дело № 2а-19/2022 (2а-1236/2021)
УИД: 16RS0044-01-2021-005622-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2022 г. г. Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.В. Карпова,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Касаткиной,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налогов, страховых взносов и пени на общую сумму <данные изъяты> руб., в том числе – пени по транспортному налогу с физических лиц <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество физических лиц <данные изъяты> руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб. В обосновании заявленных требований указав, что в соответствии со статьей 83 НК РФ ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьями 19, 23 НК РФ на административном ответчике лежит обязанность по уплате налогов и страховых взносов, поскольку за ним зарегистрировано транспортное средство и квартира, а также ФИО2 с 8 ноября 2011 года зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего. Административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление на уплату вышеуказанных налогов и страховых взносов, однако, в указанный в налоговом уведомлении срок, административный ответчик задолженность не уплатил. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ для добровольной уплаты налога административному ответчику направлено требование, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в указанном выше размере и предлагалось в установленный срок погасить сумму задолженности.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил взыскать с административного ответчика ФИО2 задолженность в общем размере <данные изъяты> руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общем размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Республике Татарстан.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан ФИО1 на судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям, а также пояснила, что сведения о том, что административный ответчик является арбитражным управляющим поступили в налоговый орган посредством информационного взаимодействия 6 ноября 2020 года, с указанной даты была выявлена недоимка по страховым взносам, по общим правилам сформировалась задолженность за три предшествующих года. Требования, направленные в адрес административного ответчика через сервис «Личный кабинет налогоплательщика», открытый ФИО2 10 февраля 2012 года, и по адресу регистрации, оставлены без исполнения. Полагает о соблюдении налоговым органом порядка и сроков взыскания задолженности по страховым взносам.
Административный ответчик ФИО2 на судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, просил отказать в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме, при этом пояснил, что с 2011 года является арбитражным управляющим, членом СРО НП «<данные изъяты>». Однако налоговый орган владел этой информацией из судебных заседаний в Арбитражном Суде Республики Татарстан, где представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан участвовал в качестве кредитора. Кроме того, административный истец ежегодно представлял ему по запросу справки об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц сведений о запрашиваемом лице. Полагает, что налоговый орган, направляя требования о наличии задолженности за 2017, 2018, 2019 годы только в декабре 2020 года, пропустил установленный законом срок предъявления требования. Также указал, что личный кабинет налогоплательщика не регистрировал, по месту регистрации вышеуказанные требования не получал. Считает неправомерным начисление задолженности по страховым взносам за три предшествующих периода, поскольку данная норма предусмотрена для налогов и на страховые взносы не распространяется.
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 286 КАС РФ определяет, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании пункта 1 статьи 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 9 статьи 45 НК РФ, правила, предусмотренные статьёй 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются арбитражные управляющие, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 423 НК РФ, расчетным периодом по уплате страховых взносов признается календарный год.
В соответствии с требованиями статьи 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 3, 7 статьи 75 НК РФ, пеня начисляется, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Данные правила применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица вслучае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный ответчик ФИО2 8 ноября 2011 года включен в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является членом НП «<данные изъяты>», то есть является плательщиком страховых взносов.
В связи с поступившей в налоговый орган информацией 6 ноября 2020 года о регистрации в качестве арбитражного управляющего, ФИО2 Межрайонной ИФНС № 12 по Республике Татарстан выставлено требование о необходимости оплаты страховых взносов и пени за период 2017-2020 годы.
Так, требованием № 36407 по состоянию на 14 декабря 2020 года административный ответчик проинформирован, что за ним числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за 2017 год, <данные изъяты> руб. за 2018 год) и пени <данные изъяты> руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за 2017 год, <данные изъяты> руб. за 2018 год), в том числе и пени <данные изъяты> руб. Срок исполнения требования до 19 января 2021 года.
Требованием № 43384 по состоянию на 22 декабря 2020 года ФИО2 проинформирован о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. за 2019 год и пени <данные изъяты> руб., а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. за 2019 год и пени <данные изъяты> руб. Срок исполнения требования до 1 февраля 2021 года.
Требованием № 509 по состоянию на 15 января 2021 года ФИО2 проинформирован о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. за 2020 год и пени <данные изъяты> руб., а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. за 2020 год и пени <данные изъяты> руб. Срок исполнения требования до 25 февраля 2021 года.
ФИО2 не исполнил свои обязательства по уплате страховых взносов, в связи с чем, исходя из процентной ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации, на сумму задолженности начислены пени – на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. - начисленные за период с 10 января 2018 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2017 год; <данные изъяты> руб. - начисленные за период с 10 января 2019 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2018 год; <данные изъяты> руб. - начисленные за период с 1 января 2020 года по 21 декабря 2020 года на задолженность за 2019 год; <данные изъяты> руб. - начисленные за период с 1 января 2021 года по 14 января 2021 года на задолженность за 2020 год, а также на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2018 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2017 год; <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2019 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2018 год, <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2020 года по 21 декабря 2020 года на задолженность за 2019 год, <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2021 года по 14 января 2021 года на задолженность за 2020 год.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 по Чистопольскому судебному району Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года судебный приказ по административному делу № <данные изъяты> года о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан задолженности по налогам, страховым взносам и пени отменен, в связи с представленным административным ответчиком возражением.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 31 августа 2021 года, поэтому срок, установленный статьей 48 НК РФ для обращения в суд с административным иском, административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика о неполучении требований об уплате страховых взносов опровергаются представленными в материалы дела реестрами оправки требований (л.д. 23, 78, 79, 80), а также выпиской из программного продукта, согласно которой требования также были направлены административному ответчику в личный кабинет налогоплательщика.
Расчет задолженности по страховым взносам и пени проверен судом. Вопреки доводам административного ответчика суд признает данный расчет правомерным и соответствующим требованиям действующего законодательства. ФИО2, будучи зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве арбитражного управляющего с 8 ноября 2011 года, являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем, выставление требований за три предшествующих года со стороны налогового органа являются правомерными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Положения, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
При этом по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, уплата страховых взносов не зависит от получения либо неполучения арбитражным управляющим дохода и уплачивается в фиксированном размере в установленном названной статьёй порядке. При этом обязанность по уплате законодателем связывается с осуществлением профессиональной деятельности, определяемой членством в саморегулируемых организациях.
Несостоятельным является и довод административного ответчика о пропуске налоговым органом сроков для направления требований.
Исходя из правового регулирования, приведенного в статьях 52, 85, 432 НК РФ, налоговый орган имеет право произвести расчет налогов, сборов, страховых взносов за период не более чем три налоговых периода с даты получения соответствующих сведений из регистрирующих органов в установленном порядке.
Поскольку сведения о регистрации ФИО2 в качестве арбитражного управляющего поступили в налоговый орган только в ноябре 2020 года, то за налоговые периоды 2017, 2018, 2019 года и текущий 2020 год налоговый орган вправе взыскать недоимку по страховым взносам. При этом совместное участие административного ответчика и налогового органа в рассмотрении дел о банкротстве, а также предоставление налоговым органом ФИО2 справок из Реестра дисквалифицированных лиц, не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, поскольку исчисление налоговым органом страховых взносов производится на основании соответствующей информации, представленной регистрирующим органом.
Кроме того, зная о наличии статуса арбитражного управляющего, ФИО2 свою обязанность по самостоятельной уплате страховых взносов, предусмотренную пунктом 1 статьи 45 НК РФ, не исполнил, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в соответствии с пунктом 5 статьи 227 и пунктом 1 статьи 229 НК РФ в налоговый орган не представлял.
Поскольку административный ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов, исходя из представленного административным истцом расчета, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени в общем размере <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по уплате страховых взносов в общем размере <данные изъяты> руб., в том числе
- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. за 2017 год, <данные изъяты> руб. за 2018 год, <данные изъяты> руб. за 2019 год, <данные изъяты> руб. за 2020 год, и пени <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2018 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2017 год; <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2019 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2018 год; <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2020 года по 21 декабря 2020 года на задолженность за 2019 год; <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2021 года по 14 января 2021 года на задолженность за 2020 год;
- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. за 2017 год, <данные изъяты> руб. за 2018 год, <данные изъяты> руб. за 2019 год, <данные изъяты> руб. за 2020 год, и пени <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2018 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2017 год; <данные изъяты> руб., начисленные за период с 10 января 2019 года по 13 декабря 2020 года на задолженность за 2018 год, <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2020 года по 21 декабря 2020 года на задолженность за 2019 год, <данные изъяты> руб., начисленные за период с 1 января 2021 года по 14 января 2021 года на задолженность за 2020 год.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Карпов
Решение29.01.2022