Дело №2а-123/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 года Г.Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области под председательством судьи Гетмановой Ж.В.,
при секретаре Макиенко В.В.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №13 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей и земельного налога ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании административного иска указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежат транспортные средства и земельные участки сельскохозяйственного назначения, в связи с чем он является плательщиком транспортного и земельного налога. В его адрес направлялись требования от ДД.ММ.ГГГГ№ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. По требованиям административным ответчиком уплачено <данные изъяты> рублей. На судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком поданы возражения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. До настоящего времени сумма налога и пени не оплачена в связи с чем, представитель административного истца обратился в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области в судебное заседание не прибыл, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела по административному иску в его отсутствие.
От представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области поступило ходатайство, в котором указано, что от ФИО1 поступило заявление о наличии льготы у налогоплательщика и перерасчете транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года. Налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ года, о чем вынесено Уведомление № о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы. Согласно налоговому уведомлению № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ года в сумме налогов- <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей.
Административный ответчик ФИО1 административный иск не признал, и просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что на одиннадцать транспортных средств не начисляется транспортный налог, поскольку он является сельскохозяйственным производителем, что подтверждается выписками по расчетному счету и выпиской из книги доходов. В указанных выписках отражены выплаты по субсидиям. В административном иске указаны два транспортных средства <данные изъяты> и <данные изъяты>, собственником которых он не является. Из приведенного списка он должен оплатить налог за легковой автомобиль <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ год, им излишне уплачен транспортный налог на сумму более <данные изъяты> рублей. Это обстоятельство подтверждено банковскими квитанциями. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МИФНС №13 с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога, но ответа до настоящего времени не получил. Земельный налог уплачивается в соответствии с налоговыми уведомлениями. Факт уплаты подтверждают квитанции. Помимо отсутствия материальный оснований для взыскания с него налога, административным истцом пропущен срок для обращения в суд, установленный ст. 48 НК РФ.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее <данные изъяты> рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных положений НК РФ следует, что установленный порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством и не может носить произвольный характер. Для каждого этапа Кодексом установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации правомочий налогового органа.
Право налогового органа на взыскание с налогоплательщика сумм налогов и пеней предшествует обязанность Инспекции направить налогоплательщику требование об уплате налога и пени, которое по своей форме и содержанию должно отвечать положениям НК РФ, а также соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов, пени).
Из дела видно, что инспекцией налогоплательщику были направлены:
- требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму земельного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени по транспортному и земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей.;
- требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, земельного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей;
-налоговое уведомление № об уплате до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога на сумму <данные изъяты> рублей и земельного налога в размере <данные изъяты> рублей.
Факт получения данных требований и налогового уведомления административным ответчиком не оспаривался.
В судебном заседание административным ответчиком ФИО1 представлены квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога на сумму <данные изъяты> рублей и земельного налога в размере <данные изъяты> рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика ФИО1 поступило заявление о перерасчете транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ года в связи с наличием льготы.
Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление № о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, наличие излишне уплаченного транспортного налога на момент рассмотрения дела, по указанным основаниям в удовлетворении административного иска о взыскании транспортного налога и пени должно быть отказано.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда,
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №3 Семикаракорского судебного района ФИО2 вынесено определение об отмене судебного приказа.
Исковое заявление в связи с отменой ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа административным истцом подано ДД.ММ.ГГГГ с пропуском срока, установленного п.3 ст.48 НК РФ. Доказательств уважительности пропуска обращения в суд с настоящим заявлением не представлено. Административным истцом ходатайств о восстановлении указанного срока не заявлено.
Оценив, представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд установленный п.3 ст.48 НК РФ. По указанным основаниям, требования ИФНС о взыскании с ответчика земельного налога и пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей и земельного налога ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2016 года