РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 11 апреля 2019 г. г.Севастополь Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Жагинова А.И., при секретаре судебного заседания Леонтьевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-123/2019 по административному исковому заявлению командира войсковой части (номер) об оспаривании отдельных положений акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»-«91 финансово-экономическая служба» от 13 декабря 2018 г. № (номер), проведенных должностными лицами Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), установил: командир войсковой части (номер) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными отдельные положения акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»-«91 финансово-экономическая служба» (далее – 91 ФЭС) от 13 декабря 2018 г. № (номер) (далее - Акт), изложенные в пункте 4.1. раздела 4, и обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее – МУВФКА) исключить из пункта 4.1. раздела 4 Акта указание о необоснованной выплате бывшим военнослужащим ФИО1 и ФИО2 надбавки за особые условия военной службы за исполнение обязанностей, связанных с руководством подразделениями (далее – надбавка за руководство) в сумме (изъято) руб. Кроме того, командир войсковой части (номер) просил обязать начальника МУВФКА снять с контроля сумму ущерба в размере (изъято) руб. В обоснование заявленных требований командир воинской части в административном исковом заявлении указал, что контрольной группой МУВФКА проводилась проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности 91 ФЭС, по итогам этой проверки в декабре 2018 г. был составлен Акт № (номер), в подпункте 4.1 пункта 4 которого, изложены сведения о неположенной выплате надбавки за руководство двум бывшим военнослужащим воинской части в общей сумме (изъято) руб. С названным Актом в указанной части истец выразил свое несогласие, так как в данном акте необоснованно указано, что по совмещенным наименованиям воинских должностей, таких как «(изъято)» и «(изъято)», двум военнослужащим вместо 5 процентов, выплачивалась надбавка за руководство в размере 20 процентов оклада по воинской должности. Указанные в Акте военнослужащие при исполнении должностных обязанностей по одной должности, также исполняли обязанности по второй совмещенной должности, приведенной в Приложении № 9 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Минобороны России от 30 декабря 2011 г. № 2700, в связи с этим, по мнению командира воинской части, выплата надбавки за руководство производилась обоснованно на основании изданных им приказов. Надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, административный истец командир войсковой части (номер), заинтересованное лицо начальник 91 ФЭС, административные соответчики начальник МУВФКА и контрольная группа МУВФКА в лице ее руководителя в суд не прибыли, что на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. В письменных возражениях представитель административного ответчика начальника МУВФКА – ФИО3 указал, что по результатам выездной проверки 91 ФЭС в период с 20 ноября по 13 декабря 2018 г. составлен Акт, из положений которого следует, что в нарушение требований подпункта «е» пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих и приложения № 9 к Порядку (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 391), определяющего размер ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, производилась выплата надбавки в завышенных размерах (20 процентов вместо 5 процентов оклада по воинской должности) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при замещении ими воинских должностей, непоименованных в Приложении № 9 к Порядку. В связи с чем, военнослужащим неправомерно изданными приказами была установлена неположенная дополнительная выплата, что привело к излишним денежным выплатам в сумме (изъято) руб., и по смыслу ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» виновные в причинении ущерба должны быть установлены по результатам административного расследования. Исследовав материалы дела, представленные доказательства и письменные возражения, суд приходит к следующим выводам. Как следует из выписки из Плана ведомственного финансового контроля на 2018 г., утвержденного первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 23 ноября 2017 г., приказом начальника МУВФКА от 6 ноября 2018 г. №178, была назначена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности 91 ФЭС за период с 1 декабря 2015 г. по 31 октября 2018 г. По итогам указанных контрольных мероприятий составлен Акт от 13 декабря 2018 г. № (номер). В п. 4.1 раздела 4 названного Акта «Проверка расходов на выплату денежного довольствия, заработной платы и прочих выплат» и в приложении № 16 указано, что контрольными мероприятиями установлены неположенные выплаты надбавки за руководство в период с 1 января по 30 ноября 2016 г. двум военнослужащим войсковой части (номер) старшине команды – старшему баталеру мичману ФИО1 и старшине команды – старшему боцману старшему мичману ФИО2 в размере 20 процентов, вместо 5 процентов оклада по воинской должности, а всего переплата составила в сумме (изъято) руб. На основании этого в пункте 2 раздела «Предложения» начальнику 91 ФЭС предложено направить в воинские части сведения о нарушениях и размерах ущерба, выявленного контрольными мероприятиями, для проведения административных расследований, устранения нарушений и принятию решений по возмещению ущерба. С данным Актом в день его составления был ознакомлен начальник 91 ФЭС, после чего 17 декабря 2018 г. копию Акта направил командиру войсковой части (номер). После получения копии Акта, в войсковой части (номер) проведено административное расследование, в заключении которого отражено, что (изъято) ФИО1 и (изъято) ФИО2 исполняли обязанности по совмещенным должностям, одна из которых указана в приложении № 9 к Порядку, в связи с чем эти воинские должности нельзя относить к иным воинским должностям в соответствии с указанным приложением. Анализируя установленные выше обстоятельства, суд приходит к следующим выводам. Согласно пункту 7 Положения о МУВФКА, утвержденного приказом директора департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 67, одной из основных задач данного управления является осуществление ведомственного финансового контроля в Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 1). В рамках этой деятельности МУВФКА в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 вышеуказанного Положения осуществляет функции ведомственного финансового контроля путем проведения контрольных мероприятий с подготовкой актов. Пунктом 31 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 17 февраля 2017 г. № 100 (далее – Регламент) оговорена необходимость внесения в акт контрольных мероприятий документально подтвержденных фактов нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, суммы нарушений и причин их возникновения. В соответствии с пунктами 35, 39 и 40 названного Регламента, по результатам проведения контрольных мероприятий оформляется акт, в описательную часть которого подлежит включению выявленные нарушения, а в заключительную часть указываются выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению. Как видно из содержания оспариваемого Акта, в его заключительной части начальнику 91 ФЭС предписывалось направить в воинские части сведения о нарушениях и размерах ущерба, выявленного контрольными мероприятиями, для проведения административных расследований, устранения нарушений и принятию решений по возмещению ущерба. Таким образом, в ходе указанных контрольных мероприятий причины образования предполагаемого ущерба и виновные в его образовании не устанавливались, что обязывало начальника 91 ФЭС направить соответствующие сведения, а командира войсковой части (номер) назначить и провести по этим фактам административное расследование даже при несогласии с описательной частью и выводами Акта. Как установлено в суде, контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности 3 ФЭС были включены в соответствующий План на 2018 год, утверждены решением первого заместителя Министра обороны Российской Федерации и проведены на основании приказа начальника МУВФКА от 6 ноября 2017 г. №178 ревизионной группой МУВФКА с 20 ноября по 13 декабря 2018 г. По результатам этих контрольных мероприятий составлен Акт от 13 декабря 2017 года №(номер), который подписан всеми членами ревизионной группы. В описательной части Акта содержатся сведения о нарушениях финансовой дисциплины, сумм нарушений и причины их возникновения, основываясь на приложенных к нему соответствующих документах. В заключительной части этого Акта указаны выводы о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, а также предложений по их устранению. Таким образом, порядок проведения контрольных мероприятий не нарушен. Согласно п. 32 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих. Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 г. № 1073 утвердило Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласно подп. «г» п. 3 которых надбавка за командование выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В соответствии с пп. «е» п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 391), военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере до 20 процентов оклада по воинской должности на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. При этом размер надбавки устанавливается в соответствии с приложением № 9 к указанному Порядку. Согласно приложению № 9 Порядка должности начальника связи-командира взвода связи и заместителя командира взвода-командира отделения в нем не предусмотрены, как должности, за исполнение обязанностей по которым установлена надбавка в размере 20 процентов оклада по воинской должности. На иные воинские должности руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, установлена надбавка в размере 5 процентов оклада по воинской должности. Особых оговорок по данным воинским должностям Порядок не содержит. В разъяснениях заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Минобороны России от 14 ноября 2014 г. № 180/4/10858 указывается, что в случаях, когда штатами воинских частей предусмотрены совмещенные наименования воинских должностей, которые не поименованы в приложении № 9 Порядка и по которым не оговорено особо, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы выплачивается в размере 5 процентов оклада по воинской должности. Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку в Приложении № 9 Порядка воинские должности с совмещенным наименованием «старшина команды-старший боцман» и «старшина команды-старший баталер» не поименованы, как должности, надбавка по которым установлена в размере 20 процентов оклада по воинской должности, и особых оговорок по данной должности Порядок не содержит, то данные должности могут быть отнесены только к иным воинским должностям руководителей, командиров воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также воинским должностям, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. Размер вышеуказанной ежемесячной надбавки по этим воинским должностям составляет 5 процентов оклада по воинской должности. При таких обстоятельствах следует признать обоснованным указание в Акте и справке сведений о неположенных дополнительных выплатах надбавки за руководство по совмещенным наименованиям воинских должностей, таких как «старшина команды-старший боцман» и «старшина команды-старший баталер», двум военнослужащим войсковой части (номер) в размере 20 процентов оклада по воинской должности, в общей сумме (изъято) руб. Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд признает административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд решил: в удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части (номер) об оспаривании отдельных положений акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»-«91 финансово-экономическая служба» от 13 декабря 2018 г. № (номер), проведенных должностными лицами Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия. Председательствующий А.И. Жагинов |