<данные изъяты>
<данные изъяты>
66RS0008-01-2020-002063-48
Дело № 2а-1230/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2020 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагила Свердловской области в составе: председательствующего Охотиной С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кулешовой Е.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Бызова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил проведена проверка исполнения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В ходе проверки 28.06.2020 из кабинета №3 прокуратуры района с использованием служебного персонального компьютера осуществлен выход в сеть Интернет на страницу <данные изъяты>, которая содержит информацию экстремистского характера. Вход на интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой пользователь сети «Интернет». Информация, размещенная на странице по указанному адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержит сведения об акциях массовых гонений евреев из Европы, называя данные гонения возмездием. При этом указывая, что в настоящее время данные акции проходят в Европе, но они неизбежно придут в Россию. В информации явно прослеживается одобрение акций против еврейского народа, подробно описана «хронология изгнания жидов из разных стран мира», «политика Германии по отношению к евреям в 1933 – 1945 г.г.», то есть информация, размещенная на указанном сайте, призывает к возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также на сайте по указанному адресу содержатся изображения лиц кавказской и исламской национальностей, на которых содержатся комментарии. Согласно данным Единого реестра, опубликованным на официальном интернет сайте <данные изъяты>, указанный адрес <данные изъяты> не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Информация о времени и месте рассмотрения административного дела судом своевременно размещена на интернет портале ГАС «Правосудие».
Представитель административного истца – помощник прокурора Бызов А.В., административный иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в настоящее время указанный сайт действующий, доступ к информации свободный, о чем представлены сведения из информационного ресурса на 24.08.3020. Ими проверялась информация о владельце сайта, распространяющего данную информацию, однако установить его не представилось возможным.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, направил отзыв, в котором просил исключить Управление из числа каких-либо лиц по данному делу, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика правообладателя (владельца) интернет ресурса, поскольку постановленное по делу решение может повлиять на его права и обязанности; при этом в отзыве указали, что информация находится в открытом доступе, не ограничена в установленном порядке.
Выслушав представителя административного истца, огласив отзыв заинтересованного лица, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10, частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации №2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Согласно п.3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В силу положения части 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как установлено в судебном заседании, прокурором Дзержинского района города Нижний Тагил проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет». Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет 28.06.2020 установлено, что в свободном доступе на странице с адресом <данные изъяты> размещена информация экстремистского характера, о чем составлен акт с приложением фотоматериала. Так, в соответствии с актом на сайте размещена информация, которая содержит сведения об акциях массовых гонений евреев из Европы, называя данные гонения возмездием. При этом указывая, что в настоящее время данные акции проходят в Европе, но они неизбежно придут в Россию. В информации явно прослеживается одобрение акций против еврейского народа, подробно описана «хронология изгнания жидов из разных стран мира», «политика Германии по отношению к евреям в 1933 – 1945 г.г.», то есть информация, размещенная на указанном сайте, призывает к возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также на сайте по указанному адресу содержатся изображения лиц кавказской и исламской национальностей, на которых содержатся комментарии следующего содержания: «<данные изъяты>.. …», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «а <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и другие.
Законодательством Российской Федерации, как указано выше, предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В нарушение частей 1 и 6 статьи 10, части 5 статьи 15, статьи 9, части 1 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, обеспечение доступа к информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды побуждает к совершению уголовно наказуемых деяний, нарушает конституционные права граждан.
Так, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Конституция РФ, учитывая значимость утверждения гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения благополучия и процветания нынешнего и будущего поколений многонационального народа России и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (преамбула и ст.17 ч.3), предусматривает, что в РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13 ч.5), запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19), пропаганда или агитация, возбуждающие указанную вражду или пропаганда превосходства социального, расового, национального (ст.29 ч.2).
Названные конституционные положения соотносятся с международными правовыми стандартами, например, ст.18,19 и п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека, ст.19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, сведения, размещенные на интернет странице <данные изъяты>, противоречат целям и задачам действующего законодательства, информация, размещенная на данных интернет-страницах, носит уголовный, антисоциальный характер, разжигает межнациональную рознь, побуждает неопределенный круг лиц к совершению уголовно наказуемых деяний.
Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет ресурс доступен для неограниченного круга лиц, что подтверждается скрин-шотом страницы сайта от 24.08.2020 и отзывом Управления Роскомнадзора.
На момент обращения прокурора с административным иском в суд, а также на момент рассмотрения дела указанный в иске адрес сайта в сети «Интернет» не включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствие с частью 1 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Установить правообладателя сайта, содержащего сведения, запрещенные законодательством Российской Федерации, а также лицо, разместившее информацию, ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде, не представилось возможным, в связи с чем административный ответчик по делу отсутствует. Указанное не противоречит положениям главы 27.1 КАС РФ. С учетом общедоступности сведений о рассмотрении дела, соответствующее заинтересованное лицо, права и интересы которого могут быть затронуты принятым по настоящему делу судебным актом, имело реальную возможность принять участие при рассмотрении дела.
Вместе с тем, удовлетворение исковых требований прокурора позволит в соответствие с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ включить указанный сайт в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ссылка представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу об исключении Управления из числа каких-либо лиц по данному делу, судом отклоняется, поскольку в соответствии с ч.2 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В соответствии с подпунктом 5.1.7 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В Свердловской области территориальным органом, уполномоченным создавать и формировать Единый реестр сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу. Таким образом, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица в силу прямого указания закона.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет и расположенной по указанному в иске сетевому адресу информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствие с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» и расположенную по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для внесения указанного Интернет-сайта, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А. Охотина
Решение изготовлено в окончательной форме 28 августа 2020 года.
Судья: С.А. Охотина