ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1230/2022 от 28.03.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

ул. Дзержинского, д. 235, г. Ставрополь, 355000,

тел./ факс 8(8652) 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru

________________________________________________________________

2а-1230/2022

26RS0003-01-2022-001055-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дубровской М.Г.,

при секретаре судебного заседания Мурсалове К.Л.,

с участием: представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района города Ставрополя Ишниязовой Ю.В., представителя административного ответчика Администрации города Ставрополя - Беляева С.И., представителя заинтересованного лица Комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Сидельниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», Комитету образования администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя, заинтересованное лицо Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя об обязании обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации системой охранной сигнализации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», Комитету образования администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя об обязании обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации системой охранной сигнализации.

В обоснование заявленных требований указал, что прокурорской проверкой исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» выявлены нарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона №35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В силу подпунктов «а, в» пункта 17, подпунктов «в, д» пункта 20, подпункта «а» пункта 25, а также пунктов 26, 27 и 43 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В отношении объектов (территорий) первой - третьей категории опасности осуществляются оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» указанный объект образования относится к третьей категории опасности.

Пунктом 5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

В нарушение вышеуказанных положений закона руководством МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», а также учредителем данной общеобразовательной организации - Комитетом образования администрации города Ставрополя не обеспечена оснащенность объекта образования системой охранной сигнализации.

Таким образом, нарушается право обучающихся, работников общеобразовательной организации, иных лиц, посещающих здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», на охрану их жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

В соответствии с пунктами 1, 7, 9, 10 Положения о Комитете образования администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет образования администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя с правами юридического лица и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции. Комитет является юридическим лицом и обладает всеми правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, печать, штампы, бланки со своим наименованием. Имущество Комитета является муниципальной собственностью города Ставрополя и закреплено за Комитетом на праве оперативного управления. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Комитет вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Из Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» следует, что функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Комитет образования администрации города Ставрополя. Источниками финансового обеспечения деятельности Учреждения являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> города Ставрополя руководителю МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.

Из ответа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» на представление прокуратуры района следует, что руководителем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» направлена заявка учредителю - в Комитет образования администрации города Ставрополя с приложением смет расходов на выделение из бюджета города Ставрополя денежных средств на оснащение объекта образования системой охранной сигнализации.

Согласно, ответа Комитета образования администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ ввиду ограниченности средств бюджета города Ставрополя в 2021 году денежные средства на приобретение охранных сигнализаций для нужд муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя (в том числе расположенных на территории <адрес> города Ставрополя) не выделялись.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры района Комитет образования администрации города Ставрополя сообщает, что денежные средства на финансирование работ по оснащению муниципальных учреждений образования системами охранной сигнализации в бюджете города Ставрополя на 2022 год не предусмотрены.

Таким образом, нарушения закона в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования до настоящего времени не устранены, денежные средства на вышеуказанные цели при формировании проекта бюджета города Ставрополя на 2022 год Администрацией города Ставрополя не планировались, Комитетом образования администрации города Ставрополя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» не выделялись.

Просил суд:

-признать незаконным бездействие Администрации города Ставрополя, Комитета образования администрации города Ставрополя, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», выразившееся в необеспечении в полной мере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации;

-обязать Администрацию города Ставрополя в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить Комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации;

-обязать Комитет образования администрации города Ставрополя в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации;

-обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации.

Представитель административного истца помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Ишниязова Ю.В. в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, просила суд, удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации города Ставрополя - Беляев С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения данного административного искового заявления, указал, что в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» комплекс мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации выполнен, путем заключения договора на охрану объекта с ЧОП, установления рамки металлоискателя и камер видеонаблюдения, что, по его мнению, и является охранной сигнализацией.

Представители административных ответчиков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», Комитета образования администрации города Ставрополя, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки суду неизвестны.

Определением суда без удаления в совещательную комнату, для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя.

Представитель заинтересованного лица Комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя - Сидельникова Т.А.в судебном заседании возражала против удовлетворения данного административного искового заявления, поддержав позицию представителя ответчика Администрации города Ставрополя - Беляева С.И.

Согласно требованиям ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

Пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации в том числе относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В силу пунктов 1, 3, 7 статьи 2 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Согласно пунктам 10, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основными задачами противодействия терроризму является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, выявление и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя».

В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В силу подпунктов «а, в» пункта 17, подпунктов «в, д» пункта 20, подпункта «а» пункта 25, а также пунктов 26, 27 и 43 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В отношении объектов (территорий) первой - третьей категории опасности осуществляются оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» указанный объект образования относится к третьей категории опасности.

Пунктом 5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

В нарушение вышеуказанных положений закона руководством МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», а также учредителем данной общеобразовательной организации - Комитетом образования администрации города Ставрополя не обеспечена оснащенность объекта образования системой охранной сигнализации.

В пункте 4 части 1 статьи 9 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

В соответствии с пунктами 1, 7, 9, 10 Положения о Комитете образования администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет образования администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя с правами юридического лица и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции. Комитет является юридическим лицом и обладает всеми правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, печать, штампы, бланки со своим наименованием. Имущество Комитета является муниципальной собственностью города Ставрополя и закреплено за Комитетом на праве оперативного управления. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Комитет вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» осуществляет Комитет образования администрации города Ставрополя. Источниками финансового обеспечения деятельности Учреждения являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя руководителю МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.

Из ответа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» на представление прокуратуры района следует, что руководителем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» направлена заявка учредителю - в Комитет образования администрации города Ставрополя с приложением смет расходов на выделение из бюджета города Ставрополя денежных средств на оснащение объекта образования системой охранной сигнализации.

В силу п.2 ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В силу ч.1 ст.154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено БК РФ, обеспечивают исполнение бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ за исх.27-30-2019/ в адрес и.о. руководителя Комитета образования администрации города Ставрополя прокуратурой <адрес> города Ставрополя направлено требование о предоставлении информации о том, выделялись ли учредителем общеобразовательных организаций бюджетные средства на приобретение охранных сигнализаций.

Согласно, ответа Комитета образования администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ ввиду ограниченности средств бюджета города Ставрополя в 2021 году денежные средства на приобретение охранных сигнализаций для нужд муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя (в том числе расположенных на территории <адрес> города Ставрополя) не выделялись.

ДД.ММ.ГГГГ за исх.1р-2021/20070026/11-22-20070026 в адрес и.о. руководителя Комитета образования администрации города Ставрополя прокуратурой <адрес> города Ставрополя направлено требование о предоставлении информации о том, выделялись ли учредителем общеобразовательных организаций бюджетные средства на приобретение охранных сигнализаций, а также предусмотрены ли бюджетные средства на указанные цели в бюджете на 2022 год)

ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры района Комитет образования администрации города Ставрополя сообщает, что денежные средства на финансирование работ по оснащению муниципальных учреждений образования системами охранной сигнализации в бюджете города Ставрополя на 2022 год не предусмотрены.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что нарушения закона в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования до настоящего времени не устранены, денежные средства на вышеуказанные цели при формировании проекта бюджета города Ставрополя на 2022 год Администрацией города Ставрополя не планировались, Комитетом образования администрации города Ставрополя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» не выделялись.

В связи с чем, суд находит требования административного иска прокурора <адрес> города Ставрополя законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку бездействие административных ответчиков, нарушает право обучающихся, работников общеобразовательной организации, иных лиц, посещающих здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», на охрану их жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Руководствуясь ст.ст.175-179,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», Комитету образования администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя, заинтересованное лицо Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя об обязании обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации системой охранной сигнализации, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ставрополя, Комитета образования администрации города Ставрополя,МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», выразившееся в необеспечении в полной мере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации.

Обязать Администрацию города Ставрополя в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить Комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации.

Обязать Комитет образования администрации города Ставрополя в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя», расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации.

Обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Ставрополя» в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенных по адресу: город Ставрополь, <адрес>, системой охранной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.Г. Дубровская

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

Судья подпись М.Г. Дубровская