ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1230/2023 от 16.08.2023 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1230/2023 (М-1058/2022)

УИД 42RS0037-01-2022-002093-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года город Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием секретаря судебного заседания Сидоренко Д.Ю., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного прокурора Юргинского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Военным прокурором Юргинского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц предъявлены требования административного иска о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на страницах которого размещены сведения, подлежащие отнесению к служебной тайне в области обороны на странице сайта: *** Требования административного искового заявления обоснованы тем, что на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: *** размещены сведения, составляющие служебную тайну в области обороны. Вход на Интернет-ресурс: *** является свободным, общедоступным, не требует предварительной регистрации, пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы, скачать информацию в электронном варианте может любой пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Интернет-ресурс, расположенный по адресу: *** в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится. Согласно информации, содержащейся в системе *** занят, сведения о наименовании и местонахождении владельца отсутствуют. Установить владельцев невозможно. Согласно п. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании п. 3 ст. 3.1 федерального закона от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе. В соответствии с п. 1 ст. 2 федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских формированиях и органах. В силу п. 41, 51, 52 Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденного приказом Министром обороны РФ от 17.01.2022 г. № 22, к служебной тайне отнесены: сведения, раскрывающие дислокацию объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил или военных объектов, за исключением особорежимных объектов РФ, особо важных воинских частей, воинских частей (организаций) Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента РФ, с указанием их действительных наименований (дислокационные списки) за Вооруженные Силы, стратегическое объединение; сведения, раскрывающие организационную структуру воинских частей и подчиненных подразделений без указания штатной численности личного состава по категориям и количества ВВСТ, за исключением воинских частей (организаций) Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации; сведения о воинских частях и учебных подразделениях, раскрывающие их действительное наименование, места дислокации, штатную, списочную численность личного состава и наличие ВВСТ, за исключением воинских частей (организаций) Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 10 федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее в тексте - Закон об информации) в Российской Федерации распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1, 2 ст. 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об информации запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе установленной федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Ограничение доступа к информации на странице сайта требуется для обеспечения обороны, безопасности государства (л.д. 2-6).

Представителем административного истца ФИО1 поддержаны в полном объеме требования административного иска по основаниям, изложенным в нем.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей: заинтересованного лица административного ответчика, извещенных о судебном разбирательстве (л.д. 120 и 164).

Законным представителем заинтересованного лица на стороне административного истца ФИО2 представлены пояснения в отношении иска о том, что процедура ограничения доступа к запрещенной информации определена ст. 15.1 федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В целях ограничения доступа к запрещенной информации Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором оператором связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. В соответствии с Требованиями к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденными приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 г. № 249, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 15.03.2018 г. за номером 50374, оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта в сети «Интеренет», где такая информация размещена, доменному имени сайта в сети «Интернет» или по сетевому адресу. Действующее законодательство РФ не содержит закрытого перечня информации, которая может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации решением суда. Ч. 6 ст. 10 Закона об информации установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная, административная ответственность. В соответствии с п. 41 и 51 перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17.01.2022 г. № 22, к служебной тайне отнесены сведения, раскрывающие дислокацию объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил или военных объектов, а также сведения, раскрывающие структуру воинских частей, подчиненных подразделений без указания штатной численности личного состава по категориям и количества вооружения, военной и специальной техники. Ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе установленной федеральным законом об обороне. Возможно признание информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенной на странице сайта с URL-адресом: *** (л.д. 116).

Представителем административного ответчика ФИО3 не признан административный иск по основаниям письменного возражения о том, что нет законных оснований для запрета на территории Российской Федерации распространять информацию, изложенную на странице ***. П. 1, 2 ст. 3 федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливают, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. На основании ч. 1 ст. 5 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации устанавливает, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. На основании ч. 6 ст. 10 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации устанавливает, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом ч. 1 ст. 7 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации устанавливает, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Из этих положений следует, что запрещается распространение только такой информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом не может запрещаться распространение информации, доступ к которой не ограничен (включая общеизвестные сведения). Сведения, раскрывающие дислокацию войсковой части ***, ее действительное наименование, а также организационную структуру, изложены в открытых источниках: нормативных правовых актах, принятых Министерством обороны Российской Федерации, в сведениях, изложенных на сайте этого государственного органа, а также на сайтах Президента Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, официальном печатном издании «Российская газета». Сведения, раскрывающие дислокацию войсковой части ***, ее действительное наименование, организационную структуру, из открытых источников общедоступны. За распространение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность, если получен доступ к информации не из-за исполнения служебных, профессиональных обязанностей. Ст. 13.14 КоАП РФ, на которую ссылается прокурор в административном иске, устанавливает, что ответственность наступает только за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, только лицами, получившими доступ к информации из-за исполнения служебных, профессиональных обязанностей. Суду недопустимо запрещать распространение такой информации, доступ к которой хотя ограничен федеральным законом для некоторых лиц, но которую распространило лицо, получившее к ней доступ не в связи с исполнением служебных обязанностей, информации, к которой доступ может получить любое лицо из нормативных актов, сведений, изложенных на сайте государственных органов и должностных лиц (л.д. 121).

Суд, выслушав представителя административного истца ФИО1, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.

Согласно скриншотам страницы сайта с URL-адресом: *** (л.д. 9-11).

Из перечня Роскомнадзора иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации к владельцу информационного ресурса: ru.wikipedia.org относится Викимедиа Фаундейшн, Инк./Wikimedia Foundation, Inc., привлеченная судом к участию в деле административным ответчиком (л.д. 53-54).

Согласно документам (л.д. 126-162), представленным административным ответчиком: текстам приказа Министра обороны РФ от 28.09.2009 г. № 1043 «О создании федеральных бюджетных учреждений в Сибирском военном округе», приказа Министра обороны РФ от 17.12.2011 г. № 2590 «О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», распечатанным интернет-страницам с сайтов: ***, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении нее сведения о войсковой части *** изложены в открытых источниках: нормативных правовых актах, принятых Министерством обороны Российской Федерации, в сведениях, указанных на сайте этого государственного органа, а также на сайтах Президента Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, официальном печатном издании «Российская газета».

В соответствии с требованием п. 2 ст. 3 федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами.

На основании п. 3 ст. 3.1 федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при ее наличии).

Учитывая предоставленные полномочия п. 3 ст. 3.1 вышеуказанного закона, Министр обороны в п. 41, 51 и 52 Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденного приказом от 17.01.2022 г. № 22, отнес к информации, составляющей служебную тайну в области обороны, сведения, раскрывающие дислокацию объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил или военных объектов, за исключением особорежимных объектов Российской Федерации, особо важных воинских частей, воинских частей (организаций) Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации, с указанием их действительных наименований (дислокационные списки) за Вооруженные Силы и стратегическое объединение; сведения, раскрывающие организационную структуру воинских частей и подчиненных подразделений без указания штатной численности личного состава по категориям и количества ВВСТ, за исключением воинских частей Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации; сведения о воинских частях и учебных подразделениях, раскрывающие их действительные наименования, места дислокации, штатную, списочную численность личного состава и наличие ВВСТ, за исключением воинских частей Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации.

Из представленных скриншотов страницы сайта с URL-адресом: *** следует, что на ней размещены сведения, раскрывающие дислокацию войсковой части ***, ее действительное наименование, а также организационную структуру без указания штатной численности личного состава по категориям и количества вооружения, военной и специальной техники, что относится к служебной тайне.

Согласно изложенным требованиям законодательства доступ к сведениям, отнесенным к служебной тайне, ограничен п. 3 ст. 3.1 федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», делегировавшим право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну, должностным лицам, указанным в нем.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 и ст. 17.13 настоящего Кодекса.

Довод возражения административного ответчика о недопустимости ограничения доступа к спорной информации из-за того, что ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена для лица, получившего доступ к информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей не принят, так как в ч.6 ст.10 Закона об информации условие для запрета распространения информации только обстоятельство существования ответственности независимо от субъекта, у которого она возникает.

Также необоснованный довод возражения административного ответчика о недопустимости запрещения к распространению информации, к которой доступ может получить любой из нормативных актов, сведений на сайтах государственных органов, поскольку информация о войсковой части *** согласно документам (л.д. 126-162), представленным административным ответчиком, изложена в открытых источниках: нормативных правовых актах, принятых Министерством обороны Российской Федерации, в сведениях, указанных на сайте этого государственного органа, а также на сайтах *** до приказа Министра обороны РФ от 17.01.2022 г. № 22 «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны», а также выполнение административным ответчиком требований законодательства не зависит от его несоблюдения либо соблюдения другими участниками правоотношений.

Настоящий административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку замедление исполнения решения суда, относящегося к основанию для ограничения доступа к странице вышеуказанного сайта, может причинить значительный ущерб публичным интересам, в силу ст. 188 и 265.5 КАС РФ суд полагает, что оно подлежит обращению к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу для включения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить в полном объеме административный иск Военного прокурора Юргинского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», раскрывающую дислокацию войсковой части ***, ее действительное наименование, а также организационную структуру без указания штатной численности личного состава по категориям и количества вооружения, военной и специальной техники, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ***

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу для включения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на него через Юргинский городской суд.

В окончательной форме мотивированное решение принято 30.08.2023 г.

Председательствующий Е.С. Тимофеева