ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-123/20 от 08.06.2020 Угловского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-123/2020

Уникальный идентификатор дела 22RS0057-01-2020-000135-67

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 июня 2020 года с. Угловское

Угловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи О.А. Закоптеловой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску прокурора Угловского района, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Угловского района обратился в суд с иском о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, указав в его обоснование, что при проведении проверки соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию установлено, что на Интернет-сайтах https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/ размещена информация, явно пропагандирующая нетрадиционные (однополые) сексуальные отношения, вход на сайт свободный, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний. Текстовая информация в совокупности с изображениями явно и недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе среди несовершеннолетних, и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения. Распространение информации, направленной на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить к совершению каких-либо действий, является пропагандой. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. Данная информация в силу прямого указания п. 4 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона относится к запрещенной к распространению среди детей. Просит признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, размещенную на Интернет-сайтах https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/ запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В связи с наличием ходатайства истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, согласия административного ответчика, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Суд, изучив представленные письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении административного иска на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации, в том числе, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

При этом, государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах (статья 34 Конвенции).

В абзаце 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствие с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения видео продукции, пропагандирующей антиобщественное поведение.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Согласно пункту 1 статьи 2 указанного нормативного правового акта, под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

За пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, при этом за распространение порнографических материалов среди несовершеннолетних ч.2 ст.242 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена строгая уголовная ответственность.

Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет», в местах доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет», в таких местах другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами, в их взаимосвязи, установлен полный запрет на распространение информационных материалов, которые представляют реальную угрозу здоровью детей, также данный запрет должен защищать несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, и данные меры предусматривают необходимость ограничения доступа несовершеннолетних к таким материалам.

Кроме того, Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей, и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях.

Как следует из представленных прокурором письменных доказательств, в сети «Интернет» на Интернет – страницах: https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/, в свободном доступе находится информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.

Согласно представленным сведениям, провайдер хостинга https://gaypron.cc/, расположен в Нидерландах, провайдер хостинга https://www.sunporno.com/gay/channels/ расположен в США, информация о более точном их местонахождении отсутствует.

Текстовая информация, в совокупности с изображениями, недвусмысленно направлена на популяризацию и пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, а в связи с нахождением ее в свободном доступе, в том числе, и среди несовершеннолетних, способствует возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения, а также наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду актами осмотра и проверки указанного Интернет-сайта, скриншотом и распечаткой Интернет-страницы указанного сайта, а также информацией, представленной административным ответчиком, о том, что в настоящее время Интернет-страница, указанная в административном иске прокурора, в сети «Интернет» действительно доступна, в Единый реестр, запрещенных Интернет ресурсов, не включена, что подтверждается скриншотами, представленной Интернет-страниц и страниц Единого реестра.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с частями 1 и 6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 15 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 9 данного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую путем свободного доступа в телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенной на Интернет-страницах: https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, что является достаточным основанием для внесения ее в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч.1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ).

Согласно п.3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с подп.б п.5 указанных Правил, основанием для включения в единый реестр является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы электронного взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией, вносят в единый реестр реестровую запись (п.9 Правил).

В ходе рассмотрения данного административного дела судом установлено, что на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовой коммуникации ресурсы, расположенные в сети «Интернет» на Интернет-страницах: https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, в единый реестр аудиовизуальных сервисов не включен.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст.62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные материалы дела и иные письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении, заявленных прокурором требований, которые направлены исключительно на защиту, нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление прокурора Угловского района Алтайского края, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, размещенную на сайте в сети «Интернет» на Интернет-страницах: https://gaypron.cc/, https://www.sunporno.com/gay/channels/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.А. Закоптелова