ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1233/19 от 29.05.2019 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рязань 29 мая 2019 г.

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Жаворонковой О.Н.,

при секретаре Суховой Т.А.,

с участием административного истца помощника прокурора Советского района г. Рязани Тюриной Ю.В.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № от 25.12.2018, срок действия доверенности по 31.12.2019, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Рязани о признании недействующим постановления администрации города Рязани от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г. Рязани о признании незаконным нормативно правового акта. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка правомерности издания постановления от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань» и другим вопросам, в ходе которой установлено, что указанным постановлением изменен муниципальный маршрут регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань, инициатором принятия которого является уполномоченный орган на осуществление функций в сфере транспортного обслуживания населения - управление транспорта администрации г. Рязани. Указанным постановлением в характеристики муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2 и № 47аМ2 внесены изменения в столбцы «Виды ТС и классы ТС, которые используются для перевозок по маршруту, максимальное количество ТС каждого класса», согласно которым произошло изменение количества ТС малого и среднего классов с 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019, в пользу их увеличения, с последующим внесением управлением транспорта администрации г. Рязани соответствующих изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - город Рязань. Уполномоченным органом, несмотря на то, что он ранее обращался в Арбитражный суд Рязанской области с заявлениями о прекращении действия выданных перевозчикам ООО «Рязаньтрансавто XІІ», ООО «Рязаньтрансавто X», ООО «Рязаньтрансавто ІX» свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2 и № 47аМ2, соответственно, проведено комиссионное обследование участков улично-дорожной сети по пути следования подвижного состава среднего класса, обслуживающих муниципальные маршруты регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2 и № 47аМ2, по результатам которого 25.09.2018 составлен акт, согласно которому движение автобусов городского пассажирского транспорта среднего класса по обследованным участкам возможно. При этом, выводов о возможности увеличения ТС малого класса не имеется, что противоречит положениям постановления администрации г. Рязани от 12.12.2016 № 5463 «Об утверждении требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». После принятия администрацией г. Рязани постановления от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань» и поступивших 28.09.2018 на имя начальника управления транспорта заявлений перевозчиков «Рязаньтрансавто XІІ», ООО «Рязаньтрансавто X», ООО «Рязаньтрансавто ІX» в нарушение требования закона Управлением транспорта администрации г. Рязани было принято решение о выдаче новых свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок сроком на 5 лет (дата начала действия свидетельств и карт маршрута 28.09.2018, дата окончания действия - 27.09.2018) без проведения открытого конкурса, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам муниципального образования - город Рязань, чем нарушена ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, 25.09.2018 в состав комиссии по обследованию маршрутов регулярных перевозок среди прочих вошел главный специалист сектора организации и безопасности дорожного движения отдела дорожного хозяйства управления благоустройства города администрации г. Рязани ФИО5, однако, указанное должностное лицо не было уполномочено по составлению на 25.09.2018 принимать участие в составе комиссии, поскольку было введено в него позже на основании постановления администрации г. Рязани от 04.10.2018 № 3901. Обуславливая обращение прокурора в суд необходимостью защитить права и интересы граждан, которые находятся и смогут находиться на территории города Рязани. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться впоследствии, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, прокурор просил признать незаконным постановление администрации города Рязани от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань».

В ходе рассмотрения дела помощник прокурора дополнительно сослалась на отсутствие опубликования оспариваемого нормативного правового акта, уточнила заявленные требования, просила признать недействующим постановление администрации города Рязани от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань».

В судебном заседании административный истец заявленный административный иск поддержала полностью с учетом его уточнения.

Представитель административного ответчика административный иск прокурора не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела. Дополнительно указала, что административный ответчик не считает постановление от 27.09.2018 № 3820 нормативным правовым актом, поскольку не распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

В силу ч.ч. 8 - 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно требованиям ст.ст. 39, 208 КАС РФ, в том числе прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части, если полагает, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, в том числе в соответствии со ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает по соответствующим вопросам постановления местной администрации.

На основании пп. «р» п. 3 ч. 1 ст. 39 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, принятого Решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 № <данные изъяты> (далее - Устав), к полномочиям администрации города Рязани в лице ее органов и подразделений относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в том числе администрация города является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, а глава администрации города на основании ст. 41 Устава издает постановления администрации по вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что администрацией г. Рязани было принято постановление от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань», которым внесены изменения в характеристики указанных муниципальных маршрутов регулярных перевозок в столбце «Виды ТС и классы ТС, которые используются для перевозок по маршрутам, максимальное количество ТС каждого класса», а именно:

маршрут регулярных перевозок № 41аМ2 - слова «Автобус малый класс: на 11.01.2017 - 10 ед., на 31.12.2017 - 4 ед., на 31.12.2018 - 1 ед., на 31.12.2019 0 ед., средний класс: 11.01.2017 - 0 ед., на 31.12.2017 - 2 ед., на 31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 4 ед.» заменены словами «Автобус малый класс: на 31.12.2017 9 ед., на 31.12.2018 - 9 ед., на 31.12.2019 - 0 ед., средний класс: на 31.12.2017 - 6 ед., на 31.12.2018 - 6 ед., на 31.12.2019 - 6 ед.»,

маршрут регулярных перевозок № 47М2 - слова «Автобус малый класс: на 11.01.2017 - 20 ед., на 31.12.2017 - 11 ед., на 31.12.2018 5 ед., на 31.12.2019 - 0 ед., средний класс: на 11.01.2017 - 0 ед., на 31.12.2017 - 3 ед., на 31.12.2018 - 5 ед., на 31.12.2019 - 7 ед.» заменены словами «Автобус малый класс: на 31.12.2017 -14 ед., на 31.12.2018 - 14 ед., на 31.12.2019 - 0 ед., средний класс: на 31.12.2017 - 6 ед., на 31.12.2018 - 6 ед., на 31.12.2019 - 20 ед.»,

маршрут регулярных перевозок № 47аМ2 - слова «Автобус малый класс: на 11.01.2017 - 12 ед., на 31.12.2017 - 6 ед., на 31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 - 0 ед., средний класс: на 11.01.2017 - 0 ед., на 31.12.2017 - 2 ед., на31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 4 ед.» заменены словами «Автобус малый класс: на 31.12.2017 - 14 ед., на 31.12.2018 - 14 ед., на 31.12.2019 0 ед., средний класс: на 31.12.2017 - 6 ед., на 31.12.2018 - 6 ед., на 31.12.2019 - 6 ед.».

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

Вопреки утверждению представителя административного ответчика оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку им изменены муниципальные маршруты регулярных перевозок, на что прямо указано в наименовании оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 1 ст. 50 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области (далее - Устав муниципального образования) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В силу ч. 1 ст. 51 Устава муниципального образования муниципальный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина должен быть опубликован в течение десяти дней с момента его подписания, если иной срок не установлен действующим законодательством или не указан в самом тексте правового акта.

Под официальным опубликованием понимается публикация текста муниципального правового акта, заверенного должным образом, по поручению органа (должностного лица), принявшего (издавшего) муниципальный правовой акт (ч. 2 ст. 51 Устава муниципального образования). При этом, в силу ч. 3 ст. 51 Устава муниципального образования официальным опубликованием нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина,считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации, учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, либо в ином средстве массовой информации, определенном главой муниципального образования в целях официального опубликования.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в газете «Рязанские ведомости».

Выясняя в соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В судебном заседании бесспорно установлено, что официального опубликования оспариваемого постановления осуществлено не было, в связи с чем нарушен порядок принятия нормативного акта и ввиду отсутствия официального опубликования в силу не вступил и не может применяться.

Из объяснений административного ответчика следует, что оспариваемое постановление фактически на территории муниципального образования применяется, в связи с чем требуется признание его судом недействующим.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, что является основанием для признания его недействующим с момента принятия в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты в любом случае не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 1.5 постановления администрации г. Рязани от 12.12.2016 № 5463 «Об утверждении требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» (далее - постановление № 5463) количество и пассажировместимость выходящих на линию транспортных средств по каждому муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г. Рязани должны соответствовать Приложению № 1 к настоящим требованиям.

Так, согласно данному приложению на муниципальных маршрутах регулярных перевозок установлено максимальное количество автобусов, используемых для осуществления регулярных перевозок по маршруту:

- № 41аМ2 «Автобус малый класс: на момент выдачи свидетельства - 10 ед., на 31.12.2017 - 4 ед., на 31.12.2018 - 1 ед., на 31.12.2019 - 0 ед.», «Автобус средний класс: на момент выдачи свидетельства - 0 ед., на 31.12.2017 - 2 ед., на 31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 - 4 ед.»;

- № 47М2 «Автобус малый класс: на момент выдачи свидетельства - 20 ед., на 31.12.2017 - 11 ед., на 31.12.2018 - 5 ед., на 31.12.2019 - 0 ед.», «Автобус средний класс: на момент выдачи свидетельства - 0 ед., на 31.12.2017 - 3 ед., на 31.12.2018 - 5 ед., на 31.12.2019 - 7 ед.»;

- № 47аМ2 «Автобус малый класс: на момент выдачи свидетельства - 12 ед., на 31.12.2017 - 6 ед., на 31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 - 0 ед.», «Автобус средний класс: на момент выдачи свидетельства - 0 ед., на 31.12.2017 - 2 ед., на 31.12.2018 - 3 ед., на 31.12.2019 - 4 ед.».

Из анализа данного положения следует, что предусмотрен поэтапный переход к 31.12.2019 на использование автобусов среднего класса.

При указанных обстоятельствах, принятие оспариваемого постановления, внесшего изменения в количественный состав транспортных средств малого класса с 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019 вступает в противоречие с постановлением № 5463, принятым в соответствии сч. 4 ст. 17 ФЗ № 220-ФЗ, в которое в установленном порядке изменения внесены не были.

Ссылка прокурора на обращение управления транспорта администрации г. Рязани в Арбитражный суд Рязанской области с заявлениями о прекращении действия выданных перевозчикам ООО «Рязаньтрансавто XІІ», ООО «Рязаньтрансавто X», ООО «Рязаньтрансавто ІX» свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2 и № 47аМ2 соответственно, нарушение порядка выдачи перевозчикам свидетельств и карт маршрутов правового значения не имеет, поскольку относится к порядку реализации оспариваемого постановления, что в рамках рассматриваемого дела не подлежит судебной проверке.

Также вопреки утверждению прокурора суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции ответчика.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право прокурора, в пределах своей компетенции, на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим закреплено в ч. 3 ст. 208 КАС РФ.

Настоящее обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защитить права и интересы граждан, которые находятся и смогут находиться на территории города Рязани. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться впоследствии невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

Изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок в части изменения видов и классов транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту, влияет на пассажировместимость и безопасность дорожного движения, что, как следует из объяснений представителя административного ответчика, до принятия оспариваемого постановления не проверялось, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, использующих общественный транспорт по указанным маршрутам на безопасное транспортное обслуживание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Рязани о признании недействующим постановления администрации города Рязани от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань» - удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации города Рязани от 27.09.2018 № 3820 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 41аМ2, № 47М2, № 47аМ2 на территории муниципального образования - город Рязань» с момента его принятия.

Возложить на администрацию города Рязани обязанность опубликовать в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщение о его принятии в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья.