ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1236/2016 от 12.02.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-1236/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2016 года г. Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Присекиной О.Н.,

при секретаре Цыгусь О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Ковалеву Р.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с исковым заявлением к Ковалеву Р.В. о взыскании налоговой задолженности по налоговым платежам, ссылаясь на то, что ответчик, согласно сведениям, представленным УГИБДД по Брянской области, является собственником транспортного средства: - мотоцикла "Б", регистрационный №..., мощность двигателя 97 л/с, дата регистрации <дата>.; а также являлся владельцем мотоцикла "Я", регистрационный №..., мощность двигателя 53 л.с., дата регистрации <дата> по <дата>. Ковалев Р.В. признан плательщиком транспортного налога. За указанные транспортные средства плательщику за 2011, 2012, 2013 год начислен транспортный налог в сумме <...> В установленный срок ответчик сумму задолженности по транспортному налогу не уплатил, в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату транспортного налога на сумму недоимки начислена пеня в сумме <...> В адрес налогоплательщика направлялись требования №13589 от 05.03.2014 года, №26819 от 05.08.2014 года, №3437 от 06.02.2014 года, №35538 от 09.09.2014 года №24483 от 12.11.2014 года, об уплате налога, однако, в добровольном порядке задолженность ответчиком не была погашена. На основании изложенного налоговая инспекция просила суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в размере <...>, пени по транспортному налогу в размере <...>

В судебное заседание административный истец ИФНС России по г.Брянску не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик Ковалев Р.В. в судебном заседании не признал административные исковые требования ИФНС России по г.Брянску, просил оставить их без удовлетворения. Указал, что ранее были решения суда, которым административному истцу было отказано в удовлетворении требований.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В исковом заявлении ставился вопрос о взыскании с ответчика следующих сумм задолженности по транспортному налогу:

Мотоцикл "Б" 97 л.с., регистрационный №... дата регистрации <дата>: за 2011 год: <...>, за 2012 год: <...>, за 2013 год: <...>

Мотоцикл "Я", регистрационный №...: за 2010 год: <...>, за 2011 год (в иске неверно указано за 2012 г.): за 3 месяца владения: <...>

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога, начислена пеня за периоды:

с 01.07.2014 года по 31.08.2014 года в сумме <...>,

с 07.11.2013 года по 31.01.2014 года в сумме <...>,

с 01.02.2014 года по 27.02.2014 года в сумме <...>,

с 01.03.2014 года по 01.07.2014 года в сумме <...>

с 01.10.2014 года по 31.10.2014 года в сумме <...>

Всего начислено пеней в размере <...>

Определением Советского районного суда г.Брянска от 12.02.2016 г. производство по данному административному делу в части требований о взыскании налоговой задолженности по транспортному налогу за 2011, 2012 г.г., рассчитанному за мотоцикл "Б", государственный регистрационный №..., дата регистрации <дата>, а также за мотоцикл "Я", регистрационный №... за 2011 год, прекращено в связи с наличием вступивших в законную силу решений судов, которыми в удовлетворении указанных требований отказано.

В настоящем производстве с учетом определения о прекращении производства по делу суд рассматривает требования административного истца о взыскании транспортного налога за 2013 год за мотоцикл "Б", государственный регистрационный №..., транспортного налога за 2010, 2012 г.г. за 2010 г. за мотоцикл "Я", регистрационный №..., мощность двигателя 53 л.с., (дата регистрации <дата> по <дата>), а также пеней.

Рассматривая данные требования, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы, в качестве которой выступает мощность двигателя в лошадиных силах, на ставку налога, которая в свою очередь, устанавливается законами субъектов РФ (п.1 ст. 361 НК РФ).

Ставки различаются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства и установлены ст. 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 года №82-З

В соответствии со ст. 6 Закона Брянской области от 09.11.2002 года, уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно сведениям, представленным УГИБДД по Брянской области в Ковалев Р.В. является собственником транспортного средства: - мотоцикла "Б", регистрационный №..., мощность двигателя 97 л/с, дата регистрации 02.06.2011г.; а также являлся владельцем мотоцикла "Я", регистрационный №..., мощность двигателя 53 л.с., (дата регистрации <дата> по <дата>) и признан плательщиком транспортного налога.

В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с пунктом 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пп. 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Статья 22 Налогового кодекса Российской Федерации гарантирует налогоплательщикам судебную защиту их прав и законных интересов.

В силу абз.1,2 п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Абзацем 3 п.3 ст.363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Бремя доказывания факта возникновения у ответчика обязанности по уплате налога возложено на налоговый орган.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление налогового уведомления №237761 по уплате транспортного налога за 2010 год на мотоцикл "Я".

Акт об уничтожении документов, приложенный административным истцом к материалам дела по судебному запросу, такое направление не подтверждает.

Поскольку истец не представил суду документов, подтверждающих направление ответчику налогового уведомления по уплате транспортного налога за 2010 год, суд приходит к выводу, что обязанности по уплате транспортного налога за 2010 год у ответчика не возникло, а направление требования со стороны ИФНС по г.Брянску по уплате налога за 2010 г. являлось необоснованным.

В материалах дела имеется подтверждение направления налогового уведомления и требования ответчику об уплате транспортного налога за 2013 год, в отношении мотоцикла "Б".

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

При этом, срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

22.04.2015 г. мировым судьей участка №12 Советского судебного района отменен судебный приказ, вынесенный 10 апреля 2015 г., выданный по заявлению ИФНС г.Брянска на взыскание с Ковалева Р.В. задолженности по налоговым платежам в размере <...> и пени в размере <...>, а всего <...>

Срок предъявления требования в порядке искового производства о взыскании налога за счет имущества физического лица, предусмотренный п.3 ст.48 НК РФ, истцом пропущен, т.к. исковое заявление поступило в суд 15.12.2015 г.

В обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока административный истец прилагает акт о приостановке отправки почтовой корреспонденции от 28.10.2015 г..

Однако данный акт не свидетельствует об отсутствии возможности обращения ИФНС по г.Брянску с административным иском на протяжении всего шестимесячного срока, предусмотренного законом, что является необходимым условием для восстановления пропущенного срока.

Кроме того, само по себе отсутствие денежных средств на отправку почтовой корреспонденции не является уважительной причиной для необращения в суд с иском, поскольку имеются иные способы подачи исковых заявлений в суд (в том числе нарочно) в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований ИФНС России по Брянской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Ковалеву Р.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Присекина

решение суда в окончательной форме изготовлено 17.02.2016 г.