Дело № 2а-1236/2020
24RS0028-01-2020-000613-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 23 сентября 2020 года
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Мугако М.Д.,
при секретаре Рытиковой А.Н.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Дозорцевой М.В.,
представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к главному управлению культуры администрации г. Красноярска, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по установке системы видеонаблюдения в филиале № 9 детской библиотеки им. П.П. Бажова (расположенном по адресу <адрес>) и филиале № 8 детской библиотеки им. Б. Житкова (расположенном по адресу <адрес>) муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского», возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» возражали против удовлетворения иска, полагая, что незаконного бездействия не допущено.
Представитель ответчика главного управления культуры администрации г. Красноярска извещен надлежащим образом, не явился, направил суду письменные возражения, в которых полагал, что незаконного бездействия не допущено.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.
Согласно п. 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Разделом 3 Требований, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.
В частности, п. 21 Требований предусматривает, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
В соответствии с п. 19 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 7, 11, 18 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). В ходе своей работы комиссия определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Учредителем МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» является муниципальное образование г. Красноярск, координацию деятельности учреждения осуществляет главное управление культуры администрации г. Красноярска (п. 1.2 устава МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского»).
В 2017 году в филиалах № 8 и 9 МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» проведено обследование и категорирование объектов, в рамках исполнения требований постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, по результатам которого комиссия, производившая обследование, пришла к выводу, что мероприятия по охране и антитеррористической защищенности на объекте не достаточны, необходимо установить систему видеонаблюдения с хранением и архивирование информации на срок 30 суток.
Так же в 2017 году разработаны паспорта безопасности филиалов № 8 и 9 МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского», которые согласованы представителями ФСБ, полиции, войск национальной гвардии и утверждены руководителем главного управления культуры администрации г. Красноярска.
Согласно паспортам мероприятия по охране и антитеррористической защищенности на объектах не достаточны, необходимо установить систему видеонаблюдения с хранением и архивирование информации на срок 30 суток.
27.01.2020 прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведены проверки в филиалах № 8 и 9 МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского», расположенных по адресам <адрес>, в ходе которых установлено, что в помещениях библиотек не установлена система видеонаблюдения.
Административные ответчики не оспаривали, что до настоящего времени требования антитеррористической защищенности, указанные в паспортах безопасности, не исполнены – система видеонаблюдения не установлена.
Осуществление деятельности филиалов № 8 и 9 МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербом имуществу.
Согласно представленным заявкам на финансирование в период действия паспорта безопасности МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» в 2018, 2019 и 2020 годах обращалось в главное управление культуры администрации г. Красноярска по вопросу выделения бюджетных средств на финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе по установке систем видеонаблюдения. Однако средства на указанные мероприятия выделены не были. Таким образом, ответчик МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» принимал в соответствии с компетенцией необходимые меры для выполнения требований антитеррористической защищенности, бездействия с его стороны не допущено.
Ответчиком главным управлением культуры администрации г. Красноярска не представлено суду доказательств обращения в период с 2017 года и до момента прокурорской проверки в Департамент финансов администрации г. Красноярска или в иные органы администрации г. Красноярска по вопросу выделения бюджетных средств на установку систем видеонаблюдения.
Предоставленные суду заявки о выделении финансирования, направленные главным управлением культуры администрации г. Красноярска, датированы 17.02.2020, 18.02.2020 и 10.07.2020, то есть после проведенной прокуратурой проверки. Доказательств того, что в период 2017-2019 годов принимались меры по обеспечению финансирования установки систем видеонаблюдения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным бездействия главного управления культуры администрации г. Красноярска и возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения.
Суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным, с учетом сроков и процедур заключения государственных контрактов и выделения денежных средств из бюджета.
Доводы представителя ответчика МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» о том, что ответчики являются не надлежащими, судом проверен и признан несостоятельным.
Так, согласно уставу МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» является юридическим лицом, обладает имуществом на праве оперативного управления, заключает договоры от своего имени, муниципальные контракты от имени муниципального образования, выступает ответчиком в судебных органах (п. 1.4), в структуру учреждения входят филиалы № 8 и 9 (п. 1.5), главное управление культуры администрации г. Красноярска доводит до учреждения лимиты бюджетных обязательств (п. 5.1).
В соответствии с Положением о главном управлении культуры администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением Главы г. Красноярска от 22.05.2009 № 108-р главное управление культуры администрации города Красноярска (далее - Управление) является органом администрации города Красноярска, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления в области организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек города (п. 1.1), Управление обладает правами юридического лица, может быть ответчиком в суде (п. 1.4), осуществляет свою деятельность непосредственно и через муниципальные учреждения, координацию деятельности которых в соответствии с правовыми актами города осуществляет (п. 1.7), осуществляет координацию деятельности бюджетных, автономных и казенных муниципальных учреждений в сфере культуры, осуществляет нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение их деятельности (п. 3.15), в порядке и случаях, установленных действующим законодательством, выступает от имени муниципального образования заказчиком при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств бюджета города (п. 3.24), выступает в пределах своей компетенции муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для нужд отрасли (капитальный ремонт зданий, помещений, приобретение основных средств и т.п.) (п. 3.25), осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований (п. 3.30), составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (п. 3.31), вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств (п. 3.32), утверждает план финансово-хозяйственной деятельности в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений (п. 3.35), формирует бюджетную отчетность главного распорядителя средств (п. 3.38).
Кроме того, согласно Решению Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2019 № 5-79 «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов» главное управление культуры администрации г. Красноярская является главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Соответственно ответчики в пределах компетенции участвуют в формировании предложений в бюджет, распределении бюджетных ассигнований на выполнение функций учреждения, а так же в выполнении за счет этих ассигнований необходимых мероприятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие главного управления культуры администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по установке системы видеонаблюдения в филиале № 9 детской библиотеки им. П.П. Бажова и филиале № 8 детской библиотеки им. Б. Житкова муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского».
Возложить обязанность на главное управление культуры администрации г. Красноярска и муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку системы видеонаблюдения в филиале № 9 детской библиотеки им. П.П. Бажова (расположенном по адресу <адрес>) и филиале № 8 детской библиотеки им. Б. Житкова (расположенном по адресу <адрес>) муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского».
Обязать главное управление культуры администрации г. Красноярска и муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Д. Мугако