ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1239/18 от 19.09.2018 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а –1239/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 19 сентября 2018 года

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

судьи Ульяненковой О.В.

при секретаре Ильиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Терещенковой Т.П. к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным отказа в изменении адреса земельного участка, возложении обязанности изменить адрес земельного участка,

установил:

Терещенкова Т.П. обратилась в суд с иском к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, где просит признать незаконным решение об отказе в изменении адреса земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : для индивидуального садоводства и огородничества, площадью 940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> возложить на ответчика обязанность внести изменения в адрес. В обосновании иска указано, что истец является собственником вышеуказанного земельного участка на основании договора от <дата>. <дата> обратилась в администрацию Михновского сельского поселения с заявлением об изменении адреса земельного участка. Письмом за № <номер> от <дата>, которое было получено истцом <дата>, Администрация Михновского сельского поселения сообщила о необходимости предоставления дополнительных документов: адресную схему земельных участков в СТ с названием улиц, решение общего собрания СТ. С вышеуказанным отказом истец не согласна. Требование ответчика о предоставлении документов мотивированы нахождением принадлежащего истцу земельного участка в пределах садоводческого товарищества *** Между тем истец неоднократно пытался найти информацию о СТ *** По сведениям ИФНС России № 6 по Смоленской области в БД ЕГРН сведения о СТ *** отсутствуют. Копия письма предоставлена ответчику. По мнению истца требования ответчика о предоставлении дополнительных документов незаконны. Без изменения адреса истец не имеет возможности произвести подключение земельного участка с сетям ПАО «МРСК Центра», последний видя в адресе указание на садоводческое товарищество, требует предоставить копию договора, заключенного между истцом и СТ «Алексино» на право пользования коммуникациями данного СТ. На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.

Истец Терещенкова Т.П. требования поддержала по основаниям указанным в иске, пояснив, что поскольку садоводческого товарищества *** не существует, из адреса земельного участка следует убрать указание на СТ *** и присвоить название улицы и номер участка.

Представитель администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Евсеева И.А., действующая по доверенности со специальными полномочиями, требования не признала пояснив, что истцом представлен не полный пакет документов необходимых для присвоение участку названии улицы, необходима адресная схема земельных участков СТ с названием улиц и решение общего собрания товарищества по утверждению данной схемы. При предоставлении данных документов земельному участку истицы будет присвоено название улицы, указание на садоводческое товарищество *** сохраниться поскольку это элемент планировочной структуры. Спорный земельный участок предоставлялся на территории СТ ***

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Согласно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения - Администрации Михновского сельского поселения.

Пунктом 4 части 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 г. № 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 2 которого адресообразующие элементы - страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элемент планировочной структуры - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; элемент улично-дорожной сети - улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

Правилами предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Судом установлено, что Терещенкова Т.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 940 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества, расположенного по адресу: *** ( л.д.12).

<дата> Терещенкова Т.П. обратилась в администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с заявлением о внесении изменения в адрес земельного участка в связи с отсутствием СТ ***

Письмом № <номер> от <дата> Администрация Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области сообщила истцу, что для внесения изменения в адрес земельного участка необходимо представить следующие документы: правоустанавливающий документ, адресную схему земельных участков в СТ с названием улиц; решение общего собрания членов СТ ( л.д.10).

Исходя из положений п. 34 Правил к заявлению должны быть приложены правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса).

К заявлению истца приложена копия свидетельства о государственной регистрации права ( правоудостоверяющий документ), перечень документов отраженный в п.34 Правил является исчерпывающим и не содержит указания на схему земельных участков в СТ с названием улиц, протокол общего собрания членов СТ.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан" организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Из материалов дела, объяснений участников процесса следует, что земельный участок истца расположен на территории СТ *** которая включена в границы населенного пункта <адрес>, вместе с тем СТ *** как юридическое лицо не зарегистрировано.

При установленных обстоятельствах истцом не может быть предоставлена ни схема земельных участков в СТ с названием улиц, ни решение общего собрания членов садоводческого товарищества о ее утверждении.

В силу п.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и предоставить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременно предоставления услуги.

В силу п.47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации ( пункт 48).

Так пунктом 49 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка.

Из объяснений представителя ответчика следует, что в <адрес> наличествует улично-дорожная сеть, соответственно наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в адрес земельного участка.

Довод истца об исключении из адреса указания на СТ *** суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с Перечнем элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий ( сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 № 171н и п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, к элементам планировочной структуры в том числе относится территории размещения садоводческих некоммерческих товариществ. Отсутствие СТ *** в качестве юридического лица не влечет исключение из адреса объекта элемента планировочной структуры СТ *** где был предоставлен спорный земельный участок.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации по внесению изменения в адрес земельного участка нарушает права и законные интересы истца и не соответствует Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 г. № 1221 и является основанием для признания отказа администрации Михновского сельского поселения, в изменении адреса земельного участка незаконным.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и интересы истца путем внесения дополнительных сведений в адрес спорного земельного участка об элементе улично-дорожной сети и номере участка.

Из части 1 статьи 103 КАС РФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

В соответствии с вышеуказанными нормами в пользу истца подлежит взысканию возврат госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, по заявлению Терещенковой Т.П. о внесении изменения в адрес земельного участка, оформленный письмом за № <номер> от <дата>

Обязать Администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять решение об изменении адреса земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> путем внесения дополнительных сведений об элементе улично-дорожной сети и номере участка в течении восемнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу Терещенковой Т.П. возврат госпошлины *** рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2018 года.

Судья Ульяненкова О.В.