилое помещение, администрацией муниципального образования Белореченский район правомерно принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение». Указанная позиция администрации муниципального образования Белореченский район основывается на позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 17.08.2018 года № 18-КГ18-113. На основании вышеизложенного, просит отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 в полном объеме /л.д. 33-35/.

В последующем, представителем административного ответчика суду представлено дополнение к возражению на административное исковое заявление, в котором указано, что администрация муниципального образования Белореченский район считает необходимым дополнить ранее представленное возражение. Частью 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), а также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Кроме того, согласно указанным выше Правилам, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. В силу указанных норм права, наружные стены многоквартирного дома входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются ограждающими несущими конструкциями. Так, проектной документацией в разделе 3 «Архитектурные решения» на листе 6 предусмотрено осуществить демонтаж двух оконных блоков, разобрать подоконную часть 2 оконных проемов и установить 2 дверных блока. Кроме того, проектом предусмотрено выполнение конструкции козырька над 2 входами. Таким образом, для проведения указанных строительных работ предусмотрено разрушение части внешней стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в указанном жилом доме, а также занятие части земельного участка, в результате чего происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме. Уменьшение общего имущества, в том числе земельного участка, в результате проведения строительных работ подтверждается и технико-экономическими показателями проектной документацией в разделе 3 «Архитектурные решения» на листе 2, согласно которым общая площадь жилого помещения до переустройства и перепланировки составляет 26,7 кв.м, что подтверждается правоустанавливающими документами Истца, а после переустройства и перепланировки общая площадь нежилого помещения будет составлять 27,4 кв.м. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Исходя из положений приведенных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома. Верховный Суд неоднократно выражал свою позицию по процедуре проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривая гражданское дело по иску Е.А., М.В. к администрации муниципального образования «Сельское поселение «Кутузовское» Солнечногорского муниципального района Московской области», В.В. о признании постановления о переводе жилого помещения в нежилое незаконным, об обязании привести жилое помещение в первоначальное состояние, указала на то, что исходя из буквального толкования приведенных положений при решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилое согласие собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, тем самым затрагивая права и законные интересы названных субъектов. Независимо от того, является ли переоборудование жилого помещения реконструкцией или перепланировкой, в случае, если такое переоборудование влечет за собой присоединение общего имущества собственников жилого дома, необходимо получение согласия всех собственников общего имущества. Как следует из материалов дела, проект объединения и переустройства квартир В.В. предусматривал организацию новых входных групп путем частичного демонтажа подоконных частей стен многоквартирного дома и размещения пандуса и лестничных маршей на земельном участке, относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим по данному делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о наличии согласия всех собственников помещений в доме на устройство отдельного входа в помещения В.В., поскольку указанные работы связаны с изменением размера общего имущества многоквартирного дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.04.2018 года № 4-КГ 18-13). Указанная позиция применяется судами и при рассмотрении аналогичных дел (Определение Верховного суда РФ от 11.10.2016 года № 83-КГ16-10, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13.12.2016 года по делу № 33-5151/2016). Как видно из оспариваемого Административным истцом отказа, администрацией муниципального образования Белореченский район принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием согласия всех собственников общедолевого имущества о переводе жилого помещения (квартира) в нежилое. Такой вывод администрацией муниципального образования Белореченский район был сделан на основе приложенного к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое помещение копии протокола № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу расположения спорного помещения. Так, в протоколе из 16 имеющихся в многоквартирном доме квартир на общем собрании присутствовали 12. Кроме того, отсутствует число проголосовавших «За», «Против» и «Воздержался» по вопросу, вынесенного на обсуждение общего собрания. Таким образом, администрацией муниципального образования Белореченский район правомерно с учетом действующего законодательства принято решение от 22.03.2019 года № 623/01-19 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 41-45/.

Не согласившись с поступившими возражениями на административное исковое заявление, административный истец представил суду дополнение к административному исковому заявлению, в котором указал следующее. Так, административный ответчик в возражении на административное исковое заявление от 21.06.2019 года № 349 неверно трактует законодательство, ссылаясь на ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, а именно: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В предполагаемой перепланировке и переустройстве описанной выше квартиры не предусматривается увеличения внутренней площади квартиры за счет присоединения общего имущества, что подтверждается предоставленным проектом. Также, в этом возражении административный истец ссылается на понятие реконструкции объекта капитального строительства, в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; п.п. «в» п. 2 ст. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно: в состав общего имущества включаются: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Тем самым, административный ответчик пытается ввести суд в заблуждение, неверно трактуя указанные нормы, а именно подводит все к тому, что при этих условиях, якобы, будет присоединено часть общего имущества данного многоквартирного дома, а для этого нужно будет получить согласие всех собственников помещений этого многоквартирного дома. Считает данные утверждения ошибочными в связи с тем, что отнесение предполагаемых работ к понятию реконструкции неправильно, так как подоконный простенок, в данной квартире и данном жилом доме, выстроенном из кирпича, не является несущей конструкцией, так как вся нагрузка распределена оконной железобетонной перемычкой на другую площадь стены этого дома. Из приведенных выше оснований видно, что данный подоконный простенок не относится к общему имуществу многоквартирного дома, так как не является ограждающей несущей конструкцией. Даже, если принимать данные действия по перепланировке и переустройстве квартиры, как реконструкция многоквартирного жилого дома, то в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 44, а также п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой) принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Вход в переводимое помещение планируется выполнить со стороны ул. 40 лет Октября, без дополнительного устройства крыльца и ступеней, так как существующий рельеф местности позволяет это сделать. Доступ будет осуществляться через придомовой земельный участок, являющийся общим имуществом данного многоквартирного дома, без его уменьшения. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 44, а также п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится и принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе, введение ограничений пользования им, которое принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Все приведенные административным ответчиком примеры судебной практики не могут относиться к данному делу, так как в них существуют пристройки к квартирам, ступеньки, а также работу по выполнению крыльца /л.д. 46-47/.

Административный истец ФИО1 и его представитель, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако представитель административного истца ФИО2 представил суду письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя по доверенности. Исковые требования удовлетворить в полном объеме /л.д. 51/.

Представитель административного ответчика администрации МО Белореченский район, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, однако представил суду письменное заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, отказав в удовлетворении административных исковых требований с учетом позиции, изложенной в возражениях, представленных ранее /л.д. 52/.

Исследовав в судебном заседании письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, ка котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с подп. «в» п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся на первом этаже в двухэтажном жилом доме, общей площадью 26,7 кв.м, с кадастровым номером: 23:39:1101085:325, на основании договора дарения квартиры от 16.06.2017 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.06.2017 года /л.д. 16-18/. Административный истец обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район с вопросом о необходимости получения постановления на перевод вышеуказанной квартиры в нежилой фонд в качестве использования ее, как офисные помещения, при этом, им подан соответствующий пакет документов. 22.03.2019 года Администрация МО Белореченский район отказала ему в переводе данной квартиры в нежилой фонд в качестве использования ее как офисные помещения, указав, что согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Также, в соответствии с п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений по использованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием согласия всех собственников общедолевого имущества о переводе жилого помещения (квартира) в нежилое помещение, администрацией МО Белореченский район принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» /л.д. 13/. Согласно разработанному ООО «Архпроект» проекту переустройства и перепланировки жилой квартиры в многоквартирном жилом доме в офисные помещения, предусмотрено проведение только внутренних отделочных работ, демонтаж ненесущих перегородок сан. узла, закладка дверного и оконного проемов, устройство новых перегородок из гипсокартона, а также установка дверного блока на месте двух окон. Данным проектом не предусмотрено изменение несущих конструкций здания многоквартирного жилого дома, а соответственно предусмотренные проектом работы не влекут за собой нарушения несущей способности здания и его прочностных характеристик. Данный проект, также не предусматривает устройство каких либо дополнительных сооружений, в виде ступеней к переводимому помещению, а только проведение благоустройства прилегающей территории, не ограничивая доступ к ней других лиц. Вход в переводимое помещение планируется выполнить со стороны ул. 40 лет Октября, без дополнительного устройства крыльца и ступеней, так как существующий рельеф местности позволяет это сделать. Доступ будет осуществляться через придомовой земельный участок, являющийся общим имуществом данного многоквартирного дома, без его уменьшения /л.д. 9-12/. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, такое решение принимается на общем собрании путем сбора не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В данном многоквартирном жилом доме находится 16 квартир, по итогу проведения общего собрания, собственники 12 квартир выразили согласие на перевод квартиры в офис /л.д. 14, 48-50/. Таким образом, более двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме не возражают в указанном переводе, а соответственно и устройстве прохода к переводимому помещению по территории земельного участка многоквартирного жилого дома. Согласно техническому заключению по определению соответствия строительным нормам и правилам перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выполненному ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по <адрес>, проведение данных работ не предусматривает изменение несущих конструкций здания, данная перепланировка не снижает несущую способность конструкций зданий, не уменьшает эксплуатационный срок жилого дома /л.д. 8/. Данный факт подтверждает справка администрации от 25.04.2019 года № 17-15/1254 /л.д. 15/. При этом, ст. 24 ЖК РФ имеет исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе квартиры в нежилое помещение, однако, в своем отказе от 22.03.2019 года № 623/01-19 администрация МО Белореченский район ни на одно из установленных оснований не ссылается. Следовательно, устранить нарушения, послужившие для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», административному истцу не предоставляется возможным. Суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении и дополнении к нему. При таких обстоятельствах, суд считает, что невозможность осуществления предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», нарушает права административного истца, как собственника квартиры многоквартирного жилого дома. Таким образом, исходя из норм законов, подлежащих применению, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований в полном объеме. Доводы представителя административного ответчика, изложенные в возражении на административное исковое заявление и дополнении к нему, не могут быть приняты во внимание при вынесении решения по настоящему делу, поскольку данные доводы носят субъективный характер, основанный на неправильном и ошибочном толковании норм законов, подлежащих применению, а также противоречат фактическим обстоятельствам дела и совокупности объективных доказательств, подтверждающих доводы административного истца ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО Белореченский район об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение администрации МО Белореченский район от 22.03.2019 года № 623/01-19 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО Белореченский район выдать разрешение на предоставление муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Судья А.С.Кириенко