ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1235/2016 от 25.10.2016 Зимовниковского районного суда (Ростовская область)

дело № 2а-1235/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года с. Дубовское

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе :

председательствующего судьи Ревенко Р.В.

при секретаре Войцеховской С.П.

с участием :

административного истца ФИО1

представителя административного истца ФИО2

административного ответчика Председателя Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Главы <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Председателю Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Главе <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО3 о признании действия (бездействия) Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения незаконными, о признании незаконным решения Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л :

Административный иск ФИО1 к Собранию депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Председателю Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Главе <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО3 о признании действия (бездействия) Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения незаконными, о признании незаконным решения Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ мотивирован тем, что решением Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истец была досрочно лишена полномочий в связи с тем, что ею не были предоставлены сведения о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей не позднее 1 апреля текущего года.

Истец не согласна с досрочным лишением ее полномочий, т.к. она не была уведомлена о сроках, форме, месте и органе подачи данных сведений. Публичного уведомления на сайте <адрес> сельского поселения не было. Истец узнала о том, что была обязана предоставить такие сведения на заседании Собрания депутатов <адрес> поселения ДД.ММ.ГГГГ. На этом заседании решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов <адрес> сельского поселения по 9 одномандатному округ ФИО1, по 10 одномандатному округу В. принято не было, т.к. депутаты воздержались единогласно. Вопрос о том, что истцу продлены сроки подачи декларации на данном собрании не ставился. Форма, сроки и место подачи сведений установлены не были. Пунктом 3 ст. 36 Устава <адрес> сельского поселения предусмотрено, что депутат Собрания депутатов <адрес> сельского поселения обеспечивается принятыми им документами; документами и иными информационными материалами, официально направляемыми в представительные органы муниципальных образований органами государственной власти; а также другими информационными и справочными материалами.

Комитетом ГосДумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления руководителям советов муниципальных образований субъектов РФ было направлено информационное письмо с разъяснениями об изменениях в отдельных законодательных актах, внесенных ФЗ от 15.11.2015 года № 303. Данное письмо и другие разъяснения изменений законодательства истцу и депутатам не представлено и не рассматривалось.

Согласно п. 2 ст. 35 Устава <адрес> сельского поселения депутату Собрания депутатов <адрес> поселения обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

На заседаниях Собрания депутатов <адрес> поселения изменения в законодательстве в связи с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривались и не обсуждались, информация на официальном сайте о необходимости подачи, сроках и месте предоставления депутатами указанных выше сведений отсутствовала, в Регламент и Устав депутатами Собрания депутатов <адрес> поселения изменения о порядке предоставления и сроках подачи сведений, месте, об ответственности, о порядке досрочного прекращения полномочий депутатами в связи с непредставлением сведений, не вносились.

Таким образом, по мнению истца нарушено ее право на осуществление закрепленных за депутатом полномочий в соответствии с Уставом; нарушено ее право на равноправное получение информации в связи с изменениями законодательства среди депутатов <адрес> сельского поселения; нарушено ее право на предоставление сведений в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; нарушено ее право на досрочное лишение полномочий в соответствии с процедурой Устава и Регламента по основаниям, связанным с непредоставлением сведений.

ДД.ММ.ГГГГ голосование по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов <адрес> поселения ФИО1 и В. было тайным. Во время оглашения результатов голосования председательствующий Собрания депутатов ФИО3 перебил председателя комиссии Д. и не дал полностью огласить результаты. Согласно протокола результаты голосования следующие: "за" - 4, "против" - 3, "воздержалось" - 3. Таким образом, решение не принято, т.к. за него не проголосовало большинство от установленной численности депутатов.

На основании изложенного ФИО1 с учетом уточненных требований просит суд признать незаконными действия Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с отсутствием факта уведомления истца о необходимости подачи сведений о доходах в орган представительной власти; признать незаконным и недействительным решение Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить упущенные сроки на предоставление сведений о доходах истца, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ и Уставом <адрес> сельского поселения.

В судебном заседании ФИО1 поддержала свои требования, просила их удовлетворить, пояснив что решение Собрания депутатов <адрес> поселения является незаконным, т.к. большинство депутатов за него не проголосовало. Она не предоставила сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, т.к. не была уведомлена председателем Собрания депутатов <адрес> сельского поселения о сроках подачи таких сведений, необходимости их подачи, форме и органе их подачи.

Ее представитель ФИО2 в судебном заседании поддержала административный иск ФИО1, просила его удовлетворить.

Председатель Собрания Депутатов <адрес> сельского поселения и Глава <адрес> сельского поселения ФИО3 в судебном заседании возражал против административного иска ФИО1, просил отказать в его удовлетворении. Он пояснил, что ФИО1 была уведомлена о необходимости сдачи сведений о доходах. Депутат должен сам знать о сдаче сведений, из 10 депутатов не сдали сведения только 2: ФИО1 и В. Остальные 8 депутатов сдали сведения о доходах в установленные сроки. Об этом ему доложила специалист по кадровой работе.

Также Председатель Собрания Депутатов <адрес> сельского поселения и Глава <адрес> сельского поселения ФИО3 представил в суд отзыв, в котором выражает несогласие с административным иском ФИО1, т.к. считает, чтобы все действия, совершенные в отношении нее, являлись законными, выполненными в соответствии с Уставом <адрес> поселения и Регламентом Собрания депутатов <адрес> поселения.

Представитель Собрания депутатов <адрес> сельского поселения в суд не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки представителя не представлено.

Суд на основании ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

ФИО1 являлась депутатом Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> 3-его созыва, избранным по 9-му одномандатному округу ДД.ММ.ГГГГ.

В 2016 году прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения депутатами Собрания депутатов <адрес> сельского поселения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки было установлено, что депутатом по одномандатному округ <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО1 не были представлены в Администрацию <адрес> сельского поселения сведения о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

В связи с выявленными нарушениями в адрес председателя Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО3ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> было направлено информационное письмо "О нарушениях исполнения антикоррупционного законодательства депутатами <адрес> сельского поселения", в котором был поставлен вопрос о необходимости досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 в соответствии с п. 10.1, п. 11 ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

22 июня 2016 года данный вопрос был вынесен на обсуждение Собрания депутатов <адрес> сельского поселения, однако решения о прекращении полномочий депутата ФИО1 в связи с нарушением антикоррупционного законодательства принято не было, т.к. депутаты единогласно воздержались.

11 июля 2016 года прокурором <адрес> в адрес председателя Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО3 было направлено информационное письмо о необходимости повторного рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, изложенного в предыдущем письме прокуратуры района "О нарушениях исполнения антикоррупционного законодательства депутатами <адрес> сельского поселения".

9 сентября 2016 года Собранием депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата по 9 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО1 и депутата по 10 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения В. в связи с непредоставлением в срок до 1 апреля 2016 года сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Суд считает, что данное решение представительного органа <адрес> сельского поселения <адрес> в части досрочного прекращения полномочий депутата по 9 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО1 является незаконным.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность является депутат - член представительного органа поселения.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 4 ч. 1 ст. 13.1 Областного Закона Ростовской области от 12 мая 2009 года № 218 "О противодействии коррупции в Ростовской области" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Областного Закона Ростовской области от 12 мая 2009 года № 218 "О противодействии коррупции в Ростовской области" лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах и об имуществе в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах и об имуществе лицами, замещающие должности государственной гражданской службы Ростовской области, включенные в перечень, установленный нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.

Пунктом 2.3. "Порядка представления гражданами, претендующими на замещение отдельных государственных должностей Ростовской области, должностей государственной гражданской службы Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 27 июня 2013 года, предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме, утвержденной Президентом Российской Федерации, лицами, замещающими государственные должности, должности гражданской службы, включенные в перечень, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Частью 6 ст. 13.1 Областного Закона Ростовской области от 12 мая 2009 года № 218 "О противодействии коррупции в Ростовской области" установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования, представляют сведения о доходах и об имуществе, сведения о расходах в кадровую службу представительного органа муниципального образования или муниципальному служащему, ответственному за кадровую работу в представительном органе муниципального образования.

В случае отсутствия в представительном органе муниципального образования кадровой службы или муниципального служащего, ответственного за кадровую работу, сведения о доходах и об имуществе, сведения о расходах представляются в представительный орган муниципального образования, а прием указанных сведений осуществляет лицо, исполняющее полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, являясь депутатом Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, не предоставила в установленный законом срок (не позднее 30 апреля 2016 года), уполномоченному должностному лицу представительного органа <адрес> сельского поселения сведения о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за 2015 год.

Данный факт признавался и не оспаривался в ходе судебного процесса самой ФИО1, доказательств иного административным истцом не представлено.

Частью 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

ФИО1, как депутат представительного органа местного самоуправления, не исполнила обязанность, установленную частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии коррупции", что является основанием для досрочного прекращения ее полномочий как депутата Собрания депутатов <адрес> сельского поселения.

Судом не установлено каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих ФИО1 подать сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в установленные законом сроки.

В силу ч. 11 ст. 40 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования "<адрес> сельское поселение" <адрес> в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устава <адрес> сельского поселения) Собрание депутатов <адрес> сельского поселения является представительным органом муниципального образования "<адрес> сельское поселение". Собрание депутатов <адрес> сельского поселения состоит из 10 депутатов и председателя Собрания депутатов - главы <адрес> сельского поселения.

Деятельность Собрания депутатов <адрес> сельского поселения осуществляется коллегиально. Основной формой деятельности Собрания депутатов <адрес> сельского поселения являются его заседания. Порядок проведения заседаний устанавливается Регламентом Собрания депутатов <адрес> сельского поселения (ст. 25 Устава <адрес> сельского поселения).

Решения Собрания депутатов <адрес> сельского поселения, не имеющие нормативного характера, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов <адрес> сельского поселения (ст. 49 Устава <адрес> сельского поселения, ст. 40 Регламента Собрания депутатов <адрес> сельского поселения).

Установленная численность депутатов Собрания депутатов <адрес> сельского поселения составляет 10 человек (ст. 1 Регламента Собрания депутатов <адрес> сельского поселения).

При голосовании по каждому вопросу депутат имеет 1 голос и подает его за принятие решения, против него либо воздерживается от голосования (ст. 41 Регламента Собрания депутатов <адрес> сельского поселения).

По материалам дела в повестке дня заседания Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ стоял вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата по 9 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО1 и депутата по 10 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения В.

В заседании принимало участие 10 депутатов.

Как следует из протокола заседания Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1 и В. был поставлен на тайное голосование. По результатам тайного голосования за прекращение полномочий депутата ФИО1 высказалось 4 депутата, против - 3, воздержалось - 3.

На основании данных результатов Собранием депутатов <адрес> сельского поселения было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1

Суд считает, что основания для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 у Собрания депутатов <адрес> сельского поселения отсутствовали, т.к. данное решение не набрало требуемого по Уставу <адрес> сельского поселения большинства голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов <адрес> сельского поселения, которое составляет 6 человек.

Таким образом, Собранием депутатов <адрес> сельского поселения был нарушен порядок принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1

В виду этого данное решение в части досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 не отвечает требованиям закона и подлежит отмене.

Требования ФИО1 о признании действий Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения ФИО3 о досрочном прекращении полномочий депутата незаконными в связи с отсутствием факта уведомления истца о необходимости подачи сведений о доходах в орган представительной власти удовлетворению не подлежат, т.к. действующим законодательством, включая Устав <адрес> сельского поселения, Устав Администрации <адрес> сельского поселения, Регламент Собрания депутатов <адрес> сельского поселения, на Председателя представительного органа местного самоуправления и Главу сельского поселения не возложено обязанности по уведомлению депутатов представительного органа муниципального образования о необходимости подавать сведения о доходах в орган представительной власти.

Суд находит не подлежащим удовлетворению и требование административного истца о восстановлении срока для подачи сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, т.к. данный срок является пресекательным, императивно устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными актами и не подлежит восстановлению или продлению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Собранию депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Председателю Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Главе <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО3 о признании действия (бездействия) Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения незаконными, о признании незаконным решения Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного прекращения полномочий депутата по 9 одномандатному округу Собрания депутатов <адрес> сельского поселения ФИО1 и отменить данное решение в указанной части.

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления ФИО1 к Собранию депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Председателю Собрания депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, Главе <адрес> сельского поселения <адрес>ФИО3 о признании действия (бездействия) Председателя Собрания депутатов, Главы <адрес> сельского поселения незаконными, о признании незаконным решения Собрания депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Зимовниковский районный суд РО в течении 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 25 октября 2016 года.

Судья

Зимовниковского районного суда Р. В. Ревенко