ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-123/19 от 10.01.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-123/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2019 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

при секретаре Гареевой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Маслова С.Ф. к администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края и администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным заключения о невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному,

У С Т А Н О В И Л:

Маслов С.Ф. просит суд признать незаконным заключение администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, пер. Белореченский, <адрес>, а также обязать администрацию муниципального образования <адрес> выдать повторно заключение с учетом положений п. 25 Постановления Правительства «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» о возможности или невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному с кадастровым номером 23:39:1101008:57, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец Маслов С.Ф. и его представитель – Бродовая Е.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали, в обоснование чего пояснили, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> В июле 2018 года административным истцом в администрацию Белореченского городского поселения подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Маслову С.Ф. было отказано в формировании присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному земельному участку, находящемуся по адресу: <адрес>, <адрес>. Основанием для отказа явилось заключение администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому испрашиваемый земельный участок попадает в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны. Однако, оспариваемое заключение от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным. Правила регулирования санитарно-защитных зон до марта 2018 года базировались на единственном документе - СанПиН 2.2.1/ 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, на основании которого было выдано оспариваемое заключение. С марта 2018 года начало действовать Постановление Правительства «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое определяет новые правила определения санитарно-защитных зон и эксплуатации тех участков, которые входят в их границы. С учетом действующей иерархии нормативной документации Постановление Правительства обладает приоритетом и частично отменяет некоторые положения действующих санитарных правил. Согласно действующим ранее санитарным правилам сведения о санитарно-защитных зонах не отражались в едином государственном реестре недвижимости. Теперь санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Исходя из оспариваемого заключения, санитарно-защитная зона отражена только в документах территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Белореченский район, границы зоны не установлены и имеют ориентировочные данные, которые не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Административный истец не оспаривает сам факт установления санитарно-защитной зоны, но при этом считает, что с момента начала действия Постановления Правительства «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», не действуют ограничения в использовании земельных участков, расположенных в границах такой санитарно-защитной зоны, вследствие чего санитарно-защитная зона, не внесенная в реестр недвижимости, не препятствует формированию земельного участка.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район Какаева О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснила, что оспариваемое заключение управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Белореченский район было дано по запросу администрации Белореченского городского поселения Белореченского района в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальной услуги и носит информационный характер. Оспариваемое заключение было подготовлено на основании сведений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Белореченский район. Правила землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района Краснодарского края были утверждены решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района 8 апреля 2016 года № 120, где статьей 28 утверждена карта градостроительного зонирования территории Белореченского городского поселения Белореченского района, карта зон с особыми условиями использования территории. Таким образом, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок попадает в санитарно-защитную зону предприятия, осуществляющего дробильно-сортировочную деятельность (цементно-транспортная компания), формирование присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному земельному участку не представляется возможным.

Представитель административного ответчика - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Аверин А.А. возражал против исковых требований, пояснил, что основанием для выдачи обжалуемого заключения, послужил тот факт, что предлагаемый к перераспределению земельный участок находится в санитарно-защитной зоне производственного предприятия. В целях обеспечения безопасности населения, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Так согласно п.5.1 Правил установления санитарно-защитных зон в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Установление санитарно-защитных зон направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека. Формирование же участка в границах испрашиваемых административным истцом приведет к нарушению названных требований. При этом, тот факт, что санитарно-защитная зона не внесена в Единый государственный реестр недвижимости, не является основанием для отмены ограничений, установленных СанПиН, поскольку законодателем определен переходный период до 01.01.2020 года. Так, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 342-ФЗ с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. До указанного времени, установленные ограничения действуют, вследствие чего заключение о невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному является обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.

Как установлено в судебном заседании, Маслов С.Ф, является собственником земельного участка площадью 700 кв.м, с кадастровым номером , предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.11).

В июле 2018 года Маслов С.Ф обратился в администрацию Белореченского городского поселения муниципального образования с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровым номером , собственником которого он является, и земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 545 кв.м, для индивидуального жилищного строительства.

15.08.2018 года согласно сообщению администрации Белореченского городского поселения <адрес> Маслову С.Ф. было отказано в формировании присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному земельному участку с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пер.Белореченский, 43, ввиду попадания испрашиваемого земельного участка в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны (л.д.7).

В качестве основания для отказа администрация Белореченского городского поселения <адрес> в вышеуказанном сообщении ссылается на заключение Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании сведений документального территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования <адрес>, формирование присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному невозможно, так как испрашиваемый земельный участок частично попадает в ориентировочную зону границу санитарно-защитной зоны от производственных сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения согласно СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 (л.д.51,52).

Решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района 08.04.2016 года № 120 утверждены Правила землепользования и застройки Белореченского городского поселения Белореченского района. Статьей 28 указанных Правил утверждена Карта градостроительного зонирования территории Белореченского городского поселения Белореченского района, карта зон с особыми условиями использования территории.

Исходя из положений ст.104 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты и здоровья граждан.

В целях, предусмотренных п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) и ограничивают или запрещают использование земельных участок для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п.18 ст.105 Земельного кодекса РФ может быть установлена одна из зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, санитарно-защитная зона.

Согласно ст.28 Правил землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района испрашиваемый Масловым С.Ф. земельный участок попадает в установленную Правилами санитарно-защитную зону предприятия, осуществляющего дробильно-сортировочную деятельность (цементно-транспортная компания).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Правила землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденные решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 08.04.2016 года № 120, административным истцом не оспаривались, как и не оспаривался сам факт установления вышеуказанной санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п.25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 года N 222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в ориентировочной границе санитарно-защитной зоны, которая отражена в документах территориального планирования и градостроительного зонирования Белореченского городского поселения, границы указанной зоны не установлены и имеют ориентировочные данные, которые не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Между тем, согласно ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Таким образом, доводы административного истца и его представителя о том, что с момента вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 года N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ограничения использования земельных участков, попадающих в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны, якобы не действуют, являются необоснованными, поскольку законодателем определен переходный период до 01.01.2020 года, а также определен порядок установления санитарно-защитных зон и прекращения существования ориентировочных санитарно-защитных зон, установленных ранее.

До 01.01.2020 года все ограничения в отношении земельных участков, попадающих в ориентировочную границу санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, действуют независимо о того, внесены ли сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости либо нет.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое заключение от 14.08.2018 года о невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному является обоснованным, какие-либо законные основания для обязания администрации муниципального образования Белореченский район выдать Маслову С.Ф. повторное заключение у суда отсутствуют, вследствие чего в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Маслову С.Ф. в удовлетворении административного искового заявления к администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края и администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным заключения о невозможности формирования присоединяемого (дополнительного) земельного участка к основному отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Волковая