Дело № 2а-1234/21
УИД 25RS0002-01-2021-000646-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2021 года <...>
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., с участием секретаря Севостьяновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона Тихоокеанского флота о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
военный прокурор 304 военной прокуратуры гарнизона Тихоокеанского флота обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте с URL адресом: <...>, на которой неустановленными лицами размещена информация о свободной и доступной продаже свидетельства о рождении, а также контактная информация по вопросам приобретения и оформления данного документа. Доступ на указанную интернет-страницу свободный, ознакомиться с содержанием этого информационного ресурса, скопировать материалы в электронном варианте может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях. Информация, указанная на названной интернет-странице, провоцирует граждан на незаконное получение указанных документов с возможным использованием в корыстных целях. На дату проверки указатель интернет-сайта отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Проведенными надзорными мероприятиями установить владельца указанного интернет-сайта, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не представилось возможным. С учетом этого, просит признать информацию интернет-страницы о способах приобретения поддельного свидетельства о рождении, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <...>, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона ФИО6 поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица, также указал, что по состоянию на дата сетевой адрес <...> не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 3. Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее - Правила), формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 5 Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения судов, решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, 304 ФИО4 прокуратурой гарнизона проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в результате которого выявлена интернет-страница, содержащая информацию ограниченного доступа.
Так, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц создана интернет-страница по адресу: <...>, на которой неустановленными лицами размещена информация о свободной и доступной продаже свидетельства о рождении, а также контактная информация по вопросам приобретения и оформления данного документа.
Доступ на указанную интернет-страницу свободный, ознакомиться с содержанием этого информационного ресурса, скопировать материалы в электронном варианте может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях.
Информация, указанная на названной интернет-странице, провоцирует граждан на незаконное получение указанных документов с возможным использованием в корыстных целях.В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и изданных в его развитие пп. «е» и «ж» п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата№, одним из документов, удостоверяющих гражданство, является свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения) или с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).
Кроме того, в силу п. 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, одним из документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, необходимых для осуществления регистрационного учета, является свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста.
Также, согласно п. 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, одним из документов, необходимых для получения паспорта, является свидетельство о рождении.
Помимо вышеуказанного, свидетельство о рождении является документом, необходимым для совершения юридически значимых действий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Свидетельство о рождении как документ предусмотрен ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а его форма утверждена приказом Минюста России от 13.08.2018 № 167.
В соответствии с п. 8 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2018 № 307 (далее – Административный регламент) одним из видов государственной услуги является - государственная регистрация акта гражданского состояния - рождения, включая выдачу повторных свидетельств (справок), иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
Согласно п. 72 Административного регламента, предоставление государственной услуги по государственной регистрации рождения (далее - государственная услуга по регистрации рождения) включает в себя следующие административные процедуры: 1) проверка представленных заявителями (заявителем) документов на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации рождения; 2) внесение сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о рождении (поданного в письменном виде или в устной форме) в соответствии с представленными документами; 3) составление и оформление записи акта о рождении; 4) составление и оформление свидетельства о рождении; 5) учет и выдача свидетельства о рождении; 6) составление, оформление, учет и выдача справки о рождении.
Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что органами, предоставляющими государственную услугу, являются: органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территории которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ и наделенные законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Других законных способов оформления и выдачи свидетельства о рождении, кроме как указанных выше, не имеется.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сети Интернет, а именно к интернет-странице с адресом: <...>, содержащей сведения о свободной и доступной продаже свидетельства о рождении - официального документа, за изготовление которого законодательством предусмотрена уголовная либо административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
По состоянию на дату рассмотрения дела сетевой адрес <...> не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Cогласно информации, представленной ОП № 4 УМВД России по г. Владивостоку, установить владельца сайта <...><...> не представилось возможным.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС ПФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона Тихоокеанского флота о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию интернет-страницы о способах приобретения поддельного свидетельства о рождении, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <...>, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 15.03.2021.
Судья Т.А. Михайлова