ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1236/2023 от 09.10.2023 Дубненского городского суда (Московская область)

УИД : 50RS0008-01-2023-001384-11 Дело №2а-1236/2023

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Лозовых О.В.,

при секретаре Костроминой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Лиманскому Дмитрию Юрьевичу о взыскании налога на имущество физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области обратилась в суд с иском к Лиманскому Дмитрию Юрьевичу о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 6,20 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г., налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 665 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2274 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на те обстоятельства, что Лиманский Д.Ю. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество. Однако, Лиманский Д.Ю. не исполняет надлежаще свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем образовалась задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 6,20 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г., налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 665 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2274 рублей. В добровольном порядке задолженность погашена не была, в связи с чем, Лиманскому Д.Ю. были направлены уведомления и требования об уплате задолженности по налогам. Указанные требования не были исполнены в добровольном порядке, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России №12 по Московской обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа. 09.12.2021г. мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа, поскольку налоговым органом пропущен установленный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, в связи с чем налоговый орган обращается в суд с настоящим иском и просит восстановить срок, поскольку указанный срок пропущен по уважительной причине (выражена воля налогового органа, направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налоговых платежей, время нахождения заявления о вынесении судебного приказа и его пересылка, регистрация административного иска и его направление административному ответчику).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежавшим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – Лиманский Д.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Из материалов дела следует, что адрес ответчика указан как: <адрес> (иных адресов ответчика материалы дела не содержат). По указанному адресу суд направлял ответчику судебные повестки, однако адресат корреспонденцию не получил; в связи с истечением срока хранения письма были возвращены в адрес суда.

В силу части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, явка сторон не была признана обязательной, и поскольку каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административный иск, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает надлежащим в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исходя из пункта 9 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, ее положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2016-2018 гг.) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 70 НК РФ эти же правила действуют и в отношении сроков направления требований об уплате пеней.

Согласно пунктам 1 - 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017 г.) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При этом по истечении совокупности сроков, установленных статьями 70 и 48 НК РФ, возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с налогоплательщиков утрачивается.

В связи с чем на суд возлагается обязанность проверить, соблюдены ли налоговым органом указанные сроки в той продолжительности, которая установлена названными нормами НК РФ.

Такой правовой подход, сводящийся к тому, что нарушение сроков направления требования об уплате налогов, пеней и штрафов, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями Налогового кодекса Российской Федерации, отражен в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года №479-О-О, от 24.12.2013 года №1988-О, от 22.04.2014 года №822-О, от 20.04.2017 года №790-О.

В частности, в пункте 2 Определения от 22.03.2012 года №479-О-О Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что пункт 2 статьи 70 НК РФ устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Данная позиция получила свое развитие в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и в пункте 11 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года, где разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким, образом, исходя из вышеприведенных правовых норм и их разъяснений высшими судами, а также с учетом заложенного в пункте 7 статьи 3 НК РФ принципа о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа с налогоплательщика – гражданина является ограниченным и представляет собой последовательную совокупность установленных статьями 70 и 48 НК РФ сроков: срока направления требования об уплате налога, пени, штрафа; срока исполнения требования в добровольном порядке; срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа; срока для обращения суд с административным иском о взыскании налога, пени, штрафа.

Проверяя соблюдение Инспекцией указанных сроков, суд установил следующее.

Судом установлено, что Лиманский Д.Ю. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности:

- квартиру с КН , расположенную по адресу: <адрес>.

Налоговой инспекцией ответчику начислены налог на имущество физических лиц за 2014 г., 2016г. и 2017 г., в связи с чем были направлены налоговые уведомления № 66653451 от 21.09.2017 г. и №51396790 от 19.08.2018 г. (л.д. 11,16)

В налоговом уведомлении 66653451 от 21.09.2017 г. сообщалось, что задолженность по налогу на имущество физических лиц – за 2014 г. – 316 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц – за 2016 г. – 2 665 рублей.

В налоговом уведомлении №51396790 от 19.08.2018 г. сообщалось, что задолженность по налогу на имущество физических лиц – за 2017 г. – 2 274 рублей.

В добровольном порядке административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была, в связи с чем Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области начислены пени в соответствии со т. 75 НК РФ.

Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была, налоговым органом в адрес ответчика было высланы требования об уплате налога №39084 сроком исполнения до 10.04.2018 г. ( л.д. 13), №13005 сроком исполнения до 02.04.2019 г. (л.д. 18).

В требовании об уплате №39084 сроком исполнения до 10.04.2018 г. сообщалось, что по состоянию на 15.02.2018 г. задолженность по налогу на имущество физических лиц составляет 2981 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц – 6,20 рублей (л.д. 13).

Поскольку требованием об уплате налога № 39084 был установлен срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога до 10.04.2018 г., то шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании налога и пени, исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с 10.04.2018 г. и истекает 10.11.2018 г.

В требовании об уплате №13005 сроком исполнения до 02.04.2019 г. сообщалось, что по состоянию на 07.02.2019 г. задолженность по налогу на имущество физических лиц составляет 2274 рублей (л.д. 18).

Поскольку требованием об уплате налога №13005 был установлен срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога до 02.04.2019 г., то шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании налога и пени, исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с 02.04.2019 г. и истекает 02.10.2019 г.

Согласно представленного административным истцом расчета пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. составили в размере 6,20 рублей.

Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 09.12.2021 г., то есть за пределами установленного законом срока.

09.12.2021 г. мировым судьей Судебного участка №39 Дубненского судебного района Московской области в принятии заявления МИФНС России №12 по Московской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Лиманского Д.Ю. задолженности отказано, в связи с пропуском установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.

В связи с непогашением ответчиком задолженности, 12.09.2023 г. административный истец обратился в Дубненский городской суд с иском к Лиманскому Д.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц с ходатайством о восстановлении срока подачи административного иска.

Ввиду того, что принудительное взыскание налога, пени или штрафа ограничено совокупностью сроков, установленных п.1 ст.70 и п.3 ст.48 НК РФ, применяемых последовательно, учитывая, что предельные сроки взыскания с Лиманского Д.Ю. задолженности по налогам и пени Инспекций нарушены, то возможность взыскания с него налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 6,20 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г., налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 665 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2274 рублей утрачена.

Доводы административного истца о пропуске процессуального срока ввиду направления заявления о вынесении судебного приказа о взыскании налоговых платежей, время нахождения заявления о вынесении судебного приказа и его пересылка, регистрация административного иска и его направление административному ответчику не могут быть приняты во внимание, поскольку возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Налоговый орган, являясь специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, обладает сведениями о правилах и сроках обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи с чем данные доводы, не могут являться обстоятельствами, свидетельствующими об уважительности причин пропуска процессуального срока для обращения в суд.

По изложенным мотивам, учитывая отсутствие оснований для восстановления Инспекции срока принудительного взыскания пени, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

В этой связи следует отметить, что произвольное начисление налоговым органом пени и предъявление их к оплате без соблюдения установленных сроков, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах (ст.3 НК РФ) и налоговой политики государства, предполагающей, что действия налоговых органов в сфере исчисления и взыскания налогов, пени и штрафов должны быть предсказуемыми, последовательными, обоснованными, исключающими злоупотребления и случаи извлечения преимущества из недобросовестного поведения, что необходимого для того, чтобы участники налоговых правоотношений, в частности, налогоплательщики, могли в разумных пределах предвидеть неблагоприятные последствия своего поведения и имели возможность принять меры, направленные на предотвращение наступление таких последствий или их минимизацию.

Действия Инспекции по начислению Лиманскому Д.Ю. вышеуказанных пени и их взысканию вышеприведенному не отвечают.

С учетом изложенного суд считает надлежащим в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Лиманскому Д.Ю о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 6,20 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г., налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 665 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2274 рублей отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области к Лиманскому Д.Ю о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 316 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 6,20 рублей за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г., налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 665 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2274 рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 23 октября 2023 г.

Судья: подпись.