К делу №2а-39/2021
23RS0015-01-2020-001706-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск « 10» августа 2021 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Квитовской В.А.,
при секретаре Роженко М.А.,
с участием заместителя Ейского межрайонного прокурора Верцинского Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИП Стражев А.И., ИП Егоров В.И. к Администрации Ейского городского поселения Ейского района, заинтересованные лица – Ейская межрайонная прокуратура, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л :
ИП Стражев А.И., ИП Егоров В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением, и с учетом уточнения требований просили признать недействующим со дня принятия Постановление от 20.01.2020 г. № 30 администрации Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района».
В судебном заседании представитель административных истцов, действующий на основании доверенности Гуськов А.А. пояснил, что 05.12.2019 года на официальном сайте администрации Ейского городского поселения был опубликован проект Постановления Администрации Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района». Приложениями к указанному постановлению являются: Порядок организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района (приложение № 1) и шкала для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района (приложение № 2 Шкала).
Представитель административных истцов полагает, что администрацией Ейского городского поселения нарушен порядок введения указанных нормативных правовых актов в действие в части правил опубликования проекта и проведения антикоррупционной экспертизы.
Также представитель административных истцов указал, что в проекте, размещенном на сайте администрации в приложении №2 отсутствует п. 4.2 «Наличие договора лизинга о приобретении транспортных средств в количестве не менее 50% подвижного состава, необходимого для обслуживания лота». В отношении указанного пункта приложения антикоррупционная экспертиза не проводилась. Считает, что Администрация, введя в шкалу п. 4.2 «Наличие договора лизинга о приобретении транспортных средств в количестве не менее 50% подвижного состава, необходимого для обслуживания лота», с присвоением на этот параметр заведомо высоких баллов, превышающих количество баллов по остальным критериям, создает явное необоснованное конкурентное преимущество участников конкурса имеющего договор лизинга, не отвечает целям и задачам открытого конкурса, ограничивает права других участников, не предлагающих в конкурсной заявке именно такие транспортные средства.
В шкале для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района содержатся критерии, противоречащие требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ», а именно п. 2.2., 2.3 Шкалы порядок присвоения баллов по критериям «Наличие жалоб потребителей на качество услуг, предоставленных перевозчикам в течение трех лет, предшествующих дате размещения извещения», «Невыполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества требований законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно п. 5.4 Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района, претендент на участие в конкурсе не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случаях: непредставления документов и сведений, определенных конкурсной документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия требованиям, предъявляемым к участнику конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с настоящим Порядком; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. Включение указанных пунктов в Порядок организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок», по мнению представителя, является нарушением ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ, содержащего исчерпывающий перечень требований к участникам открытого конкурса, в связи с чем, комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по КК администрации Ейского городского поселения Ейского района выдано предписание об аннулировании конкурса и внесении изменений в п. 5.4 Порядка.
Также, по мнению представителя административных истцов, порядком не предусмотрена возможность принятия участником конкурса на себя обязательств по приобретению транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, в сроки, определенные конкурсной документацией, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ.
Пункт 12.1 Порядка содержит требование о необходимости в течении десяти дней со дня подтверждения победителем конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе, для чего проводится акт осмотра транспортных средств с подписанием соответствующего акта. Представитель полагает. Указанное требование исключает возможность участия в конкурсе перевозчиков, которые готовы приобрести транспортные средства, в сроки определенные конкурсной документацией, чем создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок пассажирских перевозок.
Кроме того, как полагает представитель административных истцов в нарушении ФЗ от 17.07.2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а так же Закона Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 года «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», в отношении оспариваемых нормативных актов не проведена оценка регулирующего воздействия.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует ФЗ от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральному закону от 17.07.2009 года № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов», Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, Закону Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 г. «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Ейского городского поселения Ейского района, Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, представитель административных истцов просит признать постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района № 30 от 20.01.2020 года недействующим со дня его принятия.
Представитель административного ответчика – администрации Ейского городского поселения Ейского района, действующий на основании доверенности Барави М.М. исковые требования не признает и пояснил, что проект постановления администрация Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района» 05.12.2019 года был размещен на антикоррупционную экспертизу на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района.Действие норм, предусмотренных частью 6 статьи 7, части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяется на муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые администрацией Ейского городского поселения Ейского района, т.к. в соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1254-КЗ «О преобразовании муниципального образования город Ейск», уставом Ейского городского поселения Ейского района Ейское городское поселения Ейского района город Ейск наделен статусом городского поселения. В тоже время законодатель не устанавливает обязательность проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов муниципальных правовых актов городских поселений.
Шкала для оценки критерием установлена приложением № 2 к обжалуемому постановлению.Предусматривая в пунктах 2.2, 2.3, 4.2 приложения № 2 критерии для претендентов, подтверждающие отсутствие жалоб, выполнение требований действующего законодательства, наличие договора лизинга, не устанавливает дополнительных или завышенных требований к участникам конкурса и не ограничивает их право на участие в конкурсе, не является основанием для не допуска к участию в конкурсе, отклонению заявки на участие в конкурсе. Данные критерии оценки и сопоставления заявок в равной степени распространяются на всех участников конкурса, право на участие в конкурсе не ограничивают, не создают иных необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности.
Представитель административного ответчика считает, что Шкала для оценки критериев, утверждённая приложением № 2 к постановлению, не противоречит общим требованиям к участникам открытого конкурса и критериям оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, предусмотренным частью 1 статьи 23 и частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, и данные критерии направлены, в том числе на обеспечение наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укрепление транспортной дисциплины, удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных пассажирских перевозках, развитие конкуренции между перевозчиками и повышение качества обслуживания. Критерий о наличии договора лизинга расширяет круг лиц для участия в конкурсе.
Предусмотренные в пункте 5.4 Порядка основания для не допуска претендента к участию в конкурсе (непредставление документов и сведений, определенных конкурсной документацией, либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие требованиям, предъявляемым к участнику конкурса, установленным конкурсной документацией; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации), не противоречат положениям статьи 23 Закона № 223-ФЗ, принимая во внимание, что названная норма не регулирует процедуру подачи и рассмотрения заявок. Закон № 223-ФЗ не содержит положений, указывающих на запрет отклонения конкурсной комиссией заявки на участие в конкурсе в случае, если участник, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или заявка не соответствует требованиям конкурсной документации.
В тоже время абзац 2 пункта 12.1, абзацы 3, 4 пункта 12.1.1 приложения № 1 не противоречат пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ.Частями 9 и 10 статьи 24 Федерального закона 220-ФЗ предусмотрена обязанность победителя конкурса (либо, если победитель отказался, участника, занявшего второе место) подтвердить наличие у него на правесобственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.В соответствии с частью 11 статьи 24 Федерального закона 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
В декабре 2019 года в отношении проекта постановления была проведена антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Ейского городского поселения Ейского района, утверждённым постановлением администрации Ейского городского поселения от 17 августа 2011 года № 365.
Проект постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района» 5 декабря 2019 года был размещен на антикоррупционную экспертизу на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района в разделе «Документы» в подразделе «Проекты и заключения муниципальных НПА для проведения антикоррупционной экспертизы».Как следует из заключения Ейской межрайонной прокуратуры от 25 декабря 2019 года проект нормативного правового акта соответствует требованиям юридической технике. Внутренние противоречия норм в указанном проекте нормативного правового акта не имеются.Не соответствующие требованиям действующего законодательства были установлены пункт 3.5 раздела 3 проекта (не указан способ уведомления и сроки уведомления членов конкурсной комиссии); пункт 4.1 раздела 4 проекта (не определены сроки публикации информации); пункт 12.8 раздела 8 (не определены функции и кем присваивается статус члена конкурсной комиссии «заместитель председателя» и «секретарь»). Замечания Ейской межрайонной прокуратуры были учтены при принятии правового акта.
Представитель административного ответчика отметил, что административные истцы не являются действующими (и не являлись ранее) перевозчиками по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в городе Ейске, а также не являлись даже претендентами и участниками конкурсов, проводимых на основании оспариваемого ими правового акта. В связи с чем, права индивидуальных предпринимателей Стражева и Егорова Постановлением администрации города Ейска № 30 не нарушены.
Представитель т/л Управления ФАС по Краснодарскому краю, в судебное заседание, будучи надлежаще уведомленным о дне и месте судебного заседания не явился, согласно представленного отзыва, оставил принятие решения по исковым требованиям на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагающего, что нарушений норм действующего законодательства в обжалуемом нормативно-правовом акте не имеется, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В соответствии со ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Проверяя полномочия администрации Ейского городского поселения Ейского района на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст.). Следовательно, административный ответчик – администрация Ейского городского поселения Ейского района является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного акта.
05.12.2019 года на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района размещен Проект постановления администрация Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района».
Приложениями к постановлению являются: Порядок организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района (приложение № 1) и шкала для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района (приложение № 2 Шкала)
Заключением Ейской межрайонной прокуратуры от 25 декабря 2019 года проект нормативного правового акта признан соответствующим требованиям юридической технике. Внутренние противоречия норм в указанном проекте нормативного правового акта не имеются.
Постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 20 января 2020 года № 30 «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района» вступало в силу со дня его обнародования, то есть в период с 20 января по 29 января 2020 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Согласно ч. 2 ст. 24 указанного ФЗ № 220, форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ определены критерии, по которым проводится оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе. В соответствии с частью 4 указанной статьи Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом на принятие нормативного правового акта в области регулирования правоотношений, связанных с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, которым в качестве одного из критериев для сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе предусмотрены технические характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, в объеме обязательного (минимального) перечня, установленного ФЗ от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, а также в объеме дополнительных технических характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, а также вправе установить шкалу (систему чисел) для оценки обязательных (минимальных) и дополнительно установленных технических характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, в зависимости от местных условий.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3931-КЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", уполномоченный орган местного самоуправления в том числе устанавливает шкалу для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
Приложение № 2 к Постановлению администрации Ейского городского поселения Ейского района № 30 от 20.01.2020 года «Шкала для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения», в части указания в качестве критериев отсутствие жалоб, выполнение требований действующего законодательства, наличие договора лизинга, не устанавливает дополнительных или завышенных требований к участникам конкурса и не ограничивает их право на участие в конкурсе, не является основанием для не допуска к участию в конкурсе, отклонению заявки на участие в конкурсе. Данные критерии оценки в равной степени распространяются на всех участников конкурса и направлены на обеспечение наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укрепление транспортной дисциплины, безопасных пассажирских перевозках, развитие конкуренции между перевозчиками и повышение качества обслуживания.
Пунктом 5.4 Приложения №1 Порядок проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района, предусмотрено, что претендент на участие в конкурсе не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случаях: непредставления документов и сведений, определенных конкурсной документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия требованиям, предъявляемым к участнику конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с настоящим Порядком; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В соответствии с ч.3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ) отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (ст. 14-15) и нерегулируемым ( ст. 17-20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам ( статьи 21-24).
Требования предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.
Частью 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ч.4 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами Федерального законодательства, правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных ч.4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона № 26.07.2006 г. № 135 ФЗ «О конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам ( п.2); создание дискриминационных условий (п.8).
В соответствии с п.п.8, 17 ст. 4 Федерального закона № 26.07.2006 г. № 135 ФЗ «О конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; признаки ограничения конкуренции, выражаются, в том числе в установление органами местного самоуправления, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, закрепляя в ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ конкретные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе руководствуется такими принципами организации транспортного обслуживания населения, как обеспечение безопасности при выполнении перевозок пассажиров, доступность транспортных услуг для населения, качественное транспортное обслуживание населения.
Следовательно, из системного толкования части 1 статьи 23 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены не только в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, но и в случае несоответствия заявки конкурсной документации; действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, в связи с чем, администрация Ейского городского поселения Ейского района в пределах своей компетенции вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска претендентов к участию в конкурсе и оценку его участников; пункт 5.4 оспариваемого Порядка не содержат иные требования к участникам открытого конкурса, чем это предусмотрено частью 1 статьи 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, а лишь предусматривают случаи, при которых при рассмотрении заявок на участие в конкурсе претендент не допускается к участию в конкурсе.
Подпунктом 2 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, а именно принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определённые конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе
В подпункте 6 пункта 8.3 Порядка указано, что заявление о принятии на себя обязательств в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренной его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Указанные требования порядка соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ-220, по которому к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 4.2 Приложения № 2 к критериям заявок на участие в открытом конкурсе отнесено наличие договора лизинга о приобретении транспортных средств в количестве не менее 50% подвижного состава, необходимых для обслуживания лота.
Административный истец полагает, что данным пунктом перевозчики поставлены администрацией в неравное положение, так как данному критерию присвоен наибольший балл и участник имеющий договор лизинга ставится в наилучшие условия с участниками, имеющими новые транспортные средства.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 24 Закона № 220-ФЗ, к числу критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе относятся влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
Порядком установлен количественный состав транспорта, необходимый для качественного обслуживания населения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12.1, абзацами 3 и 4 пункта 12.1.1 Порядка, победитель (единственный участник) конкурса должен подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе. Отказ в предоставлении транспортных средств является основанием для отказа в выдаче свидетельства.
Данное положение соответствует ч.5 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, согласно которой по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе; ч. 10 и 11 ст. 24 Закона № 220-ФЗ, устанавливающих, что если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса. Порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
Следовательно, положения пунктов 12.1 и 12.1.1 соответствуют нормам Закона № 220-ФЗ.
Таким образом, суд считает, что обжалуемое Постановление принято администрацией Ейского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, в отношении данных правовых актов соблюдена процедура введения в действие, они доведения до сведения неограниченного круга лиц путем опубликования в электронном средстве массовой информации.
Утверждение представителя административного истца о том, что одним из оснований признания недействующими обжалуемых нормативных правовых актов является отсутствие оценки регулирующего воздействия, суд считает не соответствующим требованиям, предъявляемым законодателем к Нормативным правовым актам, так как на муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые городскими и сельскими поселениями, каковым согласно Устава является Ейское городское поселение, действия ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не распространяются.
Кроме того, положения п.3 ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 года «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», устанавливающие, что порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов действует для иных муниципальных образований Краснодарского края утратил силу в связи с принятием Закон Краснодарского края от 04.04.2016 N 3365-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов" (принят ЗС КК 23.03.2016).
Так же суд критически относится к доводам административного истца о том, что комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по КК администрации Ейского городского поселения Ейского района выдано предписание № 023/10/18.1-1986/2020 от 29.04.2020 года и решение № 023/10/18.1-1986/2020 от 29.04.2020 года об аннулировании конкурса и внесении изменений в п. 5.4 Порядка как противоречащего ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ, поскольку в соответствии с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 года решение № 023/10/18.1-1986/2020 от 29.04.2020 года и предписание № 023/10/18.1-1986/2020 от 29.04.2020 года принятые УФАС России по Краснодарскому краю признаны недействительными ( т. № 1 л.д. 168-173), в соответствии с постановлением пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 года решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 года оставлено без изменения, в соответствии с постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2021 года решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 года и постановление Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 года по делу № А32-21954/2020 оставлены без изменения.
При таких обстоятельствах, суд считает что обжалуемый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, не препятствует в заключении муниципального контракта и не создает для кого-либо необоснованных преимуществ или дискриминационных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИП Стражев А.И., ИП Егоров В.И. к администрации Ейского городского поселения Ейского района о признании недействующим со дня принятия Постановления №30 от 20.01.2020 г. администрации Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2021 года.
Председательствующий: