ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1230/2021 от 20.01.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.01.2021 г. г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Ивановой О.Б.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1230/2021 (а-9447/2020) по административному иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, в котором просит суд взыскать с административного ответчика сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за период 2018 г. налог в размере 1747 руб., пени в размере 17,66 руб., за период 2017 г. налог в размере 1747 руб., пени в размере 97,87 руб., за период 2016 г. пени в размере 45,21 руб., за период 2015 г. пени в размере 278,47 руб., всего на общую сумму 3933 руб. 21 коп.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в котором земельный налог рассчитан за 2015-2018 налоговый период за земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>.

В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2018 г. в размере 17,66 руб., за 2017 г. в размере 97,87 руб., за 2016 г. в размере 45,21 руб., за 2015 г. в размере 278,47 руб.

В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требования об уплате налога , , с предложением добровольно погасить недоимку по земельному налогу и пени. Ответчиком указанное требование не исполнено.

Поскольку задолженность по налогу на имущество не погашена до настоящего времени, административный истец обратился в суд.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, причины неявки не сообщил, о слушании дела извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 40), а также пояснения к административному иску (43-44).

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом путем направления заказного письма с уведомлением, однако судебное извещение возвращено по истечению срока хранения (л.д. 33-34).

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.

Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником имущества, в отношении которого налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), в котором земельный налог рассчитан за 2015-2018 налоговый период за земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> на основании заявления о выдаче судебного приказа Межрайонной ИФНС России по <адрес> был вынесен судебный приказ а-2197/2020 о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> на основании заявления ответчика вынесено определение об отмене судебного приказа а-2197/2020 (л.д. 4).

В возражениях на судебный приказ административный ответчик ссылалась на то, что расчет налога была взята кадастровая стоимость, рассчитанная неверно, не произведен перерасчет в соответствии с поправкой в ст. 391 НК РФ (л.д. 37).

В соответствии с п.п. 8 п.5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Расчет суммы земельного налога лиц за налоговый период 2017 г. в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ:

1033811 руб. (кадастровая стоимость): 1374 кв.м (площадь земельного участка) 752,41 руб. (кадастровая стоимость 1 кв.м)

752,41 руб. (кадастровая стоимость 1 кв.м) X 600 кв.м, (необлагаемая налоговая база) = 451446 руб. (налоговый вычет за 600 кв.м. - необлагаемая налогом кадастровая стоимость)

1033811 руб. (кадастровая стоимость) - 451446,00 руб. (налоговый вычет за 600 кв.м., необлагаемая налогом кадастровая стоимость) = 582365 руб. (налогооблагаемая база - налогооблагаемая кадастровая стоимость)

582365 руб. (налогооблагаемая база - налогооблагаемая кадастровая стоимость) X 0,3% (налоговая ставка) =1747 руб.

В налоговом уведомлении рассчитан земельный налог за налоговый период 2017г. в размере 1747 руб.,с учетом уменьшения на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

Расчет суммы земельного налога лиц за налоговый период 2018г. в уведомлении от 25.07.2019г.:

1033811,00 руб. (кадастровая стоимость): 1374 кв.м (площадь земельного участка)=

752,41 руб. (кадастровая стоимость 1 кв.м.)

752,41 руб. (кадастровая стоимость 1 кв.м.) х 600 кв.м, (необлагаемая налоговая база) = 451446,00 руб. (налоговый вычет за 600 кв.м - необлагаемая налогом кадастровая стоимость)

1033811 руб. (кадастровая стоимость) - 451446,00 руб. (налоговой вычет за 600 кв.м, необлагаемая налогом кадастровая стоимость) = 582365 руб. (налогооблагаемая база - налогооблагаемая кадастровая стоимость)

582365 руб. (налогооблагаемая база - налогооблагаемая кадастровая стоимость) X 0,3% (налоговая ставка) =1747 руб.

В налоговом уведомлении рассчитан земельный налог за налоговый период 2018г. в размере 1747 руб., с учетом уменьшения на величину кадастровой ’ стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

Кроме того в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указан налоговый вычет за 600 кв.м. - необлагаемая налогом кадастровая стоимость в размере 451446 руб., за каждый налоговый период соответственно.

Приведенные доводы ответчика об исправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельного участка и применить данные выводы, по аналогии, к земельному участку нельзя принимать во внимание так как согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной кадастровой оценке» при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Доказательств обращения административного ответчика с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости суду не представлено.

Таким образом, поскольку со стороны административного ответчика имеет место неуплата (несвоевременная уплата) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2018 г. в размере 17,66 руб., за 2017 г. в размере 97,87 руб., за 2016 г. в размере 45,21 руб., за 2015 г. в размере 278,47 руб.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 2 ст. 5 закона исчисление налога производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Положения ст. 75 НК РФ предусматривают, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии с указанными нормами действующего законодательства, Межрайонной ИФНС России по <адрес> были выставлены требования об уплате налога на земельный налог ФИО2 за 2015-2018 г. налоговые периоды.

Однако административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по оплате земельного налога.

Проверив расчет суммы недоимок и пеней, предоставленный истцом, суд считает его арифметически верным, ответчиком расчет не оспаривался.

Так как в добровольном порядке обязанность по уплате налога административным ответчиком исполнена не была, доказательств обратного представлено не было, требования административного истца о взысканиис ФИО2 суммы недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за период 2018 г. налог в размере 1747 руб., пени в размере 17,66 руб., за период 2017 г. налог в размере 1747 руб., пени в размере 97,87 руб., за период 2016 г. пени в размере 45,21 руб., за период 2015 г. пени в размере 278,47 руб., всего на общую сумму 3933 руб. 21 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, со ФИО4 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 69, 75, 357, 388, 391, 396 НК РФ, ст. ст. 1, 114, 286-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу государства сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за период 2018 г. налог в размере 1747 рублей, пени в размере 17 рублей 66 копеек, за период 2017 г. налог в размере 1747 рублей, пени в размере 97 рублей 87 копеек, за период 2016 г. пени в размере 45,21 рублей, за период 2015 г. пени в размере 278 рублей 47 копеек, всего - 3933 рублей 21 копейку.

Взыскать с ФИО2 в бюджет г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение составлено 29.01.2021 г.

Судья О.Б. Иванова