ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-123/2018 от 10.04.2018 Ленинск-кузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-123/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий «10» апреля 2018 год

Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Долгих Н.В.

с участием прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Царева А.А.

при секретаре Купцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с административным иском к администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, мотивируя свои требования тем, что по поручению прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, и установлено следующее.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с п.22 ч.1, ч.ч.3, 4 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального района. Однако, законами субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения.

На основании п.3 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2014 года №109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», дополнительно с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляется организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», данный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в числе прочего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.

В силу ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с п.1 ст.17 указанного Федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

На основании ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», для погребения умерших предназначены общественные кладбища, на которых для этого предоставляется участок земли. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

В силу ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области имеется 9 общественных кладбищ: в с.Шабаново, д.Торопово, п.Мусохраново, п.Орловский, д.Соколовка, с.Камышино, п.Южный, д.Покровка, п.Дружный.

В нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области не издан муниципальный правовой акт, определяющий порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, а также не установлены правила содержания мест погребения на общественных кладбищах Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области.

Указанные нарушения закона влекут неблагоприятные последствия в виде необеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создают риск вредного воздействия останков или праха умерших на здоровье населения, окружающую среду.

Неисполнением органами местного самоуправления Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области обязанностей по изданию муниципального правового акта, определяющего порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории поселения, а также по установлению правил содержания мест погребения на общественных кладбищах поселения, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Определить круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с данным заявлением, невозможно, поскольку пострадать от возможных негативных последствий могут как люди, проживающие в границах Шабановского сельского поселения, так и те, кто может проживать в данном населенных пунктах Шабановского сельского поселения в будущем, а также приезжать в целях отдыха и в иных целях.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и изданию муниципального правового акта, определяющего порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных - на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, а также к установлению правил содержания мест погребения на общественных кладбищах Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области. Обязать администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области издать муниципальный правовой акт, определяющий порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, и установить правила содержания мест погребения на общественных кладбищах Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Царев А.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, основываясь на доводах и обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Антипьев А.В. заявленные административные исковые требования признал в полном объеме и выразил согласие на их удовлетворение, пояснив суду, что в настоящее время действующий муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения отсутствует, правила содержания мест погребения на общественных кладбищах сельского поселения также отсутствуют. Разработанные ранее проекты указанных муниципальных правовых актов, представленные на правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуру Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области были возвращены, как не соответствующие, установленным требованиям закона.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.46 ч.3 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии со ст.157 КАС РФ признание административного иска представителем административного ответчика главой администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Антипьевым А.В. занесено в протокол судебного заседания и им подписано. Последствия признания административного иска разъяснены.

Судом установлено, что представитель административного ответчика Антипьев А.В., выразив согласие на удовлетворение административного иска, тем самым признает обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

Суд в соответствии со ст.84 КАС РФ, на основании ст.59 ч.2 КАС РФ принимает объяснения представителя административного ответчика Антипьева А.В. о признании указанных обстоятельств и признает их достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они не противоречат материалам административного дела, соответствуют действительности и согласуются с другими доказательствами. Оснований, предусмотренных ст.65 ч.5 КАС РФ не имеется.

Таким образом, в соответствии со ст.65 ч.1 КАС РФ суд принимает обстоятельства, признанные представителем административного ответчика администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Антипьева А.В., на которых административный истец прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области основывает свои требования о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.

Согласно ст.65 ч.4 КАС РФ, если обстоятельства признанные и удостоверенные стороной в порядке, предусмотренном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по делу.

Исходя из ст.46 ч.5 КАС РФ, суд не принимает признание административного иска ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд считает возможным принять признание административного иска представителем административного ответчика администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области Антипьевым А.В., поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В деле имеются доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных административных исковых требований и свидетельствующие о том, что принятие судом признания административного иска представителем административного ответчика возможно в силу того, что это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая сущность заявленных административных требований, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, не подлежит взысканию на основании ст.114 ч.1 КАС РФ с административного ответчика - органа местного самоуправления, который не отнесен законом к числу ее плательщиков.

Руководствуясь ст.ст.46, 157, 180, 227, 228 КАС РФ

РЕШИЛ:

1. Принять признание административного иска представителем административного ответчика администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области.

2. Признать незаконным бездействие администрации Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, выразившегося в непринятии мер к разработке и изданию муниципального правового акта, определяющего порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных - на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, а также к установлению правил содержания мест погребения на общественных кладбищах Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области.

3. Обязать администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области издать муниципальный правовой акт, определяющий порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, и установить правила содержания мест погребения на общественных кладбищах Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области, установив административному ответчику срок для совершения указанных действий - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

4. Обязать администрацию Шабановского сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области сообщить об исполнении решения прокурору Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в течение месяца с момента истечения сроков исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца с момента его вынесения.

"***"

Судья: Н.В.Долгих

"***"