Дело № 2а-1239/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 31 марта 2021 года
Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре до перерыва в судебном заседании ФИО1, после перерыва в судебном заседании ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска к ФИО3 о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
16.02.2021 Инспекция ФНС России № 2 по ЦАО г.Омска обратилась в суд с административным иском к ФИО3, в обоснование которого указала, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017, начисленные налоги уплачивались налогоплательщиком несвоевременно, в связи с чем, начислялись пени в соответствии п. 3 ст. 75 НК РФ.
Административный истец просил взыскать с ФИО3 недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 56 рублей, пени в размере 1,32 рублей за период с 02.12.2016 по 02.04.2017 года; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 25 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 378,68 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017 в размере 74,28 рублей, штраф по НДФЛ за непредставление налоговой декларации в размере 1000 рублей.
Налоговый орган в судебном заседании, о времени и месте которого извещен надлежаще участия не принимал.
ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что с конца 2015 года у неё есть личный кабинет налогоплательщика, налоговые требования она получала, их получение она не оспаривает, считает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд, все требования должны были быть объединены воедино, с момента их неисполнения прошло более шести месяцев, представила суду письменный отзыв, в дополнительных пояснениях указала, что с 26.09.2015 является пенсионером по возрасту, с 11.05.2017 её деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, налоговый орган уже обращался в суд с заявлением о взыскании как в порядке приказного, так и в порядке искового производства задолженности на основании требований об уплате в ПФ РФ, в фонд ОМС за период до 01.01.2017 (по требованию № от 04.12.2017), за период с 01.01.2017 (по требованию № от 05.09.2017, № от 26.10.2017 и № от 25.10.2018), о чем свидетельствует решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 09.11.2018 по административному делу № о взыскании за период с 01.01.2017 в размере 10157,67 рублей (по требованию № от 05.09.2017, № от 26.10.2017 и № от 25.10.2018); судебный приказ мирового судьи судебного участка № в Куйбышевском судебном районе г. Омска от 13.06.2018 по делу № за период до 01.01.2017 на сумму 23153,33 рублей (по требованию № от 04.12.2017), в настоящее время по требованиям, которые должны были быть включены в заявление о взыскании в марте-ноябре 2018 года, срок обращения в суд истек.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ; в силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога, а также налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 363 НК РФ). В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 НК РФ. Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ). В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, начиная с 1 января 2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01 января 2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.
Судом установлено, что по сведениям, поступившим в налоговый орган из регистрирующего органа, ФИО3 является собственником объектов недвижимости, в том числе ей принадлежат: дом, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 29.08.2013; жилой дом, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 30.03.2004, дата утраты права 08.06.2015; квартира, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 20.03.2013; баня, <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 29.08.2013; земельный участок, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 01.09.2008; земельный участок, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 23.12.1999; земельный участок, по адресу <адрес> кадастровый №, дата регистрации права 23.12.1999; земельный участок, по адресу <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 09.06.2014, дата утраты права 08.06.2015, следовательно, она является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц.
По данным налогового органа ФИО3 подключена к личному кабинету налогоплательщика с 02.10.2015, данный факт ФИО3 подтвердила в судебном заседании.
По сведениям налогового органа в адрес ФИО3 через «личный кабинет налогоплательщика» было направлено налоговое уведомление № от 12.09.2016 на оплату земельного налога за 2015 год в размере 322 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 25 руб., в срок до 01.12.2016.
Получение налогового уведомления ФИО3 подтвердила в судебном заседании, не отрицала тот факт, что оплату налогового уведомления не произвела.
Налоговым органом начислялись пени в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Пунктом 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
В силу статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налоговым органом в адрес ФИО3 через информационный сервис «Личный кабинет» было направлено требование № по состоянию на 03.04.2017 со сроком исполнения не позднее 25.05.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 25 руб. и земельного налога за 2015 год в размере 56 руб., и пени в размере 1,32 руб. (за период с 02.12.2016 по 02.04.2017).
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Требование № выставлено по состоянию на 03.04.2017, три месяца с момента установленного срока оплаты уведомления (01.12.2016) истекли 01.03.2017, следовательно, налоговым органом пропущен трехмесячный срок выставления данного требования.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в данной части иск удовлетворению не подлежит.
ФИО3 с 12.04.2005 до 11.05.2017 состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017 года.
Статьей 227 НК РФ установлены особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. Согласно ст. 207 НК РФ ФИО3 в указанный период являлась плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Пунктом 3 ст. 229 НК РФ установлено, что в случае прекращения деятельности, указанной в ст. 27 НК РФ, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
ФИО3 24.05.2017 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая по результатам которой принято решение о привлечении к налоговой ответственности № от 25.10.2017.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии со ст. 432 НК РФ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются ( плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании положения ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом ФИО3 были направлены требования № по состоянию на 26.10.2017 на оплату задолженности со сроком оплаты до 24.11.2017 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 378,68 руб. пени; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017 в размере 74,28 руб. пени; № по состоянию на 18.12.2017 на оплату задолженности со сроком оплаты до 23.01.2018 штрафа по НДФЛ штраф за непредставление налоговой декларации в размере 1000 руб.; № по состоянию на 25.10.2018 на оплату задолженности со сроком оплаты до 23.11.2018: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 776,67 руб. пени; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017 в размере 152,35 руб. пени, получение которых ФИО3 в судебном заседании подтвердила.
В ходе судебного разбирательства налоговым органом представлен расчет задолженности ФИО3, который оспорен не был, получение требований №, № и № она не оспаривала.
Возражая против заявленных требований, ФИО3 привела довод о том, что ранее налоговым органом ей было выставлено требование №, указанное требование уже являлось основанием административного иска, рассмотренного по делу №, требования № от 26.10.2017 и № от 25.10.2018 дублируют требование №, в связи с чем, считает действия налогового органа неправомерными.
Судом изучены материалы дела № по административному иску ИФНС России № 2 по г. Омску о взыскании с ФИО3 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, прочие начисления с 01.01.2017, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС с 01.01.2017, прочие начисления за 4 кв. 2016, в решении суда от 09.11.2018, вступившем в законную силу 27.11.2018, установлено, что ФИО3 являлась индивидуальным предпринимателем с 12.04.2005 года, прекратила предпринимательскую деятельность 11.05.2017 в связи с принятием соответствующего решения, поэтому являлась плательщиком по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС до 01.01.2017, размер страховых взносов, не оплаченных за этот период, составил 10 157,67 рублей, налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № об уплате страховых взносов со сроком оплаты до 03.10.2017, которое в полном объеме не исполнено.
Судом установлено, что требование № по состоянию на 05.09.2017 об уплате страховых взносов со сроком оплаты до 03.10.2017 содержит только недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 491,94 руб.; недоимку по страховым взносам в фонд ОМС в размере 1665,73 руб.; то есть, в данном требовании пени, штрафы административному ответчику предъявлены к уплате не были.
В требованиях, на которых основан административный иск, рассматриваемый по данному делу - № по состоянию на 26.10.2017, № по состоянию на 25.10.2018 начислены только пени на недоимку, указанную в требовании № по состоянию на 05.09.2017, так как в срок указанное требование исполнено не было.
Факт того, что ФИО3 недоимку по требованию № вовремя не уплатила, в судебном заседании не опровергался, наоборот, ФИО3 представила справку от 23.03.2021 года, согласно которой оплату задолженности она произвела летом 2020 года.
Таким образом, начисление неустойки налоговым органом соответствует требованиям закона.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней не является самостоятельной, является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на её принудительное взыскание, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
05.08.2020 мировым судьей судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г.Омске вынесен судебный приказ по заявлению налогового органа о взыскании с ФИО3 задолженности по налогу и пени.
25.08.2020 указанный судебный приказ отменен.
Применительно к ч. 2 ст. 48 НК РФ, сумма недоимки и пени по выставленным требованиям, начиная с первого требования № и с учетом последующих требований не превысила 3000 рублей, следовательно, исходя из срока исполнения требования 25.05.2017, трех лет, истекших 25.05.2020, шести месяцев налоговый орган должен был обратиться к мировому судье до 25.11.2020 года.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 05.08.2020 в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ, согласно штампу на почтовом конверте, налоговый орган обратился в суд с административным иском 16.02.2021, то есть в установленный законом шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд не пропущен.
С учётом указанных обстоятельств, проверив расчёт задолженности, признав его верным, суд пришёл к выводу о необходимости взыскания с ФИО3 задолженности в размере, указанном в требованиях №, № и №.
В силу ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции ФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска к ФИО3 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 378 рублей 68 копеек пени; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с 01.01.2017 в размере 74 рубля 28 копеек пени, штраф по НДФЛ за непредставление налоговой декларации в размере 1000 рублей, всего 1452 рубля 96 копеек.
Административный иск в остальной части оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО3 в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья подпись Д.В.Середнев
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 31.03.2021 года.
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |