ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12396/17 от 17.01.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1766/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 17 января 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском об оспаривании решения Окружной администрации г. Якутска от ____.2017, которым ей отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в проекты планировки и межевания квартала в части переноса «красных линий». В обоснование иска указывает, что обратилась в ДИЗО Окружной администрации города Якутска с заявлением о предоставления в собственность земельного участка как собственнику расположенного на участке здания магазина. Ответчик отказал в предоставлении земельного участка, на котором находится здание магазина, указывая, что запрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования «красные линии», установленные в соответствии с распоряжением «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска» (красные линии) от 21.10.2013 № 319/1зр. Отказ был обжалован в суд, однако в удовлетворении иска судом отказано со ссылкой на те обстоятельства, что истец не лишена возможности обратиться с заявлением о внесении изменений в документы территориального планирования. Просит признать отказ от ____ 2017 года незаконным, обязать ответчика в течение трех месяцев внести корректировки «красных линий» в проектах планировки и межевания квартала.

Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель Окружной администрации по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что внесение изменений в проект планировки и межевания квартала в данный момент невозможно, красные линии утверждены в 2013 году, тогда как земельный участок предоставлен истице в аренду в 2015 году, сроком до 2020 года. Оспариваемый отказ права истца не нарушает, просит в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: магазин, назначение: нежилое, торгового назначения, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____ что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Также истец на основании договора аренды от ____ 2015 года является арендатором земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____ для использования под магазин.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____.2017 запрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования «красные линии», установленные в соответствии с распоряжением «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска» (красные линии) от 21.10.2013 № 319/1зр, что препятствует передаче земельного участка в собственность истцу. Проект планировки улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций утвержден в установленном законом порядке по результатам публичных слушаний. Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от ____ 2017 года.

____ 2017 года административный истец обратилась к ответчику с заявлением о корректировке (переносе) планируемых красных линий.

Оспариваемым решением от ____ 2017 года в удовлетворении заявления истца отказано со ссылкой на невозможность переноса «красных линий».

В соответствии с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов

Согласно п.9 ст. 42 ГрК проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В соответствии со ст. 42 ГрК проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.

То есть, границы территорий общего пользования, а также земельных участков под линейные сооружения, в том числе планируемые, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст. 15 и п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, устанавливаются в документации по планировке территории, в частности проектами планировки территорий и кварталов.Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ст. 41 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, законом не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Таким образом, определение «красных линий» в документах градостроительного планирования само по себе права истца не нарушает, истец может использовать объект недвижимости в соответствии с его целевым назначением без ограничения срока, а также использовать предоставленный в аренду земельный участок.

Кроме того, при заключении договора аренды земельного участка в 2015 году истцу было достоверно известно о том, что на земельный участок накладываются линии градостроительного регулирования, поскольку проект планировки улично-дорожной сети г. Якутска утвержден в 2013 году.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного выше процессуального закона приводит к выводу, что для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.

Применяя к правоотношениям сторон вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий, при которых оспариваемое истцом решение может быть признано незаконным, отсутствует. При рассмотрении заявления истца о внесении корректировки в документы градостроительного планирования нарушений закона не допущено, наличие «красных линий» в документах градостроительного планирования, соответствующих генеральному плану и не препятствующих истцу использовать земельный участок и объект недвижимости, права истца не нарушает.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья А.А. Кочкина