Дело ***а-1239/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 26 апреля 2018 года
Ленинский районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Сухоруковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации *** к УФССП России по *** об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация *** обратилась в суд с административным иском к УФССП России по *** об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., наложенного 18.09.2017г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ***, в рамках исполнительного производства ***-ИП от 05.07.2017г. В обоснование административного иска указано, что решением Ленинского районного суда *** от 21.02.2017г. на администрацию *** возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: *** освобождению земельного участка по указанному адресу от строительного мусора. 05.07.2017г. было возбуждено исполнительное производство ***-ИП. После возбуждения исполнительного производства администрации *** был предоставлен срок пять дней для добровольного исполнения решения суда, однако в течение установленного срока реальное исполнение решение суда было невозможным, вследствие объективных причин, поскольку организация работы по сносу осуществляется в соответствии с Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007г. ***, в соответствии с которым жилые помещения относятся к основным средствам муниципального имущества и списываются на основании решения городской Думы. В целях списания объектов основных средств, относящихся к объектам недвижимости, подлежащих сносу, формируется определенный пакет документов, который рассматривается комиссией по списанию основных средств администрации *** в месячный срок с момента формирования пакета документов. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом, на основании которого готовится проект решения городской Думы. Проект решения о списании объектов основных средств с выпиской из протокола комиссии, документами, предусмотренными Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, вносится в городскую Думу. До момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств разборка и демонтаж объектов основных средств не допускаются. Постановлением администрации *** от 14.03.2018г. *** были внесены изменения в Устав МКУ «Долговой центр» в части дополнения функцией осуществления сноса расселенных домов и освобождению земельных участков от строительного мусора. В настоящее время указанные изменения зарегистрированы в ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Долговой центр» и также решается вопрос о внесении изменений в муниципальную программу для осуществления финансирования данного вида работ, т.е. сноса строений. Длительность исполнения, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Уланова Н.Н. заявленные административные требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - УФССП России по *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по *** в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от ***г. N229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.6 ст.112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 05.07.2017г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по *** было возбуждено исполнительное производство ***-ИП, по предмету исполнения: обязать городской округ *** в лице администрации *** организовать работы по сносу строения по адресу: *** освобождению земельного участка по указанному адресу от строительного мусора.
В пункте 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
18.09.2017г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ***, в рамках указанного исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с администрации *** исполнительского сбора в размере 50000 руб., в силу того, что администрацией *** исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Также судом установлено, что письмом администрации *** от 13.09.2017г. на имя судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по *** сообщалось, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств, осуществляется сбор пакета документов, необходимых для представления на списание объекта.
Кроме того, организация работы по сносу осуществляется в соответствии с Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007г. ***, в соответствии с которым жилые помещения относятся к основным средствам муниципального имущества и списываются на основании решения городской Думы.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно организация работ по сносу строения, требуют значительных временных затрат.
Как следует из основания административного иска и доводов представителя административного истца, фактическая возможность организовать работы по сносу строения в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у администрации *** отсутствовала.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не исполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими только от администрации ***, что свидетельствует об отсутствии вины администрации *** и наличии оснований для освобождения от исполнительского сбора.
Кроме того, судом учитывается правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от ******-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Помимо вышеизложенного судом учитывается и то обстоятельство, что администрация *** является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение вышеуказанного решения суда носит определенный временной характер, поскольку предусматривает совершение последовательности установленных законодательных действий при организации работ по сносу строений, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
На основании изложенного, суд считает возможным освободить администрацию *** от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, наложенного 18.09.2017г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ***, в рамках исполнительного производства ***-ИП от 05.07.2017г.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации *** удовлетворить.
Освободить администрацию *** от исполнительского сбора в сумме 50000 руб., наложенного 18.09.2017г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ***, в рамках исполнительного производства ***-ИП от 05.07.2017г.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Кострюков
Решение суда в окончательной форме составлено 14.05.2018г.
Судья П.А. Кострюков